rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

ЧИСТИЛЬЩИК СТАРИНЫ БОГОТВОРИТ ПУШКИНА И ПРОСТО НЕНАВИДИТ ГОЛУБЕЙ

77Ростовчанин Сергей Божко лично знаком с Пушкиным, Лениным, Кировым и некоторыми другими историческими личностями. Настолько близко, что может называть их Саша, Вова, Сережа. Еще бы — ведь он держал их за руки, чистил им одежду и даже дергал за нос. Сергей Владимирович Божко и по работе, и по призванию души занимается реставрацией памятников. Его задача - снимать со скульптур великих людей историческую грязь...

НАЛЕТ ВРЕМЕН НЕ КРАСИТ ЛИКИ

Поговорка, что времени боятся все, кроме памятников, верна не совсем. Время оставляет свой след даже на пирамидах. Что уж говорить о памятниках, которые стоят в центре города, а особенно такого, как Ростов, - с его загазованностью, сезонными перепадами температуры, с повышенной влажностью атмосферы?.. Бронзовые скульптуры с годами покрываются так называемой патиной Коха (не путать с палочкой Коха!), приобретают мертвенно-зеленый цвет и медленно разрушаются. Еще три-четыре года назад такой зеленью были покрыты фактически все памятники в Ростове.

Общий надзор за ростовскими памятниками (через городское управление культуры) осуществляет Мастерская художественного литья. А Сергей Божко является ведущим специалистом мастерской, химиком-реставратором. Бороться с вредной зеленью на памятниках пришлось именно ему. Засучив рукава, Сергей Владимирович принялся за дело - прямо как добрый доктор Айболит, прибывший к бедным зверюшкам в Африку.

Памятников в Ростове много, и в уходе нуждаются все. Средства «лечения» не Бог весть какие: кисточка, ведро с едким химическим раствором, стремянка. Или отсутствие таковой...

ЧТО ЗА ОРЕЛ НА СТОЛПЕ?

Реставрация Александрийской колонны в парке имени Вити Черевичкина - это целое приключение, о котором Сергей Божко вспоминает с некоторой дрожью в голосе. Начать с того, что к 250-летию Ростова надо было срочно привести в порядок сразу несколько памятников. Сергей начал с Александрийской колонны. И сразу же возникла проблема - а как к ней подступиться?

Столп, воздвигнутый в честь императора Александра II в конце прошлого века, является старейшим городским памятником. Но одновременно - и самым недоступным. Городской голова Нахичевана Манас Ильич Балабанов, утверждавший проект, как-то не подумал - каково же будет потомкам чистить этот памятник? Впервые об этом задумался в прошлом году Сергей Божко, задрав голову вверх и почесывая затылок.

Задачка действительно предстояла не из простых. Высота колонны - 14 метров. Круглый, идеально гладкий столб с орлом на макушке - на такой просто так не заберешься. О том, чтобы просто заказать автовышку, не могло быть и речи: час ее работы стоил 150 рублей, и всего лишь день работы этого подспорья съел бы весь бюджет, выделенный на реставрацию сразу трех памятников. Приходилось что-то придумывать.

- Идея подъема оказалась простой, - рассказывает Сергей Божко, - и была осуществлена при помощи всего трех досок с набитыми на них поперечными ступеньками и уголками-зацепами. Поставив одну доску на стоявшую тогда ремонтную опалубку, я смог зацепом другой доски захватить край колонны, у лап орла. Лез без страховки, а падать было высоко. Только когда вцепился в какие-то крюки наверху колонны, перевел дух. А третья доска нужна была как противовес: я положил ее на плоскую вершину, под орлом, и прикрепил веревками ко второй доске. Конструкция была хоть и хлипкой, но позволяла висеть у самой верхушки этого столба и даже поворачиваться вокруг него.

Благодаря такому цирковому трюку Сергея и колонна, и орел приобрели опрятный вид к юбилею Ростова.

ПРИЗВАНИЕ, А НЕ ПРОФЕССИЯ

Сережа Божко любовь к химии перенял у своей бабушки, учительницы химии. Хотя был соблазн выбрать жизненную стезю врача. Когда умер его дед Стефан Дмитриевич Назаров, в свое время известный врач, главный туболог СКЖД, друзья деда, тоже врачи, предлагали Сергею поступить в медицинский институт, обещая при поступлении всяческую поддержку. Но он выбрал химфак РГУ.

После окончания химфака продолжил обучение в аспирантуре. Работал над закрытой тогда темой - добавки к ракетному топливу. Затем - противочумный институт, научно-практическая работа в области охраны окружающей среды.

Первые опыты практической химии Сергей предпринял еще студентом в университете, в 1973 году. Тогда были в моде ремни с фирменными пряжками - «LEE», «Montana». Сергей научился делать пряжки «LEE», которые были не отличимы от фирменных, - для себя и для друзей. Потом вместе с друзьями-художниками открыл небольшую мастерскую. Брали заказы. Например - сделать 120 изображений Владимира Ильича Ленина для системы магазинов ОРСа. Или стенд для красного уголка какой-нибудь организации. От Ленина, по мере приближения перестройки, переходили к Леннону - изготовили целую серию бюстов знаменитого «битла» в гипсе и в металле.

Иногда были частные заказы. Еще в советское время один торговый работник заказал для своей квартиры гравюру на бернсовскую тему: малютки-медовары варят вересковый мед. По мере работы заказчик вносил коррективы - в сторону увеличения площади художественного произведения. Если первоначально гравюра задумывалась размером с небольшую картину, то в итоге получилось монументальное произведение размером со шкаф.

Сергей Божко обычно работал в паре с художниками. С особой теплотой он вспоминает Нико Читчияна, переехавшего сейчас в Москву. Сергею обычно доставалась техническая часть работы: перенести творение художника на металл. Но перенос - это дело непростое.

- Произведение в металле, каким бы красивым его ни задумал художник, скульптор, все равно приобретает окончательный лоск только после того, как на него химик нанесет патину, - говорит Сергей Божко. -  Я сравнил бы скульптуру с женщиной, которая вышла из бани. Красивая фигура? Да! Но все равно она одевается, подходит к зеркалу и делает макияж. Вот так и я наношу на скульптуру последние штрихи.

А ПАМЯТНИК-ТО РУКОТВОРНЫЙ!

Ростовчане еще помнят «зеленого» Пушкина. Памятник, установленный в 1959 году на перекрестке проспекта Ворошиловского и Пушкинского бульвара, - из самых красивых в Ростове - не ремонтировался на протяжении сорока лет. В прошлом году, накануне 200-ле¬тия со дня рождения А.С. Пушкина, городские власти приняли наконец решение о капитальном ремонте памятника. Тем более, что пьедестал, возведенный в свое время в авральном порядке, уже попросту разваливался.

Скульптурное изображение гения русской поэзии предоставили в распоряжение специалистов Мастерской художественного литья. При небольшом стечении публики одним мартовским днем кран поднял Александра Сергеевича с пьедестала, опустил в кузов грузовика, и Пушкин поехал прямо навстречу Сергею Божко, который возглавлял реставрационную бригаду из семи человек.

- Я узнал, что памятник будет отправлен на реставрацию месяца за три до начала работ. Был почему-то уверен, что реставрацию доверят мне. Поскольку я сам трепетно отношусь к Пушкину и мне очень нравится ростовский памятник работы М.А. Минкуса, я долго думал над предстоящей работой. Прочел много книг о Пушкине, о его эпохе. Приходил к памятнику в различное время суток, в разную погоду. Наблюдал, как падает освещение, как оно меняется. В соответствии с этим и делал наметки - как накладывать слой патины.

...С пушкинским памятником связаны несколько курьезов. Рядом с цехом Мастерской художественного литья, куда повезли Пушкина, находятся сразу два пункта приема металлолома. Как только грузовик с памятником повернул туда, за ним немедленно устремилась милицейская машина: «Пушкина - в металлолом?!» И потом, во время реставрации, к памятнику подходили предприимчивые ростовчане. Интересовались, сколько весит памятник  (около четырех тонн). Обязательно прикидывали, сколько за поэта дали бы денег... Про поэзию никто не вспоминал, а Сергею Божко было до слез обидно.

ВИСЕЛ НА ГОРЬКОМ, ТЕР ЛЫСИНУ ЛЕНИНУ

«Я себя под Лениным чищу», - писал когда-то Маяковский. А кто-то чистит и самого Ленина (это помимо заклятых врагов-оппортунистов). Сергею Божко, наряду с другими памятниками, пришлось почистить перед Днем города и ленинский монумент возле центрального входа в парк имени Горького.

На высоте оказалась наша ГИБДД. Когда неприметный «москвичек», нагруженный щетками, химикалиями и прочим скарбом, нагло свернул на тротуар, чтобы подъехать прямо к памятнику, наперерез ему, расстегивая кобуру, бросился инспектор ГИБДД, дежуривший на Большой Садовой. «Чуть не пристрелил тогда, - вспоминает Сергей. - Когда выяснили отношения с гаишником, подошли местные активисты компартии. Стали настороженно выяснять - зачем приехали, не готовят ли памятник к сносу. Я им объясняю, что Ленина надо немного почистить, а они не верят...»

В общем, Сергей Божко памятник почистил. В принципе, монумент в хорошем состоянии, только вот на голове, на знаменитой ленинской лысине, налипло невесть что - какая-то гадость, даже не похожая на голубиный помет. Но ничего, едкий раствор и мыльная пена сделали свое дело - впервые за много лет вождь мирового пролетариата хорошенько умылся.

Пришлось Сергею иметь дело и с другим «буревестником революции» - с Горьким, памятник которому установлен на набережной Дона. Из-за близости воды вредная патина покрыла фигуру особенно сильно. Сергей перекинул веревку через шею Горького, поднялся и делал свою работу на глазах многочисленных зевак и советчиков, вися на груди великого писателя. Кстати, Божко с недоверием относится к расхожей исторической легенде: мол, Горький - это сохранившийся памятник Сталину, которому после разоблачения культа личности просто приделали голову писателя: следы сварки, в принципе, просматриваются, но они остались от монтажа памятника, а не после его фальсификации.

«НЕНАВИЖУ ЭТИХ ГОЛУБЕЙ!

На счету реставратора Божко еще много славных дел: работа над памятником Кирову, бюстом Вити Черевичкина, мемориалом пионерам-героям, над колоколами, что установлены на стеле «Освободителям Ростова» на Театральной площади... В Ростове памятников много, работы не убывает. И все-таки разговор сводится к Пушкину.

- Знаете, что меня сейчас мучит больше всего? - спрашивает Сергей Божко. - Подходил я недавно к памятнику Пушкину, любовался им очередной раз. И вот досада - какой-то голубь, пардон, нагадил прямо ему на голову, прямо на середину лба. Вообще, голубь - самая вредная птица. Мало того, что в его помете содержится какое-то вещество, от которого меняет цвет бронза, так он еще и не смывается дождем! Надо доставать вышку, подниматься и удалять помет с пушкинской головы...

На Западе проблема голубей и памятников решается так: на голову скульптуре натягивается тонкая резиновая шапочка, утыканная иголками, и птицы на нее не садятся. Но Сергей Божко такой вариант не приемлет:

- Подумайте, что будет, если мы натянем на Пушкина такую вот шапочку! Пойдут насмешки, остроты, эпиграммы. Пушкин - это наша национальная гордость, и мы должны с большим уважением относиться к его памятнику, - заключает реставратор.

На снимке: реставратор Сергей Божко работает над Пушкиным. Апрель 1999 года.
13 ноября 2000г. ВР.
.