rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Каменные "паруса" города: Плавание в завтра

Каменные «паруса» города: Плавание в завтра

Во второй половине 60-х годов 20-го века постепенно начинают распространятся на многие сферы жизни так называемый «застой». Причин этого явления много, среди них важнейшее: отход от жестких норм управления сталинских времен, нежелания, даже боязни партийного руководства реформировать экономику, становившуюся все более затратной и менее эффективной, расходование огромных средств на поддержание развивающихся стран, выбравших «социалистическую ориентацию», усиление местного чиновничества, особенно в национальных республиках...

Планы экономических и социальных преобразований по-прежнему были большими, но финансовых ресурсов на их выполнение не хватало. Это сказывалось и на воплощение крупных архитектурных проектов в больших городах,

Еще во времена правления Хрущева началось строительство серийных пятиэтажных жилых домов. В Ростове в 70-е годы строится Западный жилой массив. Это строительство отвлекало значительные средства на возведение запланированных объектов культуры, но решало важнейшую социальную задачу — обеспечение ростовчан благоустроенными квартирами.

В это время центр города в районе Кировского сквера стоял на «передовом» рубеже новостроек. Была расширена проезжая часть улицы Энгельса и Кировского проспекта.

399С западной стороны центральной улицы выросли два здания олицетворяющих собой архитектуру второй половины 20-го столетия: детский универмаг «Солнышко» и широкоформатный кинотеатр «Ростов».

400В начале 70-х в Ростове стали строить подземные переходы. Один из первых — через улицу Энгельса по Кировскому проспекту. Начальник Мостоотряда № 10, сооружающего их Г.И. Былло, предложил украсить переходы мозаичными панно. Эту идею воплотил в жизнь опытный плиточник Ю.П. Лабинцев. В переходе на Кировском была воплощена космическая тема: планеты нашей системы: Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, гроздья созвездий. В те годы страна жила космическим романтизмом. «И на Марсе будут яблони цвести» — пели мы. А пока сама красная планета пришла в гости к землянам. Ростовчане тогда шутили: таких красивых переходов нет не только в Москве, но и в других столицах мира. И на других планетах солнечной системы. А может быть, и в ближайшей галактике. Так что ростовские переходы единственные в близлежащем Космосе. Жаль только, современные вандалы-подростки исписали краской цветное панно.

А в 2008-м в переход «спустились» и торговые киоски, вездесущие «разведчики» нашего доморощенного капитализма.

401В 1965 Году качалось планирование гостиницы «Интурист». Над проектом работали архитекторы В. И. Симонович, Л.П. Пушкова, инженер В.Н. Сидельковский. Первоначально будущий отель должен был называться «Аксинья». Главные герои романа «Тихий Дон» Шолохова, донская символика создавали ансамбль украшений интерьера. «Застой» не только далеко отодвинул сроки окончания строительства, но и повлиял на название гостиницы. Вместо колоритного, донского — она полупила стандартное, обезличенное имя — «Интурист». В начале XXI века гостиница полупила новое имя «Дон-Плаза». Недаром долгие годы висел на стене трехэтажного здания /бывшего дома Пальмера/ огромный портрет Брежнева — «отца застоя всех народов». В 2009 году это старое здание было снесено. В квартале, где стоит «Дон-Плаза»/ «Интурист»/ ведется строительство Конгресс-центра.

Гостиница представляла собой комплекс 16 этажною жилого корпуса и двухуровнего блока вспомогательных служб, ресторанов, кафе, вестибюля. Гостиница содержит 273 номера.

Когда основная коробка была возведена /а это было первое «высотное» здание Ростова/, она стала напоминать парус.

Будучи редактором молодежной радиостанции Дона «Парус» я вел тогда радио-репортаж с крыши нового здания. Так и называл его «Белый парус Ростова». С крыши открывается удивительный вид на Задонье: набережную, левый берег с его рощами, базами отдыха, полями... Слева — «Голубое озеро», а дальше — бескрайние поля... Казалось глаз тонул в дымке этого чарующего простора.

Своей западной частью гостиница вписывалась в зелень Кировского сквера: бассейны, цветники. Через асфальтовую полоску — фонтаны сквера.

«Архитектурное лицо» новой гостиницы олицетворяло собой поиски градостроителей 60-70 годов. Когда наша отечественная архитектура уходила от канонов сталинского псевдоклассицизма с его помпезными, громоздкими формами. Ростовский «Интурист» демонстрировал «прорыв» в Ростовском городском строительстве: золотистые линии панелей между этажами, обилие стекла подчеркивали легкость здания. Высотка действительно напоминала гигантский парус каменной яхты.

Интерьер вестибюля, залов ресторана, кафе, использовал все-таки казачью символику. Столичному монументалисту Ю.А. Александрову удалось создать образ гостеприимства донского края.

В 1974 году сразу после сдачи «Интуриста» в эксплуатацию авторский коллектив получил Государственную премию Российской Федерации.

После окончания строительства у бассейна рядом со старой плакучей ивой поставили двух бронзовых аистов. Позже они «улетят», скорее всего к кому-то на элитную дачу. Срубят и старую иву. Но все это будет уже в годы «перестройки».

Напротив «Интуриста» на улице Энгельса встало колоритное здание научно-проектного института нефтяников. Оно контрастно было «положено под ноги» гостинице и создавало иллюзию близости двух коробок и в то же время их разную направленность: вдоль улицы и ввысь, в небо. Прямолинейность коробки «Интуриста» контрастировала с «углами» плоскости института.

В года перестройки рядом с рестораном «Палуба» откроется казино «Ацтек». Здание проектного института займут десятки коммерческих фирм и магазинов. Новые времена — новые вывески.

На улице Пушкинской по линии бывших редутов крепости Димитрия Ростовского поднялись здания, олицетворяющие новое время. Почти на углу с Крепостным жилой дом и выстроенный из монолитного железобетона. Здесь на первом этаже разместился Союз Кинематографистов и Дом кино. Вообще творческие союзы писателей и художников волею разный судеб /порой демократических — как участь перемещения Союза писателей/ «потянулись» к Кировскому скверу. Правление Союза художников расположилось в историческом особняке на углу Большой Садовой и Крепостного — в бывшем доме братьев Мартын. Правления Союзов писателей переместились в угловой дом на Суворова и Кировским /после громкого выселения из особняка на Пушкинской/.

402Вторая высотка — здание Донской государственной публичной библиотеки. Оно строилось 20лет! Авторы: архитекторы Я.С. Занис, А.М. Должиков и инженер В.И Сидельковский /возводивший «Интурист»/ разработали проект в первой половине 60-х годов.

403Часть здания «вливается» в сквер имени Первой Конной армии, подступая к монументу, установленному на могиле жертв расстрела фашистами узников Ростовской тюрьмы в феврале 1943 года.

Функциональная предназначенность помещения диктовала свои условия планирования, 16-этажный вытянутый вверх куб книгохранилища представляет собой глухие стены. Их украшает стилизованный набор знаков, символизирующий многовековую поступь культуры. Московские художники- монументалисты В.С. Лампорт и Н.А. Зилис хотели передать величие и высоту достижений земной цивилизации. Трехэтажная платформа, в которую входят конференц-зал, читальные залы, каталоги, служебные помещения стилистически выполнены в одном ключе с книгохранилищем. Светло-коричневые, желтоватые камни туфовой облицовки создают легкую цветовую «рябь».

В целом здание смотрится тяжеловато. Его стоило бы развернуть по оси. Хранилище отодвинуть вглубь, а на Пушкинскую вынести читальный корпус. Мрачноватость внешнею вида компенсирует интерьер огромного здании. «Внутренний двор» с системой бассейнов, зимним садом, в котором растут экзотические цветы, освещенные естественным светом, падающим через крышу. Расположение читальные залов, разных вспомогательных отделов создают максимум удобств для читателей.

Донская Государственная публичная библиотека была открыта в конце 1994 года. Ленточку перерезали Глава администрации Ростовской области В.Ф. Чуб и Председатель Законодательного собрания А.В. Попов.

Председатель Правительства Российской Федерации прислал приветственную телеграмму: «От имени Правительства Российской Федерации сердечно поздравляю вас с долгожданным открытием Донской Государственной публичной библиотеки. Радостно сознавать, что даже в нынешних сложных условиях в России прибавляется еще один храм знаний и культуры, искренне желаем вам успехов в выполнении благородной миссии, высокого авторитета своих читателей». В. Черномырдин.

407С тех пор библиотека стала гордостью Ростова и местом посещения всех высоких гостей. К Большой Садовой по Университетскому переулку была вымощена плиткой- перебриком аллея — мимо бывшего Дома цветочного короля Рамма, бывшей греческой церкви, и дома благотворителя и общественного деятеля Ткачева. На аллее установлен каменный крест в память Кириллу и Мефодию, принесшим на Русь славянскую азбуку. На углу улицы Суворова — бюст великому полководцу Суворову, жившему в крепости Дмитрия Ростовского.

Последним из известных гостей стал бывший президент России Б.Н. Ельцин, посетивший Ростов в 2001 году.

На месте летнего кинотеатра «Весна» выросло здание торгового предприятия Дом света «Орион», выполненное в стиле современной городской архитектуры.

1923 - 1930  Теперь опять-таки волей судеб на едином пятачке на Пушкинской сошлись две крупнейшие библиотеки: Ростовского государственного университета /ныне ЮФУ/ и Публичка. Па своему архитектурному исполнению эти два здания — настоящие «полюса».

Построенный в 1914 году архитектором Л.Ф. Эбергом особняк Н. Е. Парамонова сочетал в себе элементы греческого классицизма в стиле небольшого дворца и итальянской виллы. Колоннада, балюстрада лестниц, южный вестибюль, небольшой сквер для прогулок с бассейном и фонтаном, остекленный потолок — создавали все условия для приема гостей и проведения праздников.

В 1918 году в этом здании находился  Ростово-Нахихичеванский военно-революционный комитет. После ухода красных — штаб Добровольческой армии Л. Корнилова. В Гражданскую войну здание сгорело Его восстановили только в 1923-м. С этого времени здесь располагался клуб строителей, затем институт переливания крови. С 1930 года — музей краеведения. Здание пострадало и в Отечественную войну. Его восстанавливал и реконструировал под библиотеку Л Ф. Эберг.

Пушкинская улица в годы перестройки на глазах меняет свой облик. А вот старый особняк, представляющий немалую ценность, ждет помощи. Балюстрады на лестницах разрушаются, в аварийном состоянии находится и южная площадка, старый фонтан утрачен. Так что контрасты бывают разными...

404В «культурное» кольцо Кировского сквера вошел и музыкальный театр. Его фундамент был заложен 4 мая 1977 года. И строился он... 22 года! Авторы проекта: архитекторы Д.М. Лобак, Г.А. Дуков, В.Н. Хафизов, инженер М.М. Колесников. Годами стройка стояла — не было средств. Забор, закрывавший фундамент со стороны Энгельса в годы перестройки, оброс вагончиками, торговавшими «Марсами», «Сникерсами», жвачками, «чипсами», пивом... Проходя мимо по дороге к дому, а путь мой к дому лежал мимо этого забора, я иногда заглядывал в щели забора. Торчали прутья арматуры, кругом — кучи строительного мусора, даже углы бетонных плит кое-где по углам рассыпались. Казалось, что это уже не «долгострой», а «вечнострой».

В СССР всегда, а позже и в России, многое двигали праздники, знаменательные даты, в первую очередь 7 ноября, 1 мая. К ним нередко приурочивался пуск важных объектов и шел «штурм» стройки.

Стройку Музыкального театра возродил приближающийся юбилей Ростова-на-Дону — 250-летие, которое широко отмена лось в сентябре 1999 года. Могли думать граф П.И. Шувалов, при чьем активном содействии была основано Темерницкая таможня при слиянии Дона с Темерником в 1749 году, что позже эта дата станет своеобразным «двигателем» в истории будущего Ростова.

Накануне этого праздника улице Энгельса было возвращено старое название — Большая Садовая. Ее покрыли плиткой, фасады зданий выкрасили в нежные светлые тона. Кировский /ниже центральной улицы/ стал называться Богатяновским спуском. Было сооружено мемориальное здание Богатого колодезя.

В некоторых уголках Кировского сквера дохнуло XIX веком. Были и потери. Кто-то «влепил» в сквере домик «Аудио», почти на том самом месте, где стоял Ново-Покровский храм.

16 сентября за несколько дней до празднования юбилейного Дня города состоялось открытие музтеатра. Журналисты дали ему поэтические названия: «Белый лебедь», «Чайка прилетевшая с Дона», «Белый рояль»...

Здание театра, с примыкающими к нему с запада бассейном и фонтаном заняло почти весь квартал против Кировского сквера. Его строительный объем составил более 140 тысяч квадратных метров. Большой зал рассчитан на 992 места, малый — на 238.

Форма театра для семидесятых годов была бесспорно новаторской, но через 20 лет в архитектуре господствовали уже другие стили. Здание напоминает и поднявшуюся над водой льдину, и усеченную часть пирамиды, и рояль с поднятой крышкой... Большие белые плоскости, «сечение» линий, рассчитанных на иллюзию легкости, покажи на детский бумажный самолетик. Его должна поднимать вверх музыка.

406Театр заслонил собой главный корпус строительного университета — бывшее коммерческое училище и Дом правосудия — бывший областной суд. Фрагменты этих зданий, выступающие с юга, создают почти музейный архитектурный утолок.

С восточной стороны к театру примкнуло пятиэтажное здание агрокомплекса «Ют Руси», выстроенное в «лужковском» стиле столичной архитектуры: покатые плоскости крыши, матовые стекла...

На Пушкинской возвели еще несколько «высоток». За библиотекой РГУ, там где когда-то находился редут Святой Екатерины крепости Димитрия Ростовского, вырос дом на углу Университетского и Пушкинской. Эти элитные дома — и символы возрождающегося в России, и в Ростове в том числе, среднего класса. Архитектуру этих 16-этажек отличают лаконизм, минимальность выразительных средств. Внешние формы подчинены функциональной предназначенности внутренних помещений, их конфигурациям.

В 2002—2004 году Пушкинский бульвар также вымостили поребриком, разбили детские площадки, высадили много деревьев и кустарников, разбили цветники. Оставшиеся особняки конца XIX — начала XX веков придали бульвару некий исторический лоск и респектабельность и, а все вместе, — уют и притягательность для вечерних прогулок.

Вскоре улица стала излюбленным местом вечернего отдыха молодежи. Особенно много молодых людей стадо собираться рядом со зданием публичной библиотеки.

На небольшой площадке у ее входа «раскатывают» на роликовых коньках дети. Студенты поют под гитары свои ритмичные песни, танцуют... Для любителей экзотики — верховые лошади, а детей иногда катают на повозке, запряженной большим козлом... И трудно себе представить, что здесь всего 100—120 лет назад все тонуло в навозе и грязи…

К 255-летию Ростова все основные стройки вокруг Кировского сквера были завершены. Лишь на улицах Журавлева и Петровской поднялся кран: здесь заложен еще один элитный жилой дом. Новостройки наконец-то пришли на спуск к Дону, который так долга ждал своего обновления. Дом будет опоясан небольшим сквериком. Оригинальная архитектура, пластика фасада, преобладание стенда, эркеры, витражи — все создает полифонию архитектуры начавшегося столетия. Дом получил название «Театрал» благодаря близости к Музыкальному театру,

Проплывая на прогулочном катере, я обратил внимание: Ростов, наконец, поворачивается лицом к Дону. Начинает сбываться мечта ростовских архитекторов.

В. Смирнов. «Кировский сквер»
.