rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Чудотворный покровитель Ростова

Чудотворный покровитель Ростова

То, что на высоком донском берегу, в низовьях великой реки, открывающей путь к Черному морю, возник город Ростов, было предопределено всем ходом российской истории. А вот его название...

Казалось бы, для топонимики старой России здесь нет ничего удивительного: одних только Новгородов — четыре: Великий, Нижний, Северский, Волынский. В слове Новгород — «новый город» — звучит динамика роста России, а в названии «Ростов» явственно слышен этот корень рост. Но это имя новый город на Дону получил во многом благодаря воле случая или, как говорили когда-то, провидения.

Пожалуй, самым удивительным в истории является сочетание крупных событий, подготовленных всем предыдущим ходом развития общественной жизни, и случайностей, оказывающих на это движение существенное влияние или вносящих свой яркий колорит, характеризующий эпоху.

21 сентября 1752 года в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Ярославского. где был погребен митрополит Димитрий, чинили полы, обветшавшие от времени, и нашли его тело нетленным. Императрица Елизавета Петровна, сторонница активного православия, поддерживавшая все формы его пропаганды и распространения, узнав об этом, была поражена свершившимся чудом. Случай зачастую, как явление, кажущееся неожиданным, несет в себе зерно закономерности: провалившийся пол, обретение мощей прославленного священника, интерес к нему царицы...

Елизавета преподнесла обер-прокурору Священного Синода Львову за «усердий при обретение мощей» золотой крест с бриллиантами на золотой цепи. Получив поддержку верховной власти, Синод стал готовиться к торжеству причисления Димитрия Ростовского к лику святых. День обретении его мощей, 21 сентября, стал церковным праздником. Были подробно изучены жизнь митрополита Ростовского и его выдающиеся деяния на ниве духовного просвещения, перепечатаны его труды, написано житие самого святителя, созданы его живописные изображения. 22 апреля 1757 года освященный Архиерейский собор Русский православной церкви причислил митрополита Ростовского Димитрия к лику свитых для общецерковного почитания. Память его стала праздноваться 28 октября.

34К самому началу закладки крепости, 13 сентября 1761 года, последовал указ Елизаветы о том, чтобы передать под защиту и покровительство Димитрия Ростовского новую крепость на юге России. Гораздо позже новый город получит имя официальное — Ростов, и в сознании его жителей будет откладываться эта мысль: наш город получил имя благодаря святителю Димитрию.

Все это, действительно, так, но сам-то митрополит носил имя другого древнего города — Ростова, стоящего более тысячелетия на ярославской земле. И здесь мы вновь видим волю случая. Митрополит Димитрий как крупный церковный мыслитель, хорошо понимавший все проблемы государства, поддерживал реформы Петра Первого с условием невмешательства государства в дела церкви. Петр, в свою очередь, нуждаясь в сторонниках православия, внимательно следил за его деятельностью. С юным Петром Димитрия познакомил еще гетман Украины Мазепа, встречавшийся с русским царем до своего громкого предательства.

Петр привлекает к себе Димитрия не только как единомышленника, но и как человека, который может многое сделать на практике церковного служения, и вызывает Димитрия в Москву с целью поручить ему «государственно-церковную миссию» в Сибири. В декабре 1700 года следует именной указ Петра о прибытии в Москву архимандрита Димитрия «для избрания в сибирские митрополиты». В феврале 1701 года Димитрий прибыл в Москву, приветствовал Петра и на Крестопоклонной неделе был возведен в архиерейский сан, однако весенняя распутица помешала ему отправиться в Сибирь сразу же по назначении. Димитрий временно поселился в Чудовом монастыре, а по наступлении лета внезапно сильно заболел. Царь Петр лично навещал его и отменил свое назначение: Сибирь с ее суровым климатом явно не подходила Димитрию.

В 1702 году его переводят митрополитом в Ростовскую епархию, где Димитрий служит семь лет до своей кончины. Весь ход его жизни, его духовная биография сложились именно так, поэтому он навсегда теперь — Ростовский, а его имя стало связующим звеном между названиями древнего города на ярославской земле и нового города на Дону.

Ростом Великий, или Ростов Ярославский, впервые упоминается в летописи в 862 году вместе с древнейшими городами Новгородом, Полоцком. Муромом... Наряду с Суздалем. Псковом. Владимиром, Ярославлем, Угличем, Москвой, он — гордость «Золотого кольца» России. Древнерусские города были административно-политическими центрами, объединявшими русские земли и княжества. Ростов вместе с Суздалем в IX—X веках был оплотом славянского государства на северо-востоке. В XI веке он становится главным городим Ростово-Суздальского княжества, а с 1207 года — Ростовского.

История Ростова Ярославского полна драматических и ярких событий. Город отражал нашествие татаро-монгольских орд и был повержен в неравной борьбе. Его князь. богатырь Василько, изумил Батыя своей силой мужеством. Когда его, раненого, доставили к грозному хану и тот предложил перейти к нему на службу, Василько отверг это предложение и умер как герой. Ростовцы сражались в ополчении Дмитрия Донского на Куликовом поле. Во времена Ивана Грозного город стал личным владением первого русского царя.

Ростов был полностью сожжен и разрушен польскими интервентами на их пути в Москву в 1608 году. В восстановлении города после 1612 года есть одна любопытная деталь. Отстраиваться Ростов Ярославский начал с сооружения оборонительных укреплений: слишком тяжел был последний урок. Они состояли из земляного вала высотой до девяти метров, опоясавшего центр города. Укрепление имело форму девятиконечной звезды, протяженность насыпи составляла 2.7 километра, а перед валом был прорыт глубокий ров.

В строительстве этого укрепления принимали участие жители самого Ростова, а также более тысячи человек из ближайших городов — Кинешмы и Пошехонья. Землю возили на тачках и конных двухколесных подводах. Руководил работами военный инженер, голландец Ян Корнелиус Роденбург. По тому времени ростовская крепость была мощным фортификационным сооружением, но события развивались так, что она ни разу не испытывала штурма неприятеля.

Земляной вал Ростовской крепости сформировал центр восстановленного города. За валами жили воевода, бояре, купцы, вооруженная дружина. В центре города, в котором возводились теперь, в основном каменные здания, расположились торговая площадь и различные государственные учреждения, рядом, по другую сторону валов, — посад и слободы, в которых жили ремесленники, огородники, мелкие торговцы... Остатки земляных валов сохранились в некоторых местах Ростова Великого до сих пор. Во множестве деталей строительство крепости на Дону очень напоминает эту историю...

Когда Петр Первый начал строить свой «потешный флот», он приезжал в Ростов, осматривал озеро Неро, но выбрал более глубокое Плещеево озеро в Переяславле-Залесском. Опять историческая случайность: не хватило одного-двух метров глубины для того, чтобы первые российские корабли, построенные молодым царем, возникли под Ростовом, но немногим позже они получили свое боевое крещение в устье Дона, под Азовом.

Ростов Великий — настоящая жемчужина древнерусской архитектуры. Его кремли и соборы, построенные в основном u XVI-XVII столетиях, многое говорят об особенностях этого замечательного края. Богоявленская церковь Свято-Авраамиевского монастыря, Вознесенский храм, возведенный Андреем Малым, комплекс Борисо-Глебского монастыря. Ростовский кремль удивительно гармонируют с окружающей природой. Высочайшие образцы Ростово-Суздальской школы иконописи — настоящие шедевры церковной живописи.

Сравнивая кремли, монастыри и храмы Новгорода и Пскова с аналогичной архитектурой Ростова и Суздаля, замечаешь: на северо-западе все культовые сооружения носили явно выраженный оборонительный характер. Они словно привязаны к земле, которую призваны защищать, — мощные стены, тяжелые башни с бойницами. Стены и купола кремля и соборов Ростова поражают своей легкостью, изяществом, устремленностью в небо. Это связано с характером более позднего времени, когда отпала угроза татарских нашествий с востока, и одновременно с культурной памятью зодчества Владимирской земли: Димитровским и Рождественским соборами, Золотыми воротами Владимира, белой лебедью древнерусской архитектуры — церковью Покрова на Нерли.

Среди архитектурных памятников древнего Ростова наряду с его знаменитым кремлем выделяется и Спасо-Яковлевский Димитровский мужской монастырь, в котором прожил свои последние годы глава Ростовской епархии митрополит Димитрий. Этот монастырь, стоящий у самой воды, занимает небольшой полуостровок на берегу озера Неро, зеленые берега которого усыпаны камешками. История монастыря необычайно интересна. Когда князь Василько был убит, его жена Мария ушла из разрушенного города и основала женский монастырь. Она назвала его Спасским, веря в спасение Руси от полчищ завоевателей. Она и погребена здесь в 1271 году. А в 1389 году, спустя девять лет после разгрома хана Мамая на Куликовском поде, епископ Иаков основал рядом со Спасским другой монастырь — мужской, который позже назовут в его честь Яковлевским. По указу Екатерины II в 1764 году Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевскнй монастырь. В первой четверти XIX века в знак уважения к святителю Димитрию он получит имя Спасо-Якоплевский Димитриев (Димитровский). До середины XVI века все постройки в монастыре были деревянными, и лишь в 1684 году вознесется здесь первая каменная церковь — Зачатьевская, а в 1725 году к ней почти вплотную пристроится Яковлевский храм.

35Второй храм монастыря — Димитровский — отстроил на свои средства в конце XVIII — начале XIX века граф Н.П. Шереметев. Его проектировал московский зодчий Е. Назаров и крепостные архитекторы графа — Душкин и Миронов. Пышный Димитровский храм представляет собой замечательный образец классицизма. Это была эпоха в русском зодчестве, когда строительство церквей испытывало сильное влияние гражданской архитектуры. К конструкции храма это влияние хорошо заметно в его основании, представляющем собой обширный куб с роскошной колоннадой. Западный портик колоннады с нишами для статуй и многофигурными барельефами изумляет своей гармонией и совершенством линий. По мнению искусствоведа И.Э. Грабаря, автором колоннады был выдающийся мастер Джакомо Кваренги. Архитектурный облик пятикупольного храма отличается выразительной многослойностью в переходе от широкого основания к возвышающемуся достаточно высоко над остальными центральному куполу — золотому «яблоку», увенчанному крестом. Так ознаменовал Ростов память святителя Димитрия.

После открытия святых мощей святителя Димитрии императрица Елизавета Петровна прибыла в Ростов почтить намять нового святого и преподнесла в дар монастырю для хранения мощей Димитрия великолепную серебряную раку, которая и по сей день находится в храме. В ризнице Спасо-Якоклевского Димитровского монастыря хранятся реликвии, принадлежавшие митрополиту Димитрию: митра, в которой его нашли после кончины, церковные принадлежности — ковчежец, ризы, полотенце, платок... Богомольцам, прибывавшими сюда со всей страны, особо почитались две иконы Богоматери. Одну из них — Ватопедскую — привез сам Димитрий, когда приехал в Ростов. На протяжении всей жизни святителя икона являлась его келейным образом, а затем сопровождала его и после смерти: в день погребения этот образ был привезен в Яковлевский монастырь и оставлен при его гробе. Другая икона — Боголюбская, с ней ростовские жители встречали Димитрия во время его приезда в новую обитель.

Архитектура Ростова и сам этот город, утопающий в зелени на берегу озера Неро, поэтичны по своей природе, духу и воплощению. Наверное, не случайно так распорядилась судьба, уготовившая Димитрию, натуре возвышенной и поэтической, эту обитель. И прежде чем попасть в этот заповедный уголок русской земли, Димитрий проделал довольно длинный путь.

Димитрий Ростовский (в миру — Даниил Саввич Туптало) родился в селе Макарово недалеко от Киева в декабре 1651 года. Родители Димитрия Савва Григорьевич и Мария Михайловна были благочестивы и вели скромную жизнь. Его отец из простых украинских казаков дослужился до знания сотника, а в конце жизни принял на себя обязанности ктитора (церковного старосты) Киевского Кирилловского монастыря. Сохранился портрет сотника Саввы Туптало, на нем — дородный казак с окладистою белою бородою и седыми волосами, спускающимися на плечи. Известно также, что на семейном гербе Туптало изображен треугольник в центре круга, увитый ветвями.

До 11 лет, то есть в те годы, когда закладывается основа характера, формируются первые увлечения, маленький Димитрий получал домашнее образование, и его первым учителем был отец. В 1662 году он был определен в школу при Киево-Братском Богоявленском монастыре — Киево-Могилянскую коллегию, впоследствии ставшую академией. Уже тогда учителя обратили внимание на одаренного мальчика, который «отличался в стихотворстве и витийстве». Здесь в это время был ректором и преподавал известный современникам богослов, ритор и проповедник Иоаникий ГолятовскиЙ, своим духовным сочинением «Благодатное небо» положивший начало особому литературному жанру — «сочинениям об иконах Богаматери и чудесах, от них происходивших».

Благодаря своему трудолюбию и способностям Димитрий вынес из школы богатый запас знаний, прекрасно владел несколькими языками. Родители Димитрия дали согласие на его пострижение в Кирилловский монастырь, где он прожил почти семь лет. обучаясь смирению и послушанию и продолжая серьезно заниматься науками.

В 1675 голу в Гостинском монастыре города Прилуки Димитрий был посвящен в иеромонахи. Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, возводивший его в этот сан, оценил ораторский дар молодого церковника и оставил его проповедником в Чернигове. Здесь иеромонах Димитрий серьезно пробует свое перо. По благословению Лазаря Барановича, занимавшегося литературной деятельностью, Димитрий пишет свое первое сочинение «Руно орошенное», посвященное описанию чудес, происходивших с образом Богородицы в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Уже здесь проявляется важнейший синтез его творчества—сочетание чудесного, божественного духа и проблем обычной жизни, которой живут все миряне.

Димитрий постепенно входит в круг наиболее образованных и передовых людей своего времени, находясь в самом центре общественно-политической, социальной и религиозной. С 1675-го по 1700 год он — игумен и проповедник различных монастырей на Украине, в Литве и Польше, в Минской губернии. В полемике с униатами в Преображенском братском монастыре в Слуцке Димитрий защищает интересы православия, оттачивая свое ораторское мастерство, знакомится с духовными и светскими сочинениями на латинском, греческом и польском языках. В 1681 — 1664 гг. Димитрий служит настоятелем монастыря в городе Батурине, а затем поселяется в Киевской лавре и принимает на себя труд составления «Четий-Миней» — жизнеописаний святых, который станет двадцатилетним подвитом святителя Димитрия и будет окончен уже в Ростове в 1705 году.

В 1697 году Димитрий игумен Кирилловского монастыря, однако вскоре его вновь переводят и назначают архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем передают в его ведение и Новгород-Северскую архимандрию. В это время он пишет ряд сочинений: «Псалом великомученику Димитрию Солунскому». «Апологию», «Краткий Мартиролог».

В Ростов Димитрий прибыл I марта 1702 года и был поражен красотой здешних мест. Ростовская епархия включала в себя Ярославль и Углич — это были прекрасные земли верхней Волги. Димитрий часто бывал в загородной обители в селе Демьяны — небольшой деревянной церкви с двумя филигранными луковками куполов, утопавшей в зелени листьев и цветущих трав. Здесь черпал Димитрий силы для вдохновения, здесь размышлял о вечности, о светоносном Боге... Книги и уединение на природе — что еще нужно душе для внутреннего мира и покоя?

Предаваясь занятиям богословием, он никогда не чурался обычной жизни, не был келейным затворником. Б.В. Украинцем, автор книги «Что есть имя твое, Ростов?», многие страницы посвятил жизни и творчеству Димитрия Ростовского. «Он никогда не сторонился веселья, охотно ходил на свадьбы, крестины, другие семейные и общественные торжества Он любил древние обычаи... пишет Б.В. Украинцев. — Никогда прежде Димитрию не приходилось гак близко соприкасаться с живой историей, которую он так любил, и так много сил отдал своему сочинению «О начале древнего славянского народа». Приводит он и бытовой портрет митрополита: «В свои 50 лет Димитрий был человеком небольшого роста с длинными, светлыми волосами, небольшой аккуратной бородкой клинышком... Он носил рясу темно-зеленого сукна, черную камилавку, очки в тонкой металлической оправе. Чуть поредевшие спереди волосы открывали широкий и выпуклый лоб признак мудрости».

К этому времени Димитрий Ростовский был уже широко известным духовным просветителем и наставником, целью его было утверждение идеалов православия, борьба с расколом. А времена были тяжелые, реформы Петра требовали не только напряжения всех сил народа, но иногда и самопожертвования. Людей надо было не только заставлять что-то делать, но и убеждать, звать за собой высоким одухотворенным словом, примером своей жизни.

Новые мирские проблемы ставили и перед духовенством сложные задачи, к которым были готовы не все. И пастырь Димитрии, как духовный сподвижник Петра, показывал остальным пример. На его проповеди прибывали люди из самых разных уголков страны. Проповедуя заповеди Христа, в своих обращениях к пастве он откликается на самые злободневные события. Рисуя неприглядную картину жизни современного общества, он отмечает недостаток любви между людьми и притеснение слабых сильными. Обличает гордость и «недружелюбие», высших классов, критикует недостатки духовенства. Наставлял Димитрий милосердию и самого паря. Он осуждал его за гнев и любострастие. Петр присутствовал на одной из проповедей Димитрия. И митрополит, зная о вспыльчивости царя, не убоялся возможного раздражения его, сказал ему прямо в лицо неприятные вещи. Петр подарил Димитрию серебряный перстень со словами: «Если бы я не был Петром, то хотел бы быть Димитрием».

В Ростове начинается наиболее плодотворный период его научно-религиозной и просветительской деятельности. Митрополит Димитрий открывает на собственное жалованье бесплатную начальную школу, где обучает детей бедняков, ведет уроки по Священному Писанию, грамоте и латыни. Общение с детской аудиторией восприимчивой, любознательной — требует своего языка, простого, ясного, эмоционального. И эти школьные уроки по-своему полезны знаменитому проповеднику: они помогают сделать его выступления уже перед взрослой аудиторией более доходчивыми и убедительными.

При своей школе отец Димитрий открывает и школьный театр, в котором все роли играют ученики, сам пишет сценарии спектаклей, исполненные поэзии и философии. Каждая из пяти написанных Димитрием Ростовским драм сочетает вечные сюжеты библейской истории и символику человеческих характеров и страстей.

Наиболее известна «Рождественская драма» Димитрия Ростовского, опубликованная как хрестоматийная профессором Московского университета Николаем Тихомировым в списке русских драм 1672—1728 годов. Этот спектакль не раз исполнялся уже на профессиональной сцене даже в наше время — в Москве и в Ростове-на-Дону. Назидания и нравственные поучения в пьесе, написанной простым, «детским» языком, проступают в виде узнаваемых библейских символов. В 1749 году (в год основания Темерницкой таможни) спектакль «Рождественская драма» в постановке семинаристов Крутицкой семинарии увидел в Москве молодой ярославский купец Федор Волков. Спектакль произвел на него такое сильное впечатление, что некоторые аффекты он включил в свою постановку, когда на следующий год основал в Ярославле первый стационарный профессиональный театр. Смотрела театральные представления по пьесам Димитрия Ростовского и императрица Елизавета Петровна.

Произведения Димитрия Ростовского входили в программы гимназий в дореволюционной России. В «Истории русской словесности для средних учебных заведений» А.И. Незеленова о Димитрии говорится как о «высоком деятеле русской жизни и литературы и Петровскую эпоху, истинном представителе православной церкви, нравственно великим духом и обладавшим живым литературным талантом». Ученики изучали и проповеди, и исторические труды, и «Четьи-Минеи», и «Рождественскую драму». В этом же учебнике, выдержавшем к 1905 году 13 изданий, были представлены проповеди первого учителя Димитрия — Иоаникия Голятовского.

Важное место в литературном наследии Димитрия Ростовского занимает его незавершенный труд «Келейный летописец». Несоответствия и разночтения в основных источниках и славянском переводе Библии побудили святителя приняться за отдельное исследование по хронологии. Изучая Библию, труды отцов церкви, сочинения европейских хронистов и новейших церковных писателей, он ставил перед собой задачи не только научно-исторические, но, как всегда, нравственные. Чем-то летопись напоминает его классические проповеди: в ней встречаются философские размышления о гордости, насилии, жестокости, которые опутывают человека и с которыми всю жизнь боролся Димитрий. Исследователи отмечают, что отдельные места в «Келейном летописце» почти дословно совпадают с проповедями митрополита. Работа над летописью была прервана из-за необходимости писать новый труд — знаменитое сочинение о расколе «Розыск о брынской вере» — и осталась незавершенной. Это не помешало книге стать своего рола учебником по ветхозаветной истории и быстро разойтись в многочисленных списках. Первое издание «Келейного летописца» осуществил известный русский писатель и просветитель Н.И. Новиков в 1784 г., оценивший огромное значение трудов Димитрия Ростовского в деле просвещения России. «Пастырь добрый», «Святитель с медоточивыми устами», «Звезда, всю страну ученьми и чудесы озарившая» - вот лишь немногие из эпитетов, которыми православные чтят память святителя Димитрия.

Все деяния Димитрия Ростовского свидетельствуют: он был человеком широких творческих возможностей, сочетавшим мастерство проповедника с трудом философа, писателя, ученого, драматурга, историка...

В Духовной грамоте (Завещании), написанной в «богоспасаемом граде Ростове, в дому архиерейском, в лето 1707 апреля в 4-й день» Димитрий писал: «...с тех пор, как принял я святый иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловском монастыре в 18-е лета возраста моего и обещал Богу нищету добровольно иметь, с того времени даже до приближения ко гробу — не приобретал я имения и денег, кроме книг святых, не собирал злата и серебра, не допускал иметь излишних одежд, ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых, но стяжание и нищету иноческую, духом и самим делом, по возможности соблюсти старался, не заботясь о себе, но полагаясь на промысел Божий, который никогда меня не осгавлял».

Святые книги, которые всю жизнь собирал и изучал Димитрий, их свет и великая духовная сила Бога поддерживали его и в трудные дни, и в дни радостные.

Димитрий Ростовский призывал и своих современников, и далеких потомков к жизни в человеколюбии, в стремлении к высшим нравственным идеалам добра и света. Вчитаемся в слова воспевания, которые звучат в православной церкви в честь святителя Димитрия Ростовского: «Православный ревнитель и раскола искоренитель, Российский целебник и новый к Богу молитвенник, цевница духовная, звезда Российская, от Киева возникшая и через Новогород-Северский в Ростов достигшая. Златоуст Российский, всю страну ученьем и чудесами озаривший, златословный учитель!»

Высокое имя великого древнего русского города и свято, прославившего слово и дело Божье, носит наш славный Ростов-на-Дону.

В. Смирнов. «Димитровская крепость»
.