rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Двухтысячелетняя история Ростова

Не так давно ростовский историк, искусствовед, журналист Василий Иванович Вареник в соавторстве с художником Сергеем Маханьковым создал труд с интригующим названием «Ростов-на-Дону – двухтысячелетний». Это плод долгих исторических изысканий автора, который направлен на изучение малоизвестных научных фактов и источников. Подавляющее число ростовчан не подозревает, что в центре сегодняшнего Ростова две тысячи лет назад существовал довольно большой город-крепость.

– Василий Иванович, скажите, с чего следует начинать отсчёт истории «Древнего Ростова»?

160– Вести историю Дона следует с момента возникновения античных крепостей. Всего в черте нынешнего Ростова-на-Дону располагалось шесть древних городищ, большое античное кладбище горожан и 93 кургана. Спустя триста лет, большая часть этих населённых пунктов погибла при нашествии кочевников из глубин Азии, но осёдлая жизнь на месте сегодняшнего Ростова не прекращалась вплоть до начала Азовских походов Петра Первого. Сведения об античном «Древнем Ростове» вовсе не такая уж сенсация. Это было известно ещё в 1908 году, когда древнее Усть-Темерницкое городище частично исследовали под руководством донского историка М. Б. Краснянского.

Автор рассказывает в книге «Ростов-на-Дону – двухтысячелетний» о том, что населённый пункт в центре Ростова после гибели античной крепости существовал в разных качествах и под разными названиями.  Казачьим городком он стал под названием Самый Нижний. Обживали этот город  древние греки,  эллино-скифы, меоты, тюрки-булгары, хазары, половцы, донские славяне-беловежцы и славяне-бродники, ранние донские казаки. Русские гарнизонные солдаты крепости Дмитрия Ростовского времён Елизаветы Петровны стоят в этом ряду самыми последними. А из этого следует вывод, что наш  Ростов на одно тысячелетие старше Москвы. В Российской Федерации нет другого такого города, который стоял бы  прямо на месте античной крепости.

– По какому признаку можно определить, что Ростову более двух тысяч лет?

– На месте Ростова ещё во времена древних греков существовало шесть однотипных поселений-крепостей. Центральное поселение из этой цепи располагалось в центре нынешнего Ростова-на-Дону. Конечно, называлось оно не Ростовом, а, как предполагают некоторые историки, Наварисом или  Патарвой. Территория нынешнего Ростова две тысячи лет  назад представляла собой степь, которая воспринималась в те времена как край земли. Севернее Танаиса, по представлениям древних греков и римлян, простиралась смертоносная ледяная пустыня. Тем не менее город Танаис, несмотря на то, что воспринимался стоящим на краю обитаемого мира, считался по тем временам густонаселённым и довольно старым городом. При подобном историческом подходе у Ростова-на-Дону есть все права считаться двухтысячелетним городом. Раньше считалось не правильным, если какой-то город из числа бывшего СССР по возрасту превосходил бы Белокаменную. Ростов и не переносился с места на место за десятки километров. В этой связи возникает вопрос, почему отсчёт истории Ростова  ведётся от основания Темерницкой  таможни 18 века. История начинается за столетия до этого события.

– Где располагался по представлению историков «Древний Ростов»?

– Располагался наш «Древний Ростов» там же, где и центр Ростова современного, но в двух очагах. Двух отдельных городищах, хотя и вблизи друг друга. Первый очаг историки называют Темерницким, а второй – Ростовским городищем. Остальные четыре городища тоже входят в черту сегодняшнего города Ростова-на Дону, располагаясь от Левенцовки почти до Аксая. В «Древнем Ростове» предположительно обитали около пятисот «ростовчан». И такое процветание продолжалось около 350 лет. С первого по середину третьего века после Рождества Христова. То есть всю эпоху раннего христианства.

– Василий Иванович, скажите, кем были «древние ростовчане»?

– Скорее всего,  полукровками, полугреками-полуварварами. Вино танаиты и «древние ростовчане» пили неразбавленным, так же, как и их соседи – сарматы. «Древние ростовчане», равно как и все местные жители, носили особые скифские шапки – кожаные колпаки. Они сохранились до нашего времени в виде одеяния православных монахов. Фасон этих шапок не изменился за две тысячи лет. В церковном мире они  и сегодня называются – «скуфейки» или «скуфьи» – то есть буквально скифские шапки!

–  А как выглядели наши предки?

– Сохранилось единственное в истории подлинное изображение древнего танаита. На каменном барельефе изображён всадник Трифон. На его примере можно воссоздать облик городского жителя Нижнего Дона. Итак, бритое лицо по древнеримской моде. Степная всепогодная шапка-скуфейка. Варварские шерстяные или войлочные широкие штаны, предохраняющие от холода, от комаров, они же – для верховой езды. Чисто скифские сапожки из мягкой кожи, причём без подмёток и каблуков, которых в те времена еще не изобрели...

Справка

Василий Вареник является автором таких книг как: «Происхождение донского казачества», нашумевшей повести «Гибель Ростова», написанной  автором под впечатлением от  известия о запуске атомной станции в Волгодонске, «Ростовъ и ростовцы», которая в нетрадиционной форме рассказывает о старом Ростове, о быте горожан. Имеет свыше 800 публикаций в газетах и журналах Ростова и Москвы, русскоязычной прессе Канады и Великобритании.  Василий Иванович Вареник родился 13 мая 1954 году на хуторе Каменный брод станицы Грушевской. По собственному утверждению детство провёл в «XIX веке», в старинном деревянном курене без электричества.

В возрасте 18 лет  Василий Иванович стал свидетелем страшных событий в Новочеркасске. Этот вопрос  интересует многих историков из-за недостатка освещённости темы.

В 1985 закончил исторический факультет  РГУ. Краевед, исследователь, путешественник. Он  неоднократно покорял горные вершины Центрального Кавказа, в 2007 году совершил одиночное путешествие в Крым на велосипеде, проехав 870 км. Является дружинником Конного подразделения, принимает участие в конных парадах.

Екатерина Трофимова
Короткий адрес статьи: http://d7k.ru/t1167
DVK-Media: http://www.dvk-media.ru
.