rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове


Warning: Division by zero in /home/wladimir72/xn--b1acd1bacakffl.xn--p1ai/docs/modules/mod_zt_visitor_counter/helper.php on line 74
8844377
Сегодня
Вчера
На Этой Неделе
На Прошлой Неделе
В Этом Месяце
В Прошлом Месяце
Все дни
1233
5916
7149
28699
74999
153379
8844377

в среднем в сутки
INF


Ваш IP:35.173.234.169

КОЛЬЦА ИСТОРИИ: КРОВЬ ВРЕМЕНИ

Армянский народ имеет великую историю. Можно сказать, что она вобрала весь драматизм исторического становления человечества. О ней написаны многие книги, проведены сотни серьезнейших научных исследований выдающими учеными разных эпох. В нашу задачу не входит описание древней истории Армении - так велика эта задача, да и выпадает она из контекста данной книги. Я поставил другую цель, функционально продиктованную моей локальной работой: прикоснуться к великой памяти народа и постараться увидеть главное, что же двигало людьми в этом бушующем потоке страстей, какие историко-генетические корни имеет армянский народ, корни, влияющие и на сегодняшнюю жизнь армян.

Когда я познакомился ближе с историей армянского народа, был поражен ее вовлеченностью во всемирный исторический процесс. Она очень характерна своей индивидуальностью и в то же время поражает общими чертами поступи человечества из глубин истории в сегодняшнюю жизнь.

Она необычайно ярка, показательна и во многом по-настоящему драматична. Это история не только дает сведения о характере мировых событий и явлений, о мужественной борьбе народа за выживание, за свою свободу. Она показывает сам ход всемирной истории, скрытые силы ее динамики, вектор ее развития. Она заставляет глубже задуматься о природе самого человека, о той судьбе, которая предопределена ему Природой - матерью всего сущего на нашей планете.

73Современный читатель, развращенный нашим развлекательным телевидением, спросит, а зачем нам нужны страницы давно ушедших дней? Что они могут дать нам, людям XXI века, живущим в мире электронного прогресса? Во-первых, в контексте данной книги важно подчеркнуть историческую преемственность в жизни народа - все мы вышли из прошлого, мы «плоть от плоти, кровь от крови» наших ушедших предков. Подчеркнем давно известную, можно даже сказать банальную, но от этого не теряющую своей значимости, мысль: без знания прошлого нельзя понять настоящее, предвидеть будущее. Колокол истории всегда звонит по нам.

Во-вторых, нынешнее время является прямым продолжением ушедших эпох, не только в прямом эстафетно-историческом процессе. Очень многое в истории любит повторяться. Хочешь увидеть свою судьбу, загляни в прошлое...

Прежде чем вкратце описать основные исторические факты древней Армении, одна цитата. Это слова из «Истории Армении», написанные свыше тысячи лет назад католикосом армянской церкви Иованнесом Драсханакерци: «Цари боголюбивые и благочестивые, ишханы (этим словом в древней Армении называли людей, обладающих политической властью, управляющих феодальными княжествами, областями, страной – В.C.), начальники и повелители Армении, братья наши, апостолы церкви - славы Христовой, к вам обращаясь я с мольбою, чтобы не осталось без пользы это мое повествование. Избегнув страшной бури и ужасных волн, что пенясь и набегая друг на друга, вздыбившись на народ Асканазов (армян - В.С.), я, изгнав вон неумеренное, кичливое витийствование, душою, чуждой хулы, приглашаю вас к нему, как к зерцалу показу показующему. Трепещет, содрогается сердце мое от ужаса, ибо острит на нас глаза свои господь из-за прегрешений наших, и так как и поныне продолжается, не успокаиваясь, буйная заверть стремительных волн над бездной…».

Эта книга, образец историографии древней Армении, была написана во время, насыщенное феодальными междуусобицами, острой классовой борьбой, опасным и внешнеполитическими конфликтами. Неслучайно, ее часть, посвященная современности Иованнеса, изобилует трагическими страницами. Она - показатель драматического бытия армян, предчувствиями новых страшных лишений и испытаний.

История армянского народа, как и вообще мировая история, делится на легендарную, мифическую и письменную, основанную на подлинных фактах. Впервые об армянах, согласно старым манускриптам, хранящимся в Ереване, упоминается в самой глубокой древности - в 2107 году до нашей эры. Древняя история Армении была тесно связана с такими государствами Междуречья, как Ассирия, Вавилония, Урарту, Мидия, Парфия, Иудея, Сирия, стоящими у истоков рождения и Западной, и Восточной цивилизаций. Армения находилась на перешейке Европы, Азии, лежала недалеко от Африки между Черным и Каспийским морями на Армянском нагорье, славившимся благодатными долинами, где процветало земледелие, садоводство, скотоводство. Близость Средиземного моря, истоков древних культур Египта, Греции, Рима, Палестины, Персии, Византии формировали ее культуру. Она стала первым в мире государством, принявшим христианство. Ее земли всегда привлекали завоевателей, она многократно подвергалась нашествиям. Сюда вторгались египетские мамлюки и слоны ассирийцев, римские легионы, «клинья» крестоносцев, татаро-монгольская конница и ханы Сельджуки, орды Тимура и турецкие янычары... Небольшая страна мужественно сопротивлялась, подвергалась расчленениям, захвату, порабощению. Ее границы многократно перекраивались, территория государства менялась, но Армения возрождалась как феникс из пепла. В ее судьбу вмешивались великие полководцы и правители: Александр Македонский, Дарий, Лукулл, Помпей, Красе, Юстиниан, Тамерлан... Несколько раз менялась столица страны: Армавир (Аргиштихинили), Арташат, Двин, Тигранакерт, Сис, Карс, Ани. Столица нынешней Армении - Ереван - один из древнейших городов мира. Армянские цари во времена Тиграна Великого носили божественный титул «царь царей». О древней Армении писали и творили иудейские пророки, Библия, Геродот, Птоломей, Флавий, Ксенофонт, древние арабские историки... Это лишь штрихи истории, но за ними стоят судьбы многих людей, их реальная жизнь, устремления, деяния, мечты…

Некоторые важные подробности, эскизные линии этой великой истории дополнительно высветят характер древнего народа. Начнем с библейских легенд, с описания итога всемирного потопа, когда Ной, построив свой знаменитый ковчег и скитаясь по безбрежным морским хлябям, достиг земли и высадился со всеми обитателями судна на земную твердь. Вожделенный пункт армяне называют «местом высадки». Это и есть армянская Нахичевань, далекий и древний предок нашей Нахичевани-на- Дону, о которой скоро мы начнем свой исторический рассказ.

74Топонимика Нахичевани по одной из версий (немецкого филолога Г. Хюшмана) происходит из армянского префикса «нах» и слова «аван» и означает «место первой высадки». Это трактовка современной филологии. Иудейский историк Иосиф Флавий (I век н.э.) упоминает греческий топоним «Anotbeteris» - что буквально значит в переводе на армянский - «Нахиджевань» - «место высадки». Мне не раз приходилось читать в современных источниках, что Нахичевань означает и «первый приют», в этом переводе подчеркивается то, что новое место приютило скитальцев.

В Библии армян называют «тагарма», само же слово «армяне» пришло от мидян. Персы звали Армению Гайястан, сами же армяне называли себя «гайк», «гаи» (господа). Они считают праотцом своего народа Гайка, сына Торгона, вышедшего из ковчега Ноя. Сын Гайка Арменак и стал первым царем армянской земли. Это легенды, Но по замечанию Геродота, когда не было еще письменной истории, легенды лежали в основе возникновения истории, легенды - это мифологизированная, опоэтизированная история.

На территории Армянского нагорья смешивались различные племена, говорящие на разных языках. Одни исчезали с лика земли, другие ассимилировались и осталось лишь их упоминание в истории, другие, наиболее сильные, жизнестойкие прошли все испытания, сохранив свою культуру и душу до наших дней. К таким народам и относится армянский. Природа в своем стихийном «тигле» пестовала, если так можно сказать, отбирала наиболее надежный материал, проверяя его временем, «огнем и мечом». Причем не всегда сохранялись в этом страшном историческом «водовороте» самые сильные. Требовались и иные качества. Где сейчас Шумеры, Ассирия, Вавилон, Элам, славившиеся своими могучими армиями и великими завоеваниями?

В 60-х годах IX века до н.э. возникло могущественное военно-рабовладельческое государство Урарту, с переменным успехом воевавшее с великой Ассирией. Уже тогда общественная жизнь, экономика, культура на Армянском нагорье достигла значительного развития. Поразительный факт: канал, построенный близ соленого озера Ван, используется и в наше время! Племенной союз Арме-Шуприна в конце VIII столетия до н.э. выделился из Урарту. Это маленькая страна и стала Арменией. Именно в ту пору (782 год до н.э.) был основан город Эрибуни, будущий Ереван, а спустя еще шесть лет Аргиштихинили - (впоследствии Армавир). В середине XI века до н.э. на Армянском нагорье образуется племенной союз Хайсцев (армяне называли свою страну Айн, Айастан).

Полностью же Армения сформировалась в VI-V веках до н.э. Армянские племена жили рядом с территорией Урарту, а после его падения на землях своего прославленного в истории соседа они основали армянское государство Ерванидов. В IV—III веках до н.э. все жители Армении уже говорили на армянском языке, одном из древнейших в мире, он принадлежал к индо-европейской группе.

Во II веке до н.э. армянский царь Арташес I фактически стал основателем объединенного армянского государства, завершил это объединение Тигран Великий. При нем Армения становится одним из могущественных государств древнего мира и играет на Ближнем Востоке крупную политическую роль. В самом начале V века н.э., в 403 году, великий сын армянского народа Месреп Моштоц создал армянский алфавит. С тех пор армянская письменность сохранила множество бесценных исторических документов. Письменность дала мощный толчок для развития в Армении историографии, литературы, философии.

Но после ударов Рима, затем соседней Персии армянское царство было разделено на части. Армянский народ надолго утратил свою государственность. Несколько веков продолжалась его героическая борьба за независимость и свободу.

Прошло свыше четырех с половиной столетий и Армения, наконец, восстановила свою независимость при Ашоте I. Значительно укрепил ее Ашот II – Железный. Столицей страны становится крепость Ани. Но и эта полоса длилась недолго - государство раскололось на несколько княжеств, значительная часть которых попала под власть Византии. ИI вновь полоса восстаний, выступлений против поработителей.

В ХIIII веках армянский народ борется с турко-сельджукскими захватчиками. Во время раздробления армянского царства идет расселение его населения по соседним территориям.

75Каждое крупное нашествие завоевателей, особенно монголов, турок заставляло армян покидать родные земли. Постепенно они расселялись в Турции, Персии, Индии, Западной Европе и других странах. И куда бы ни попадали армяне, они активно занимались ремеслами, торговлей, везде показывая свое умение, деловитость, мастерство. Это помогало им выжить на новых землях, в трудных условиях. Такие высокие качества ценили даже завоеватели, если они были их соседями.

В первой половине XIII века Армения подвергается нашествию татаро-монголов. Часть жителей Армении, ее столицы Ани переселяется в Ак-Сарай, город Золотой орды. Путь их в чужие края был долгим и трудным. В 1289-1290 они задерживаются в Тане - одной из крупнейших колоний Причерноморья. В 1299 - на пути из Ак-Сарая в Крым они вновь останавливаются в Тане, В 1330 году прибывают в Крым. Сюда они привезли свои священные реликвии: древние хачкары, иконы, рукописи…

Армения всегда играла видную роль в международной торговле. Сюда шли товары со всех концов света, из Ирана и арабских стран, Китая и Индии. Армяне были не только посредниками, принимавшими чужие караваны, они активно торговали и своими изделиями и товарами: коврами, тканями, красками, вином, лошадьми.

Постепенно начинают укрепляться их связи с Россией, которые возникли еще во времена Киевской Руси. В XVI - первой половине XVIII веков в Персии, Азербайджане, Афганистане, части Армении правила династия шахов Сефелидов, создавшая очередное «лоскутное» государство. В это время в Армении значительные богатства собрал Эчмиадзин, купцы которого успешно занимались торговлей. Более того, вся внешняя торговля в государстве Сефелидов в основном находилась в руках армянского купечества. Центром его капиталов стала с качала XVII века Новая Джульфа. Вот тогда активно возобновились контакты крупной торговли новоджульфских купцов с Москвой. А в 1660 году армянский купец Ходжа Захар Санрадян из Джуги подарил русскому царю Алексею Михайловичу трон, украшенный алмазами. Через семь лет русский царь заключил с армянскими купцами торговый договор, по которому они получили монополию на ввоз в Россию щелка. Привозили они так же верблюжью шерсть, краски и другие восточные товары. Торговля шла в основном через Астрахань. Именно тогда Алексей Михайлович построил первый русский военный корабль «Орел», который ходил по низовьям Волги, охранял купцов. Он стал предшественником русского флота, созданного сыном Алексея Михайловича - Петром Первым.

В то время армяне, торгуя с Европой, пытались обратить внимание европейских христиан на свою зависимость от мусульман и ждали помощи единоверцев. Но европейцы не спешили помогать братьям-христианам. Их больше заботило ослабление России, и ради этого они активно помогали Турции. Тогда, естественно, армянские купцы стали связывать свои надежды на такую помощь с Россией. Торговля была мостом, наводящим и экономические, и политические, и военные контакты. В 1673 году армянский купец Лусикенц (Лусиков) приехав в Россию, привез письмо армянских купцов и католикоса Якова I - в нем содержалась просьба взять под защиту армян, притесняемых персами.

76Начались переговоры, которые продолжились при Петре I. Молодой русский царь обратил свой взор в начале правления на юг, заинтересованный в торговле с восточными странами и в частности, с Закавказьем. В 1701 году он обещал армянскому посланнику Исраэлу Ори помощь, одобрив план освобождения Армении, и обещал начать в ближайшее время поход на Кавказ. К этому времени Россия уже владела Азовом, пробила себе выход в Азовское море. Однако Северная война, которую Петр начал в 1700 году, оказалась очень серьезной и длительной - она не позволила ему сражаться на два фронта. Петр Алексеевич выступил в поход в Закавказье только в 1722 году, после победоносного завершения войны со Швецией, Русские войска заняли прикаспийское побережье. Народы Закавказья встретили начало этого похода с ликованием. Русские войска уже ждали союзные силы грузин и армян, восставшие против Персии во главе с Вахтангом I. Но Петр, опасаясь войны с Турцией, к которой он тогда не был готов, вынужден был вернуться в Россию. Героическое сопротивление армян и грузин позволило добиться самостоятельности лишь пяти армянских меликов Нагорного Карабаха.

Следующий этап отношений Армении и России связан уже с именем Екатерины Второй. Поддержав обращение католикоса Эчмиадзика, русская императрица в 1768 году подписала Указ, в котором обещала принять армян под свое высокое и надежное покровительство. В 1773-м каталикос Симеон назначил молодого епископа Иосифа Аргутинского своим представителем и епархиальным начальником армян в России.

Армяне-колонисты, живущие в разных странах, мечтали в это время воссоздать свое национальное государство – «Мать Армению». Армяне, проживающие в России, разрабатывали планы создания федеративного армяно-грузинского государство под протекторатом России. Князь Г.А. Потемкин, как представитель русского правительства, поддерживал этот проект,

Россия во второй половине XVIII века уверенно двигалась на юг, тесня Турцию с каждой очередной войной. Именно в это время русская императрица Екатерина подписала Указ о переселении христиан из Крыма - полуостров занимал ключевое место в борьбе за выход в Черное море. Крымские армяне были расселены в низовьях Дона, рядом с крепостью Димитрия Ростовского.

После войны России с Персией (1828-1826) более 90 тысяч армян из районов, занятых русскими войсками, переселились в Восточную Армению, которая переходила под власть российской короны. Незначительная часть армян из Западной Армении была переселена еще раньше, большая же часть находилась под игом Турции.

Здесь наш небольшой и краткий экскурс в историю Армении заканчивается, хотя история этой многострадальной страны содержала немало драматических страниц уже и в новое время. Нет, не только древние времена изобиловали крайней жестокостью, стремлениями захватить чужие земли, поработить их жителей. В новый XX век, во время Первой мировой войны принес армянам страшные страдания. Турция в этой войне была союзницей Германии и Австро-Венгрии. Турки, используя как предлог, якобы ненадежность христиан, начали геноцид армянского народа. Было безжалостно вырезано полтора миллиона человек, и миллион переселен в другие места. Новые кольца истории и новая кровь...

Окидывая взглядом историю Армении, поражаешься; сколько лишений, страданий, бедствий, катастроф перенес- этот многострадальный народ. Передняя Азия, начиная с древних государств на ее территории, была ареной ожесточенных войн, постоянных агрессий более сильных государств, завоеваний и порабощений многих племен и народов. А ведь в то время на земле много было еще не занятых пространств. Что же двигало завоевателями? Так проявлялось стремление к добыче тех, кто правил сильными народами? Так пробивалась, заложенная природой в человека (и осмысленная им в отличие от животных) стремление и страсть к богатству, славе, почестям - за счет других.

Какую же силу духа, целеустремленность должен был иметь народ, существовавший в этом горниле войн. И что же из себя представляет эта самая история человечества, как не сплошную войну, которая по сути является не исключением для жизни общества, а его состоянием. О чем говорит она? Чему учит? История не учит ничему, иначе все народы давно бы выучились самым главным вещам взаимообщения. История упорно повторяет свои кровавые уроки. И людям из всего этого можно сделать один главный вывод: нужно беззаветно любить Родину и быть преданным своему народу. И в ряду великих примеров такой исторической судьбы - история Армении. Вот что писал выдающийся армянский историк Мовсес Хоренаци, один из первых летописцев древней Армении: «Мы хотя народ небольшой, весьма малочисленный, слабосильный и часто находящийся под чужим господством, однако и в нашей стране много совершено подвигов мужества, достойных внесения в летопись». Воистину, история армянского народа знала и трагические, и героические страницы.

Это исторический эскиз армянской истории. Но, как уже говорил, этот народ в таких тяжелейших условиях своего существования создал замечательную культуру. Чтобы выживать в труднейших условиях, а они формировали дух и характер народа, армянам все время приходилось держать наготове оружие. Укреплять свои города, искать союзников, дипломатически лавировать между более сильными соседями, когда это было возможно... И вся история страны - результат этой политики выживания. Но армяне не только воевали. В десятилетия более или менее спокойной жизни, которые они отвоевывали в жесткой борьбе, они строили храмы, монастыри, создавали различные произведения высокого искусства. Уже настенные росписи Эрибуни, созданные в VIII веке до н.э., т.е. при основании крепости, поражают своей динамикой и выразительностью. Отделка оружия, бытовых вещей, украшений, посуды того времени вбирают в себя опыт мастеров своего дела. Скульптура, монеты, утварь веков до Рождества Христова несут на себе печать высокого таланта армянских умельцев: архитекторов, скульпторов, художников... Высоко было развито градостроительство, металлообработка, гончарное искусство. Воздействие эллинского искусства на культуру Армении приносило свои яркие плоды. Например, голова бронзовой статуи богини Анаит (И век до н.э.) ни в чем не уступает, на мой взгляд, образцам древне-греческой скульптуры. В дохристианские времена в Аштараке (в переводе с армянского это слово значит – «башня» было построено святилище в виде  храма-башни, посвященного дракону. На одной старой римской карте точка на месте современного Аштарака называется Штранг-Урей {Змей город). Самый древний памятник Аштарака, который дошел до наших дней, - церковь Цыранавор (Оранжевая), ее строительство относится к V—VI векам. Эта полуразрушенная базилика впечатляет своими громадными размерами, она свидетельствует о том, какие гигантские храмы строили тогда в Армении. Рядом с Цыранавор, находящейся на территории крепости и расположенной над обрывом реки Касах, стоит еще одна церковь Кармравор (Красная). Это строение настоящее чудо древней архитектуры. На ней сохранилась черепица VII века. Она настолько гармонична и легка, несмотря на то, что сложена из огромных каменных блоков, что кажется, вот-вот взлетит над землей... Принятие христианства, а в этом сыграл ведущую роль Григор Лусаворич (просветитель), изобретение и распространение письменности способствовали развитию общественной мысли, образования. В V веке на армянском языке были изданы переводы Библии, труды крупнейших греческих философов, историков, математиков, географов... Своих вершин достигла армянская историография: Бузанд, Егише, Порнеци, Хоренаци в своих трудах воссоздали исторический облик древней Армении. Сфера культуры значительно расширялась за счет новых театров, развития музыкального искусства.

Базилические церкви, строения со сводчатый покрытием, с внутренними колоннадами - подлинные образцы религиозного зодчества. На территории Великой Армении в середине первого тысячелетия стояли десятки крупных замков, крепостей: Ани, Авник, Шатик, Банак, Ецкерт... В V веке была воздвигнута купольная церковь в Эчмиадзине. К шедеврам армянского зодчества относятся храмы Рипсиме и Гаяне в Эчмиадзине.

Построенный в VII веке огромный трехъярусный храм Эвартноц является венцом армянской архитектуры IV- VII веков.

Особую гордость армян составляют древние хачкары - каменные кресты, украшенные искусной резьбой. Особенно высокими были достижения армянской культуры в IX-XIII веках (до нашествия монгольских орд).

Архитектура этого времени переживала новый высокий взлет. Анийский собор, церковь - мавзолей Нораванка, храмовый комплекс Мармарашена… Дворцы и храмы украшались искусными барельефами и орнаментами.

Одним из выдающихся творений армянских зодчих XIII века является церковь богородицы в Гегарде. Стоящая на склоне горы, среди скальных выступов, она не «карабкается» по осыпи, опираясь на купы деревьев, а словно пытается излететь. Эту иллюзию усиливает вытянутая вверх огромная остроконечная башня, довлеющая над сравнительно небольшим зданием самой церкви.

Все древние строения Армении гармонически вписывались в горный пейзаж. Храмы, монастыри, крепости словно произрастают из камней армянской земли и составляют с ними одно целое. Берега рек, дороги, вьющиеся по склонам будто растекаются от этих одухотворенных построек.

Архитектура Армении чем-то сродни библейским текстам - их лаконичности, емкости, образности и в то же время суровости в своих лапидарности и выразительности.

Уже в первом тысячелетии на армянских землях при монастырях и церквах действовали школы - начальные и высшие. А в начале следующего тысячелетия появились первые университеты. Земля Армении долгие годы была настоящим кладом для археологов, не все еще открытия сделаны, и Армянское нагорье хранит немало нераскрытых тайн. Огромное эмоциональное воздействие на восприятие древних памятников оказывает окружающий пейзаж. Седая древность стекает здесь с горных вершин и растекается по долинам.

Вот как описывает эти чувства впечатлений от Армении: А.С. Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум»: «Я вышел из палатки на свежий утренний воздух. Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая двуглавая гора. «Что за гора?» - спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: «Это Арарат». Как сильно действие звуков! Жадно поглядел и на библейскую гору, увидел ковчег, причаливший к ее вершине, с надеждой обновления и жизни…».

Не случайно Армению называют «музеем под открытым небом». А выдающийся мастер живописи, «колдун» красок Рокуэлл Кент (я бы назвал его северным Сарьяном) сказал после путешествия по этой стране: «Если бы меня спросили, где на планете Земля больше всего можно встретить чудес, я назвал бы в первую очередь Армению».

И когда мы говорим о духе народа, веками противостоящего давлению, гнету чужестранцев, то не должны забывать: культура имеет огромные созидательные, одухотворяющие исторические начала. Она поднимает самосознание парода на ту высоту, которая питает его внутренние силы. С какой силой она воздействует на ум и душу человека, с такой же она требует и своей защиты.

Владислав Смирнов. «Нахичевань-на-Дону»
.