rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Литературное кольцо: Отражение в слове

Литературное кольцо: Отражение в слове

В старые годы сами события и условия предопределяли то, что на Покровской площади и рядом с ней жили люди, запечатлевшие историю Ростова: А. Ригелъман, Г. Чалхушьян, Л. Крещановский... Позже этот «литературный пояс» рос за счет притяжения исторического центра города, наличия больших комфортабельных по тем временам жилых домов. Но и о случае, этом распорядителе судеб, забывать не будем.

На углу Кировского и Энгельса в бывшем «банковском» доме до войны жил Виталий Николаевич Семин. Многие его произведения связаны с Доном: «Шторм на Цимле», «Семеро в одном доме», «Сто двадцать километров от железной дороги», рассказы, повесть «Ласточка-звездочка» и неоконченный роман «Женя и Валентина» посвящены непосредственно Ростову.

Одной из отличительных черт его творчества — правдивость, искренность, умение отразить в характере героев важнейшие черты времени. Значительные составляющие его поэтики — реалистические детали быта, уход от официальщины. Жизнь ростовчан в предвоенные годы выписана на фоне повседневных забот, юношеских исканий и увлечений, Многие страницы ростовских произведений Виталия Семина как бы списаны с натуры, автобиографичны. И это придает им особую «краеведческую» ценность. Таков «банковский» дом и его двор, центральная улица города, Кировский проспект.

Когда я впервые поднимался в квартиру, где жил Семин в последние году своей жизни, обратил внимание: подъезд, лестничная клетка, «кусочек» двора, видимый из ее окна — все вплоть до черточек описано в романе «Женя и Валентина». Виталия Семина можно считать бытописателем Ростова, естественно, делая акцент на его социальную и психологическую проблематику. К сожалению, бытописание, убиваемое телевидением, совсем уходит из современной художественной литературы.

Детали занимают в прозе Семина особое место. Вот как описывает он знание своего города от лица главного героя «Ласточки - звездочки» Сергея Рязанова «Как по домашнему пахнет городской асфальт, когда ступаешь на него после долгой разлуки! Как прочен под ногами после степной пыли и грязи неудобный булыжник! Как четка и знакома планировка улиц! И главное — все на месте: и дом с колоннами, и тень от него, и даже сыростный запах подворотен на теневой стороне улицы. Кажется, именно его тебе так долго и не хватало.

Сергей был счастлив. Если бы ему сейчас поручили быть экскурсоводом! Правда, он не знал историю города... Знания Сергея о городе были более земного или, вернее, «асфальтового» характера. Они достигались подробным изучением тротуаров и мостовых, близостью шершавых стен…»

В.Н. Семин родился 12 нюня 1927 года в Ростове-на-Дону. Подростком в годы войны был угнан в Германию. Закончил ростовский педагогический институт. Работал на стройках, в сельской шкоде. Стал журналистом.

Рассказы и повести В. Семина печатали местные и московские журналы: «Дон», «Кубань», «Юность», «Москва», «Дружба народов», «Новый мир». Отдельные произведения и сборники Семина издавались в Ростове-на- Дону, в Москве. Они переведены на многие языки. Умер Виталий Николаевич 10 мая 1978 года.

В 9-этажном доме, выстроенном в стиле конструктивизма в конце 20-годов /Большая Садовая/ жил в 60-е годы Дмитрий Ильич Петров /Бирюк/. Он родился 31 октября 1900 года в станице Анненской Хоперского округа области Войска Донского.

В 18 лет вступил в красногвардейский отряд. Прошел всю гражданскую войну. После ее окончания работал в различных советских и профсоюзных организациях. Занимался журналистикой.

Литературное творчество Петрова /Бирюка/ тесно связано с Доном. В середине 30-х годов выходят в свет его первые книги «На Хопре» и «Казаки», посвященные жизни донского казачества. Роман «Казаки» стал первой частью трилогии «Сказание о казаках». Ее вторая книга «Ледяной поход», рассказывает о гражданской войне на Юге России. Заключительная часть трилогии — «Испытание» посвящена 5-му гвардейскому казачьему корпусу, которым командовал генерал-лейтенант Горшков.

В образах этой эпопеи писатель воссоздает жизнь донского казачества в переломные моменты отечественной истории — Гражданскую и Отечественную войны.

Два последующих романа «Юг в огне» /1957/ и «Перед лицом Полины» / 1967/ тоже посвящены грозным событиям, в которых участвовала Первая Конная армия. Описание недавних военных событий, участниками которых он был сам, подтолкнуло Д.И. Петрова к мысли о создании серии исторических романов, посвященных Дону. В первом романе цикла — «Дикое поле» /1945/ выведен крестьянин-казак, Кондратий Булавин, восставший против угнетения народных масс крепостниками. Идея серии — изображение исторических событий через характеры крупных, ярких личностей. В «Сынах степей донских» /1953/ — главный герой — донской генерал Платов и его подвиги в сражениях с наполеоновскими завоевателями. В «Иване Турчанинове» —/1973/ выведен образ нашего замечательного земляка, донского казака, сражавшегося в годы гражданской войны в Америке в рядах северян против рабовладельцев Юга. В «Степных витязях» /1964/ воспеты героический страницы борьбы донских казаков с турками под крепостью Азов в 1637-1642 годах.

Дмитрий Ильин Петров /Бирюк/ был певцом донского края и донского казачества. Его всегда интересовала история не сама по себе, а история судеб народа, героика прошлого.

В доме по переулку Журавлева /на углу с улицей Суворова/ жил Петроний Гай Аматуни. Он родился !2 июля 1916 года в Станице Великокняжеской /Пролетарск/. Его детство прошло в Армении, юношеские годы он провел в Москве. Вся жизнь Аматуни была связана с небом. Увлекшись до войны авиацией, он воевал летчиком-истребителем. В мирное время работал командиром корабля гражданской авиации.

С этой темой — жизни в небе — связано и начало его творческой работы. В уже первой сказочной повести «Маленький летчик Пира» он соединил фантастику и авиацию.

Многие его литературные произведения посвящены жизни пилотов: «4 000 000 километров» /1954/, «На борту воздушного корабля» /1954/, «На крыльях» /1955/.

Жанровый диапазон его творчества довольно широк: фантастические повести, документальные очерки, повести, сказки: «Тайна Пито-Хао» /1975/, «Тиунелла» /1965/, «Парадокс Глебова» /1966/ составили трилогию «Гаяна».

Его произведения: «Чао — победитель волшебников» /1968/, «Если бы заговорил сфинкс…» /1978/, «Путешествие в Аэроград»/ 1973/, «Космическая героика» /1979/. «Почти невероятные приключения в Артеке» и «Королева Восемью Восемь» /1980/ выходят в Ростове-на-Дону и в Москве. Произведения Аматуни обращены к детям и юношеству, но в них поставлены и нравственные, и социальные проблемы современности.

Умер П. Г. Аматуни 29 апреля I982 года.

К юным читателям обращена и главная книга Бориса Васильевича Изюмского «Алые погоны». Он так же жил в этом доме. Родился в Царицыне /Волгоград/ б марта 1915 года. Детство и юность Иэюмского прошли на Дону, в Таганроге попробовал «на вкус» несколько рабочих профессий. После окончания исторического факультета Ростовского государственного университета учительствовал, оттачивал перо в журналистике. На фронт ушел добровольцем. Воевал в кавалерии, артиллерии. Командовал стрелковой ротой. После тяжелого ранения в боях за город Мелитополь и лечении в госпитале был направлен в 1944 году в Новочеркасск. В это время в стране стали открываться суворовские и нахимовские училища, которые готовили младших офицеров для Советской армии. Борис Васильевич работал семь лет в Новочеркасском суворовским училище. Здесь же начал заниматься литературным трудом.

Сразу после войны, в 1946 году, вышла его первая книга — сборник рассказов «Раннее утро». Жизнь в суворовском училище, проблемы воспитания и обучения юных курсантов легли в основу его знаменитого романа «Алые погоны», переиздававшегося шесть раз. Я прочитал эту книгу в третьем классе, и она запомнилась мне среди сотен других прочитанных мною книг, в те годы раннего детства.

«Алые погоны» имели и продолжение — «Подполковник Ковалев», эта повесть рассказывала о взрослой жизни его героев -суворовцев.

«Алые паруса» переведены на многие иностранные языки.

Но главной темой творчества Изюмского стала история. Вектор его сюжетов очень широк: от времен древней Руси до Петра Первого: «Ханский ярлык» /1952/, «Бегство в Соколиный бор» /1961/, «Девичья гора» /1961/, «В поисках доли»/1975/, «Зелен-Камень»/1985/.

Успех «Алых парусов» вновь обращает его к теме семьи и школы. Наряду с историческими повестями он пишет ряд произведений, в которых ставятся проблемы нравственного воспитания молодежи: «Отчим» /1968/, «Море для смелых» /1982/, «Забытые на улице» /1972/.

Более близкие исторические времена /19 век/ Изюмский изобразил в повести «Нина Грибоедова» — /1970/ и романе «Плевенские редуты» /1976/. 0 этом романе, рассказывающем о помощи русских войск в освобождении Болгарии от турецкого ига, показаны и донские казаки, и генерал Скобелев. Эта книга отмечена в Болгарин орденом Кирилла и Мефодия.

В 1982 году выходит первая часть романа Изюмского «Небо остается» /вторая издана через два года/. Произведение посвящено людям, выстоявшим в годы Великой Отечественной войны. Его действие происходит в Ростове-на-Дону и на Северном Кавказе, где воевал писатель.

Последние годы Борис Васильевич Изюмский жил в том же доме, на Журавлева 104. Умер 5 сентября 1984 года.

Изучению творчества М. Шолохова и других донских писателей В. Закруткина, И. Василенко, П. Лебеденко посвятил свои литературоведческие работы Константин Иванович Прийма, Он жил рядом с Кировским сквером. Родился К.И. Прийма 7 января 1912 года в станице Ахтанизовской, на Кубани. Со школьных лег начал писать в газету — тогда это была молодежная Северо-Кавказская газета «Большевистская смена». По путевке комсомола строил Ростсельмаш, работал в заводской многотиражке «Сталинец». После войны, участником которой Прийма был, редактировал «Большевистскую смену».

В 1952 голу н Казахстане вышла его первая работа о прославленном земляке «Шолохов в Вешках». Годы работы главным редактором на Ростовской студии кинохроники, собкором «Учительской газеты» по Северному Кавказу дали большой опыт для осмысления литературного творческого процесса на Дону.

Начиная с 1961 года, он написал десятки статей, посвященных значению «Тихого Дона», его роли в мировой литературе 20-го столетия. Масштаб и глубина романа давали материал дли крупного взгляда на выдающееся произведение М. Шолохова. Константин Иванович собирал документы, многочисленные публикации, письма из многих стран мира, вобравшие в себя и отразившие в себе революционное воздействие «Тихого Дона». Эти материалы легли в основу фундаментальной книги «Тихий Дон сражается», которая получила высокую оценку в мировой прессе. За нее Прийме была присуждена степень доктора филологических наук.

Изданная Ростиздатом в 1981 году книга «С веком наравне» вобрала в себя статьи о творчестве Шолохова, историю создания его произведений, интервью с писателем, обсуждение творческих проблем шолоховской поэтики и вопросов идейно-политической борьбы вокруг имени автора «Тихого дона».

В Греческом переулке /в доме № 8/ также недалеко от Кировского сквера жил в молодые годы Владимир Сергеевич Сидоров. Он родился 2 октября 1936 года на станции Лозовая, на Украине. С шести лет жил в городе Шахты.

Свое первое стихотворение В. Сидоров опубликовал в «Большевистской смене», учась на первом курсе историко-филологического факультета РГУ. После окончания университета по комсомольской путевке уехал в Сибирь — строил железную Дорогу Новокузнецк — Абакан. Освоил до десятка рабочих профессий; бурильщика, монтажника, прессовщика...

Романтика юности времен освоения целинных земель в Казахстане легла в основу его первых поэтических книг. Строки Владимира Сидорова:

Целина — это жить без бантиков,

И рубашка, пропахшая потом.

Иностранное слово «Романтика» —

Здесь по-русски звучит, как «работа».

Писали на вагонах эшелонов, отправляющихся со студентами на целину.

В. Сидоров выпустил несколько сборников стихов.

Исторические романы Владимира Сергеевича Сидорова «Камышеваха» — /1985/, «Темерник/ «Спасовская нуда»/, посвящены революционным событиям в Ростове-на- Дону. Они написаны на широком социально-политическом и бытовом фоне жизни города начала ХХ-го века.

Огромный краеведческий материал, собираемый для этих книг подвигнул автора на создание «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» /1-й том вышел в 1994 году/. Автор собрал также многотонную энциклопедию донского казачества.

В 1999 году вышел первый том Собрания сочинений В. С. Сидорова — «После жизни» в него вошли стихи, написанные более чем за 40 лет. Активно и публицистическое перо Владимира Сидорова. Он работал в газетах издательского дома «Крестьянин».

На Кировском-Богатяновском в юности жил Данил Корецкий. В его популярных детективных романах, по которым поставлены известные фильмы, встречаются описания и уголков старого Ростова. Что ж, Богатяновка сама по себе детективная история и центр бывшего Ростова-папы.

Да и сам Данил Корецкий доктор юридических наук, профессор Донской юридической академии, полковник милиции знает о криминальном мире далеко не понаслышке. Встречи с уголовниками и с мастерами сыска дают богатый жизненный материал, выводящий автора на понимание глубин сущности преступности и острых проблем борьбы с ней.

На углу Богатяновского и Социалистической родился и жил Евгений Алексеевич Корнилов, профессор РГУ, Он занимался исследованиями печати Дона и Северного Кавказа, становления социалистической культуры в нашем крае. И как часто бывает изучение истории родного края находит выход в художественном творчестве. По пьесе Корнилова «Последний день атамана Каледина» в академическом театре имени М. Горького поставлен спектакль «Честь имею». Событиям в Ростове и Нахичевани-на-Дону посвящены и «Сценический роман в десяти картинах Геодета» /2000/ и пьеса «Африканские страсти, или Эвтахзи в Нор-Нахичевани».

В «писательской» девятиэтажке /Журавлева, 104/ живет и научный сотрудник РГУ прозаик Николай Ефимович Ерохин. Том его рассказов «Море ясности» — широкая картина жизни нашего современника. А его роман — крупное философское произведение, в нем на судьбе главных героев показали путь развития пашей страны в XX веке.

Одни только перечень книг и тем литераторов, живших и живущих рядом с Кировским сквером — яркая и многообразная мозаика эпох, характеров, проблем. Время словно сгустилось, уплотнилось здесь и выходит «кристаллами» событий и судеб людских. История уважает себя и хочет быть запечатленной в самом надежном материале — художественном слове.

В. Смирнов. «Кировский сквер»
.