Когда сейчас листаешь документы, газеты и книги шестидесятых годов, погружаешься в мир, уже во многом забытый, вспоминаешь себя в те годы и спрашиваешь: неужели все сделанное тогда - впустую?! Потрясения тех лет кажутся не столь важными, если сравнивать их с днем нынешним...
Всего три года назад было открыто сказано о культе личности Сталина, о размахе репрессий, заговорили об «оттепели» в общественной жизни. Казалось бы, вот оно - выпрямление «искривлений в линии партии», теперь-то двинемся вперед! Но начались реформы Хрущева, которые потом были зачислены по ведомству «субъективизма». Партия, комсомол, профсоюзы, Советы делились по производственному принципу «промышленный - сельский», воссоздавались и упразднялись совнархозы, вместо пятилетки появилась семилетка (так и оставшаяся единственной в своем роде) - все это порождало нестабильность в управлении городом, областью, да и всем Советским Союзом, и привело, в конце концов, к смене руководства партии и страны. Начался тот немалый отрезок истории, который впоследствии назвали «периодом застоя» и накрепко связали с именем Брежнева.
…А ростовчане, как и раньше, работали, любили, мечтали: чтобы жизнь была лучше, чтобы дети и внуки росли здоровыми, хорошими людьми, патриотами своей Родины, своего края.
...1 января 1959 года считается началом строительства проспекта Ленина. Так гласят официальные документы. Впервые в практике города на окраине его сооружался сразу целый жилой массив. Предстояло построить 176 тысяч квадратных метров жилья, восемь детских учреждений, три школы, кинотеатр, несколько магазинов. Строители одновременно вводили в строй и жилье, и школы, и магазины. Стройка на проспекте Ленина стала своеобразной лабораторией опыта и мастерства.
Как подчеркивал в одной из своих статей в те дни главный архитектор Ростова Я.А. Ребайн, «главное внимание уделяется жилищному строительству. Сейчас разрабатывается комплексный план застройки отдельных районов, где в ближайшие три-пять лет сосредоточится все домостроение. Жилье здесь будет возводиться крупными массивами, индустриальными методами с применением сборных железобетонных конструкций. Концентрация строительства в отдельных районах позволит организовать работы поточно-скоростными методами, широко применять механизмы...».
На проспекте Ленина впервые началось крупноблочное строительство, впервые в рекордно короткий срок - за тридцать дней - был построен пятиэтажный дом. «Вечерний Ростов» в течение месяца - день за днем - вел хронику этой стройки.
После трудных времен, когда ввод в строй каждого жилого дома был событием, такой размах строительства радовал всех. Многие строители, новаторы, настоящие мастера своего дела, пользовались в городе большим уважением и признательностью.
Бригада В.Я. Пронина в УНР-106 была одной из лучших. Никому еще не удавалось так быстро возводить здания. За шесть месяцев комплексная бригада уложила 1 миллион 200 тысяч штук кирпича! За успехи в строительстве В.Я. Пронину было впоследствии присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Пронин был не одинок. Большая группа ростовских строителей получила ордена и медали. По делам - почет. Но еще большие цели были впереди.
Проектировщики приступили к разработке Западного жилого массива площадью 800 тысяч квадратных метров. По своим размерам это целый новый город, примерно равный Новочеркасску (см. сб. «Одна связующая нить», 1987 г.).
Ростов преображался на глазах. Он делал многокилометровые шаги за свои прежние границы, и не только на запад, где вскоре появилось восемь новых микрорайонов, соединенных троллейбусной линией. На шесть километров отодвинулась юго-восточная граница города. Станица Александровская стала частью Пролетарского района. Не узнать и северную окраину - более 10 тысяч семей отпраздновали здесь новоселье, на месте пустырей выросло свыше ста пятиэтажных жилых зданий.
Всего в городе за семилетку прибавка к жилому фонду составила 1100 тысяч квадратных метров. Приняли своих юных новоселов 18 школ и 16 детских учреждений, открылось более 200 магазинов, свыше 300 предприятий общественного питания.
Пору обновления переживал и ростовский транспорт. На Северо-Кавказской железной дороге, отметившей в январе 1964 года столетие, появились первые электровозы, первые ростовские электрички.
Еще быстрее стали «серебряные стрелы» ростовских авиаторов. Открылись линии Ростов - Москва, Москва - Ростов - Анапа. Воздушное сообщение связало наш город с Новосибирском, Ленинградом, Баку. По Дону помчались быстроходные «ракеты» - теплоходы на подводных крыльях.
Большие изменения произошли и на автотранспорте. Открылся новый автовокзал с ежесуточной пропускной способностью до 10 тысяч пассажиров. Автобусное сообщение связало центр города с Александровной, Красным городом-садом, местами отдыха горожан. Удвоился парк легковых такси, для которых был построен новый пятиэтажный гараж.
Даже старожилу трудно представить себе сегодня Ростов без Центрального универмага и гостиницы «Ростов», нового моста через Дон и Дворца культуры ростсельмашевцев. Даты рождения всех этих и многих других новостроек - годы семилетки (см. «Ростов-на-Дону. Исторические очерки», 1979 г.).
В 1967 году ростовчане начали работы на Темернике - «Темерничке», давно ставшей притчей во языцех. Оживить некогда полноводную реку, превратить ее берега во вторую, после донской, зону отдыха - большая и трудная задача (во многом, заметим, не решенная до сих пор). Чтобы решить ее, нужны большие средства, необходимы техника и люди - тысячи рабочих рук. Темерник стал народной стройкой и постепенно возрождается к новой жизни. В степи под Ростовом возникло «Ростовское море», назначение которого - питать Темерник свежей водой.
В подшивках «Вечернего Ростова» тридцатилетней давности можно обнаружить много и других интересных сообщений.
...Хорошее дело начали работники домоуправления № 16 - здесь жильцы оборудовали детскую, спортивную и хозяйственные площадки, построили киноплощадку и плескательный бассейн для детей, многое сделали по озеленению своего участка.
...Рядом с сообщением о том, что на «Ростсельмаше» впервые выплачивается тринадцатая зарплата (одна из многих примет начинавшейся экономической реформы), в газете публикуется репортаж об открытии баз отдыха ростовских предприятий на Дону и Черноморском побережье, отчет о субботниках и воскресниках на строительстве Дворца спорта.
И так - день за днем.
Не менее значительные, хотя, может быть, и не столь зримые перемены происходили в промышленности и науке.
13 августа 1999г., ВР
|