rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ГЛУПОСТИ

115«В Ростове что ни памятник, то анекдот». — заверил нас как-то архитектор Норальд Нерсесьянц. Вот они, эти истории, и каждая основана на подлинных событиях.

УЧАСТНИКАМ СТАЧКИ 1902 ГОДА

Сначала это была небольшая скульптура для надгробия Анатолию Собино в парке на Профсоюзной.

Но секретарю райкома работа так понравилась, что он поставил вопрос на бюро обкома: зачем, мол, могила, давайте водрузим ее на проспекте! Началась шумиха. Там ведь уже стоял горельеф «Памяти Ростовской стачки», и теперь его предстояло заменить. Авторы возмутились, общественность поднялась...

И в обкоме махнули рукой - пусть будут оба. Но этим дело не кончилось: в одном журнале была опубликована статья с фотографией, где видно, что ростовская группа - это компиляция с композиции над порталом сцены некоего белорусского ДК. Кто-то написал в Москву, в Союз художников, и оттуда командировали «народного» - разобраться. Он прилетел, его встретили прямо у самолета и три дня угощали по-ростовски - уха, раки, пиво-водка... В последний день «посол» вспомнил: надо ведь было что-то посмотреть. Привезли его на мост, вывели из машины... Народный художник сказал: «А что? Может быть». И его тут же отвезли в аэропорт. А монументы так и стоят - один над другим.

ОСВОБОДИТЕЛЯМ. РОСТОВА ИЛИ ЦАРИЦЫНА?

Когда-то на площади Советов возносился к небу красавец Александро-Невской собор, а теперь она славится изваянием Евгения Вучетича, где мужские достоинства коня натурально бросаются в глаза...

Памятник Первой Конной армии решено было поставить в конце 60-х. Первый вариант представлял собой пьедестал с бассейном и атлетическим красноармейцем, сжавшим в руках гидру - символ контрреволюции. Общественности Вучетич пояснил: «Мы хотим показать, что в городе Ростове эту подлую гидру задушили и бросили в море!» Один архитектор возразил: «Что-то Вы путаете. Даже в песне поется: «...и на Тихом океане свой закончили поход». При чем тут Ростов?» В общем, модель раскритиковали, после чего мирно, без публичных прений постамент заняли нынешняя лошадь с конармейцами. Интересно, что в монографии Вучетича памятник «Освободителям Ростова» значится как... «Оборона Царицына». С одной лишь разницей: всаднику приделаны усы. Очевидно, чтобы намекнуть на популярного тогда Буденного...

Кстати, красноармеец с гидрой нашел себе пристанище - на Мамаевом кургане в Волгограде. Зачем добру пропадать?

ЛЕНИН... БЕЗ ГОЛОВЫ

116Памятник Ленину на Садовой - один из немногих в Ростове индивидуальных заказов работы известного московского скульптора Николая Андреева (автор столичных памятников Гоголю, Герцену, Огареву. - Прим. авт.).

Случилось так, что во время войны немцы отпилили Ленину голову. Когда Ростов освободили, голову стали экстренно искать, да не нашли. Поехали к автору, взяли модель, но увы: она не совпала в пропорциях... Ленин вышел с маленькой головой. Злые языки долго болтали, что в Ростове издеваются над вождем мирового пролетариата.

Решено было заместить его новым монументом. Москвичи постарались, и скоро новый Ленин занял центр площади, названной его именем. Однако первый, неполноценный, Ильич так и остался на старом месте: среди чиновников не нашлось никого, кто решился бы подписать бумагу о снятии с пьедестала основателя Советского государства.

ГРУЗИТЕ ИСКУССТВО ВАГОНАМИ

Как-то в одной центральной газете написали, что Ростов - единственный город, где есть памятник футболисту Виктору Понедельнику.

Оказалось, что это мемориал первому спутнику, который стоит сейчас на площади Энергетиков, а раньше возвышался у стадиона «Ростсельмаш». История такая: один энергичный городской руководитель получил три миллиона бюджетных рублей и в приступе душевной щедрости накупил на эти деньги целый вагон скульптур! Кроме памятника первому спутнику там были женщина-мать с голубем, что на углу парка 1 Мая, и марафонцы-интернационалисты, бегущие по набережной, и богатырь с мечом, засевший в фонтане на Буденновском, и даже бюст Юрия Гагарина, который стоит нынче возле ДГТУ. Не удивляйтесь, если увидите такие же скульптуры из вагона в других городах. Похожих «футболистов», Гагариных и матерей делали тогда конвейерно, массовыми тиражами...

НИКАКАЯ НИКА

Конкурс на памятник к 40-му юбилею Победы шел несколько лет...

Участвовали и московские, и ростовские художники, но проект решили отдать первым. Он вызвал большие разногласия - конкурс провели заново. Увы, ничего достойного ростовчане не смогли предложить, и руководство вернулось к первому варианту: тогда была мода на претенциозные памятники...

Ника, греческая богиня победы, сделана из меди и покрыта сусальным золотом. В народе ее сразу прозвали «стрекоза» за стилизованные крылья и ехидно интересовались: «А что ж у нее под юбкой будет?» Под юбкой сделали сплошное дно. А впрочем, рассмотреть что-либо сложно: стела на Театральной - высотой с 24-этажный дом. Симпатии у горожан Ника по-прежнему не вызывает. Так и парит в облаках, страшно далекая от народа.

ЭХ, ТАЧАНКА-РОСТОВЧАНКА!

Когда в 50-х на Украине, в Каховке, поставили памятник конармейской тачанке и лихо летевшие по степи кони приобрели всесоюзную известность, ростовское руководство спохватилось: «Как же так? Тачанка-то - ростовчанка!»

И постановило: водрузить тачанку, так сказать, на родине. Объявили конкурс, выбрали проект одного скульптора, а... работу заказали другому, предложившему очень похожую на каховскую композицию. Да только денег на летящих коней не хватило: слишком сложная и дорогостоящая конструкция оказалась. Вот и ползет ростовская «гордость и краса» по кургану на брюхе, взмахивая в воздухе копытами у самой бензоколонки.

ЗМИЕВСКАЯ ГИГАНТОМАНИЯ

«Змиевскую балку» ваяли путем увеличения с модели метровой высоты. Увы, в городе для этого подходящих размеров помещения не нашлось.

В недостроенный цех на ГПЗ-10 влезла только нижняя часть женской фигуры - до груди. Голову и поднятую кверху ладонь лепили отдельно. Наутро соединили с туловищем и... ахнули: если б женщина опустила руку, то достала бы до земли. Но на переделку времени не было, несколько часов и - 30-я годовщина Победы. Мемориал открыли к сроку.

ГОРЕ-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Памятник славному путешественнику Георгию Седову сам стал пилигримом...

Вначале его определили на одноименный бульвар. Затем решили строить здесь здание художественной панорамы и перенесли на набережную. А когда панорама не состоялась, покоритель северных широт опять переехал на старое место.

Намыкались и главные герои «Тихого Дона».

Начальство решило, что задушевное свидание должно проходить прилюдно, на левом берегу. Специалисты говорили о недоступности этого места для туристов, но их не услышали. Много лет Григорий и Аксинья сиротливо маячили на левом, пока их все-таки не решили перенести к дому отдыха «Тихий Дон», и даже холм там насыпали. Но грянула перестройка... Бронзовую парочку наскоро отвезли в Вешенскую, а холмик использовали как фундамент под ларек.

Ростову вообще фатально не везет на памятники. Пьедестал царицы Екатерины Великой занял главный теоретик низвержения монархов и капиталистов – Карл Маркс. На месте благодетеля Александра I красуется сановный Димитрий Ростовский. Остается только гадать, куда же приткнут царя Александра, если задумают восстановить историческую справедливость.

30 сентября 2003г., ВР.
.