rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове


Warning: Division by zero in /home/wladimir72/xn--b1acd1bacakffl.xn--p1ai/docs/modules/mod_zt_visitor_counter/helper.php on line 74
8844440
Сегодня
Вчера
На Этой Неделе
На Прошлой Неделе
В Этом Месяце
В Прошлом Месяце
Все дни
1296
5916
7212
28699
75062
153379
8844440

в среднем в сутки
INF


Ваш IP:35.173.234.169

ФУГА ВСТУПЛЕНИЯ: ВОЛНЫ ПАМЯТИ

У каждого города своя история, своя судьба. Они вбирают в себя эпоху и в то же время - отражают собой поступь истории страны, ее драматизм, ее особенности. Каждый город России в этом смысле самобытен. Он как человек несет в себе свою биографию, характер, «изюминку». У каждого свое время рождения, своя родовая память, а значит и своеобразие того времени, которое «досталось» ему для его возникновения и становления. У каждого - свое место рождения, определяющее его предназначение - особые географические, социально-экономические условия его бытия. История каждого города наполнена не только деяниями людей, но и их судьбами.

Наш прекрасный Ростов в этом смысле уникальный город. Своим возникновением, бурным ростом он продемонстрировал не только поступь урбанизации как нового явления нашей планетарной цивилизации. Он отразил собой ключевые моменты в истории страны. Петр Первый «вздыбил» Россию, дал ей мощный толчок и ускорение. И хотя он трудился, не покладая рук и ума в основном на севере, заложил «почку» развития государства и на юге. Екатерина Вторая во главу утла своей политики и практической деятельности поставила задачу «довершить начатое Петром Beликим» и сделала для этого огромный шаг в становлении России, и прежде всего - на юге. Присоединение огромных южных территорий, начало их освоения лежало в основе могучего рывка России, который она совершила в XVIII веке, встав перед изумленной и пораженной Европой во весь свой исполинский рост.

Наш город был заложен именно в эту эпоху, между царствованием Петра и Екатерины, и он несет в себе «родовые пятна> этой величественной в истории России эпохи.

Но первые десятилетия после своего появления и формирования он еще только «тлел» как уголек, ожидая своего высокого часа, уже отведенного ему исторической судьбой. Да, место для его закладки и основания было выбрано великолепное. Словно сама природа позаботилась о его великом будущем.

Долгие века эта прекрасная земля будто дремала. Почему же здесь, на этих плодороднейших землях, где гуляли в дикой степи буйные ветры, не возникло раньше могучего государства с мощными крепостями, стабильной жизнью? Может быть, именно ветры, символ этого пространства, предопределяли его будущее. Цивилизация планеты в нашем полушарии, в самых теплых, удобных для жизни местах - в Месопотамии, Закавказье, Средиземноморье уверенно шла к высотам великой культуры. А здесь, в Приазовье, Придонье, казалось бы не в столь далеких местах от эпицентра великой Истории, где возникло, по мысли Карла Ясперса, «осевое время», определившее развитие культуры на многие века, было еще относительно тихо и спокойно и не возникла даже «веточка» этой цивилизации.

Разумеется, и здесь существовали древние поселения, греческие колонии, но это были «капли» в степном море. Да и сметаемы они были вихрями коневых народов. Что же мешало возникновению здесь крупных очагов истории и культуры? Жестковатый климат? Отсутствие камня, благодатного строительного материала для жилищ и их защиты? А может быть, огромные пустые пространства, в которых трудно было защитить места поселений? Или же не хватало еще у человечества людских ресурсов, чтобы плотно заселять новые территории? Или все вместе взятое? Вопросы, вопросы... Пространство вообще играет огромную, возможно, еще полностью не осознанную роль в истории народов, нашей гигантской страны – особенно. Ведь на таких бескрайних просторах и государство, и система власти должны быть иными и играть не только геополитическую, геостратегическую, но геопсихологическую роль.

Вот и катились веками по «дикому полю», как называли эти места в польских рукописях (эвон куда заглядывали поляки!), волны кочевников в поисках свежих пастбищ, богатой добычи, подпитки новой энергетикой плодородных почв. Города оседлых народов как магнит притягивают к себе взоры кочевников. Даже в древней Месопотамии, рядом с великими царствами прошлого, было государство кочевников - Элам.

История, как и сама природа, а историю можно в определенной степени считать «дочерью природы», так как все деяния людей естественны в своей основе, по-своему мудры. Вот и возник наш Ростов в то время, когда России потребовался надежный форпост для ее выхода к теплым морям, потому что здесь сходились торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга. Устье великой реки - Дона, вбиравшее ее энергию, создавало большие возможности для стратегического развития.

Значит, торговля стала движущей силой быстрого роста и процветания нашего города. Несомненно! И об этом уже многое сказано и многое написано. Но при этом нужно учитывать еще одно важное обстоятельство, которое остается на периферии внимания краеведов или не замечается ими вовсе. Ростов стал расти в пору интенсивного развития капитализма в крупнейших странах, да и в самой России - тоже. Только вот отставали мы от своих соседей намного. Заслонив собой Европу от татаро-монгольского нашествия. Древняя Русь дала ей огромную фору в развитии. Затем морские державы Европы ограбив Африку, Азию, Южную Америку, заложили огромную базу для развития капитализма. И мы со своей огромной территорией и ее ресурсами вынуждены были стать, в основном, сырьевым придатком передовых капиталистических стран. И они в «обмен» на это «подкинули» нашему незрелому еще капитализму марксизм...

Строящийся Ростов и вобрал в себя все признаки этого динамичного общественно-политического строя, многие его плюсы и минусы. Именно во второй половине XIX столетия бурно растущей Европе потребовался хлеб и металл. И хотя Ростов не был морским портом, как города Черноморья, и в первую очередь - Одесса, он аккумулировал в себе сырьевые возможности Юга и центра России, Поволжья, которые предопределили его значение в торговых отношениях Европы и России. Нет, неслучайно Ростов называли «русским Чикаго» за темпы его роста, «русским Ливерпулем» за его порт. Его хорошо знали в Европе: в Италии, Франции, Греции, и уж конечно, в Турции. Вот, что стало основой его своеобразия - «город-купец», но одновременно и «город-мужик».

Лежащий на перекрестках Северного Кавказа, Кубани, Нижней Волги, Новороссии, он изначально стал многонациональным. Но, безусловно, с явной доминантой великорусского населения. И эта «смесь» национальностей тоже влияла на его «лицо». Воздействовала на «характер» Ростова и близость казачьего населения. Избежать влияния Старочеркасска, а позже Новочеркасска он никак не мог.

Но была еще одна значительная и замечательная особенность у Ростова-на- Дону. Рядом с ним, совсем поблизости, лежал совсем другой город - Нахичевань- на-Дону. (Кстати, как Ростов имел своего тезку - Ростов Великий, Ярославский, так и Нахичевань имела «старшую сестру» - Нахичевань, на Кавказе).

Ростов и Нахичевань не разделяла река, как иногда бывает в географии, а незначительная территория, которая благодаря своей малости одновременно и разделяла два города и соединяла их. И эти два соседних поселения: Крепость Димитрия Ростовского (и ее форштадты) и Нор-Нахичеван возникли рядом друг с другом практически одновременно, тоже немаловажный фактор. И это были совершенно разные города. В низовья Дона из Крыма были переселены армяне, народ, сложившийся в глубокой древности, имеющий удивительную, часто трагическую историю, самобытную (каменную в древности) культуру горной страны, свои традиции, вырабатывающиеся веками в окружении могущественных соседей. А рядом теперь жили выходцы из дремучих русских лесов, с культурой «деревянной» в своей изначальной основе. Их соединила великая степь. И их взаимовлияние было очень значительным. Два города и учились друг у друга, и соперничали между собой. Эти процессы в разное время протекали в разных плоскостях, на разных уровнях в меняющихся условиях быстротекущего времени. Но, главное: сосуществование двух таких разных городов, таких разных народов, показало: как важно уважение и взаимопонимание между народами. История Нахичевани и Ростова - великий урок толерантности и национальной дружбы. Урок всегда актуальный и особенно в наше неспокойное в этом отношении время. И это тоже яркая, зримая черта самобытности и Ростова, и Нахичевани,

Донское краеведение нередко говорит о Нахичевани в контексте изучения Ростова. Ростов словно «поглотил» своего бывшего соседа, растворил его в себе. Или они существуют взаимопараллельно. А это несправедливо - Нахичевань и его жители заслуживают не меньшего внимания. Так как старая история этого города необычайно самобытна я ярка.

Долгие годы в ненце XIX - начале XX столетий выходили справочные книги «Весь Ростов и Нахичевань на Дону», содержащие массу конкретной информация о промышленных, торговых предприятиях, государственных учреждений, частных фирмах и людях двух городов.

По этому же пути пошел и замечательный донской краевед В.С. Сидоров, создавший свою многотомную «Энциклопедию старого Ростова и Нахичевани-на-Дону», представляющую собой значительный массив исторических сведений о городах-соседях. Эта авторская (!) энциклопедия, формально выстроенная по алфавиту, скорее представляет собой справочно-познавательную книгу для чтения, ибо читатель не всегда знает, что же он найдет в исторических разысканиях автора. Особый «аромат» тексту придает личностное отношение В.С. Сидорова к предмету исследования. Острые политические, иронические комментарии документальных событий и фактов пронизывают суждения автора духом бесцензурного времени. К сожалению, выпуск «Энциклопедии» не завершен. (Первый том вышел в 1994 году, 5-й - в 1999-м. Издание было прервано на букве «К»). Администрация города, историки, культурологи, энтузиасты донского краеведения должны услышать трагически прерванный голос В.С. Сидорова и завершить это уникальное издание, столь необходимое нашей донской культуре.

Вышли в свет и отдельные книги, посвященные жизни армян на Дону и непосредственно в Нахичевани. Еще в 1886 году известный издатель Тер-Абрамиан начал выпускать ежегодник «Армянский календарь», включающий в себя сведения и о Нахичевани.

Читатели, интересующиеся донской историей, знают книгу Ерванда Шрхазиса «Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Монастырь Сурб Хач Нового Нахичевана», изданную в 1903 году в Тифлисе, прекрасно переведенную Ш.М. Шагиняном и переизданную в Ростове в 2005-м. В ней не только дан исторический обзор переселения армян из Крыма на Дон, описаны церкви Нахичевана, но и приведены обряды и обычаи армянского народа, современное положение (на начало XX века – В.С.) нахичеванцев и их домашний быт. В книге много редкого фактического материала и статистики. Кроме того, рассказана история загородного монастыря Сурб Хач.

В 1988 году в Ереване, в издательстве «Айастан» вышла книга историка и знатока строительного дела в Армении О.Х. Халпахчьяна «Архитектура Нахичевани-на-Дону», в которой профессионально описаны разнообразные постройки армянского города: административные, социально-культурные, культовые, бытовые.

В 1989-м году в Ростовском книжном издательстве вышла брошюра А.М. Богданяна, много лет посвятившего изучению истории армянского народа, «Из прошлого. О переселении армян из Крыма на Дон. Краткий исторический очерк». Она выпущена к 210-летню образования армянских поселений на Дону и посвящена «незабвенной памяти достойнейшего сына г. Нахичевань Микаела Налбандяна». Материал брошюры базируется на фундаментальном труде Н. Дубровина «Присоединение Крыма к России. Т. 2. СПб, 1895). Это второе издание брошюры. Первое было выпущено Ростиздатом в 1947 году. В 2009-м она выпушена третьим изданием.

Наиболее полным описанием истории Нахичевани являются труды В.Б. Бархударяна. В 1967-м году в Ереване издана монография «История Новонахичеванской армянской колонии (1779 1861). В 1996-м она выпушена ереванским издательством «Айастан» в значительно расширенном варианте - Бархударян В.Б. «История армянской колонии Новая Нахичевань» (1779 1917).

Поэтично, лаконично и по-своему даже грациозно, со знанием дела и немалым художественным вкусом написана книга архитектором и поэтессой Л.Ф. ВолошиновоЙ «Бульварная площадь». (Ростов н/Д: Донской издательский дом». 2001). В ней автор знакомит читателей с «архитектурной биографией Бульварной площади Нахичевани-на-Дону» (ныне площадь Свободы Ростова-на-Дону). Эта площадь - архитектурная жемчужина старой Нахичевани, вобравшая в себя дух возведения города и сохранившая свой облик до наших дней.

В 2007 году издательством «Старые русские» выпущен фолиант «Донская Армения», в основном посвященный людям Нахичевани. Но в книге-альбоме есть и краткий исторический очерк об армянском городе. Хозяин этого издательства, ростовская писательница и журналистка Н. Старцева, выпускает и буклеты открыток с современными видами Нахичевани.

Шагом к книге «Нахичевань-на-Дону: Этюды старой истории: Время и люди, с которой читателю предстоит познакомиться, стало другое издание ее автора - «Театральная площадь» (Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2008). Эта книга, посвященная одному из показательных и символических мест Ростова - Театральной площади, бывшей «межой», разделявшей когда-то Ростов и Нахичевань, стала своеобразной «почкой», от ростка которой пошли «боковые веточки»: монография «Мир Сергея Королькова: Время. Судьба. Творчество» и вот теперь - «Нахичевань-на-Дону».

С большим волнением приступаю я к этой работе. Исследуя историю Ростова, его становление и развитие, я, естественно, собирал материал о городе Нахичевани. Но теперь мне предстоит углубиться в мир армянского народа, который я глубоко уважаю и перед выдающейся культурой, древней историей которого я невольно склоняю голову. Только прикоснувшись к истории великого народа, я был по-настоящему покорен ею и выдающимися достижениями ее культуры, прежде всего архитектуры и письменности, что собственно и лежит в основе культуры как таковой и создает ее истоки.

...Я люблю бродить по старым нахичеванским улочкам. Особенно в начале лета, когда цветут акации и упоительный сладостный воздух моей юности уносит меня в мои романтические годы. Когда «повсюду я цветы срывал и в каждой почке чуда ждал» (Гете). Когда я мог ходить без у стали, вглядываясь в черты нового для меня города, мечтать о чем-то далеком и возвышенном. А о чем еще стоит мечтать в жизни?

Здесь многое выглядело по-другому, чем в урбанизированных, «причесанных» архитектурным соцреализмом кварталах Ростова, соседа-мегаполиса. Здесь в Нахичевани есть места, где время, кажется, остановилось. Кирпичные особняки, уютные дворики, кованная вязь ворот, закрытые вечерами ставни - говорят о том, что здесь, совсем рядом, течет иная, незнакомая, в чем-то даже таинственная жизнь...

И время действительно начинает течь по-другому, без нашей вечной конвейерной спешки, когда некогда остановиться, осмотреться, задуматься... Скорость передвижения, ритм жизни, как и пространство, производными которого они являются, активно влияют на наш внутренний мир, экзистенциальную сущность нашей души, философичность восприятия действительности. Приходите чаще на улицы старой Нахичевани, если вам захотелось отдохнуть, отвлечься от бега времени и задуматься о сущем, о смысле происходящего, о корнях нашей жизни. Тишина, покой и мудрость старой Нахичевани помогут вам. Они протянут вам свои добрые руки. Вы только вглядитесь, вслушайтесь... Вот идет по улице маленькая девочка с белыми большими бантами в черных косичках и ведет на поводочке крохотную собачку-болонку. Эдакая нахичеванская дама с собачкой. А вот мальчишки с футбольным мячом куда-то устремились, полностью уйдя в свой мир и не замечая ничего вокруг. А вот черноокая девушка идет из школы и в глазах ее тает какое-то невысказанное чувство: нарождающаяся любовь или мечта... Продавец бережливо, аккуратно раскладывает фрукты в ящиках в своем доморощенном лотке на углу. А над головою тают июньские облака. Вот, кто знает о жизни все. Вот, кто, постоянно спеша, никуда не торопится...

Здесь, в Нахичевани, в одной из бывших балабановских рощ находится стадион «Ростсельмаш» - эпицентр моего студенческого увлечения футболом, когда команда СКА нередко потрясала амбициозных, столичных фанатов. Любил я ходить и на пляж Зеленого острова, особенно на его стрелку, где желтый песок, шелест камыша, чистая (тогда!) вода и тишина напоминали уединение океанского берега. Разве только что пальм не было…

В самой восточной части парка Революции, заложенного в 30-е годы во время строительства драматического театра, среди южно-американских акаций (глядичий) до недавнего времени находилось здание детского сада. А в 20-е годы в этом корпусе бывшей церковно-приходской школы Софиевской церкви располагалась мощная радиостанция Северо-Кавказского радиоцентра. И я изучал не только ее архивы, но исходил многократно вдоль и поперек этот микрорайон, вычерчивая в воображении параметры площади Революции, в которую переименовали Софиевскую площадь. Ведь тема радио - это моя профессиональная жизнь. И я представлял себе высоченные 50-метровые мачты-антенны, небольшую студию, откуда уходили в эфир позывные Ростова «Слушайте Ростов-Дон», а их можно было принимать почти во всех городах Европы…

Не так давно я спустился вниз к Дону от Театральной площади. Здесь когда-то находилось рыбачье поселение Полуденка, которое, по мнению известного донского краеведа Б, Лунина, стояло с 1741 года, за несколько лет до основания Темерницкой таможни. Именно сюда пришли депутация крымских армян знакомиться с местом, которое предлагалось им для поселения, и они выбрали Полуденку.

Я был поражен тем, что увидел. Всем, кто хочет еще застать живьем уходящую натуру нашей прежней жизни, я советую спуститься к Дону именно в атом месте, и посетить эти узенькие проходы, которые даже трудно назвать улочками, полуразобранные и совсем разрушенные домики-хибарки, которые уже соседствуют с многоэтажными новостройками.

Они коробятся на спуске к Дону, рядом с новыми высокими домами. Это место сплело многие контрасты нашего времени в тугой узел. Здесь живет одновременно XIX, XX и XXI века - прошлое, настоящее и будущее. Сходятся силовые линии ушедших столетий и столетия наступившего. Здесь письмена времени проступают особенно отчетливо, выразительно, показательно.

Еще ниже, у самой воды - грузовой порт. Его сейчас переносят в другое место, многие краны уже сняты. И скоро этот район приобретет новый облик наступившего века.

Но прежде чем остановить свой взор на высоком донском берегу, перенесемся, хотя бы на короткое время, в Закавказье, на священную армянскую землю и заглянем в самую глубь истории.

Владислав Смирнов. «Нахичевань-на-Дону»
.