rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Комедчики и косморамисты

Комедчики и косморамисты

Кто и как развлекал ростовчан до появления в 1901 году в Ростове кинематографа
Главными развлечениями в Ростове XIX века служили грандиозные весенние и осенние ярмарки общероссийского масштаба. В город тогда съезжались, как писал современник, "балаганные штукари, эквилибристы, комедчики, подвижныя зверинцы с заморскими животными, оптики и косморамисты". Косморама - прямая предшественница кино, точнее мультипликации. Она была изобретена в Германии еще в XVIII веке, а в России она продержалась до самой революции, двадцать лет сосуществуя с кинематографом. Представьте себе замысловатый пестро раскрашенный ящик на колесах с флагом наверху, на котором красуется гордая надпись: "Всемирная косморама". Внутрь ящика надо было заглядывать через парный окуляр. И за медный пятачок любой обыватель, не бывавший за всю жизнь дальше своего уезда (в данном случае Ростовского уезда), мог узреть цветное стереоскопическое изображение Везувия или Парижа, Ниагарского водопада или Венеции, Петербурга или Альпийских ледников. Это были фотографии высокого качества на стеклянных пластинках, искусно раскрашенные от руки и подсвеченные керосиновой лампой. В космораме были не только диапозитивы, но и движущиеся картинки. Когда косморамист крутил ручку, то внутри ящика скакали рисованные кони, маршировали полки, взлетали воздушные шары. Одним словом, прогресс! Но гвоздем программы служили бесконечные виртуозные комментарии косморамиста, которые очень быстро выкрикивались нахально-разбитным речитативом, вроде нынешнего хип-хопа или рэпа (ничто не ново на земле!). "В сей косморам показывается город всякой и разны виды житейски, страны халдейски, а также хранзузький город Париж, как туды войдешь, так от шуму и угоришь, и страны мерикански, откуда привозють галоши дамски, и город Берлин, где живеть сам Бисмарк-господин и город Питер, что барам все карманы вытер..." Доставалось и Ростову: "А вот ростовскую картинку покажу, о Ростове донском расскажу, и ночью и днем, и летом и зимой в ем столько воров обретается, что всякий прохожий на них натыкается, и остается не токмо что без часов, но без носовых платков, портков, носков и становится он гол как сокол". Явление бородатой девицы Недостатком любой косморамы (или как еще говорили "потешной панорамы"), при всей ее популярности у простого народа, была ее малая пропускная способность. Ведь "в стеклышки" одновременно могли смотреть самое большое два человека. Поэтому на первом месте в деле увеселения публики стояли "передвижные народные театры", или попросту - балаганы. Их репертуар был рассчитан на простонародные вкусы, когда грубоватые фарсы из купеческой жизни соседствовали с "явлением бородатой девицы Юлии Пастораны" и традиционным "Царем Максимилианом".Самой заметной фигурой, от которой зависел театральный сбор, являлся балаганный зазывала, который громко выкрикивал: "Здравствуйте ростовцы, жители провинциальные, ближние и дальние, немцы-лекари, евреи-аптекари, французы, итальянцы и заграничные мириканцы, расейские баре, бедные армяне и астраханские татаре! Господам купцам, казакам-молодцам, белолицым девицам мое почтение!" Впрочем, как утверждал историк-краевед С.Г. Сватиков, в Ростове даже в ярмарочных балаганах, наряду с разными фольклорными "Максимилианами", ставили весьма серьезные пьесы Островского и Гоголя. Кстати "Ревизор" имел в Ростове шумный и скандальный успех, будучи показанным одним из первых в городах всей Российской империи.
   
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 39(501) от 24-09-2008
.