rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

В заботах о духовном

     Не менее важной заботой переселенцев было стремление к просвещению, дабы сохранить и развивать на новой земле свой язык, народные обычаи и духовные традиции. Невольно, через века, с благодарностью обращаемся к светлой памяти архиепископа Иосифа Аргутинского-Долгорукого, сознавая содеянное им во благо будущего своей паствы на донской земле. Им были заложены и освящены церкви и храмы, а также во дворе храма Григория Просветителя школа Саака и Месропа, и до конца XVIII века их было три, в том числе одна духовная школа «Хонах» («Гость»). Главным центром просветительства стало детище Иосифа Аргутинского — Сурб-Хач (Святой Крест). На территории монастыря молодые люди жили на полном обеспечении и приобщались к грамоте. В приделах монастыря была открыта первая на Юге России типография.

     В городе Нор-Нахичеване 9 августа 1832 года была открыта духовная семинария, где преподавались: армянская и русская грамматика, христианские служители с мирским подходом, история Святого Писания на армянском и русском языках, география, история Армении, ораторское искусство или сценическая речь, каллиграфия, русская история.

     Учащиеся в понедельник, среду и пятницу учили армянский язык, а во вторник, четверг и субботу — русский. Преподавателями были священнослужители: Габриэл Патканян, дьякон Петрос Патканян и их отец — учитель Серовбе (получил образование у мхитаристов в духовной конгрегации армян-католиков в Венеции) — преподавал на армянском языке Закон Божий. Школа продолжала свою деятельность до 1835 года.

     Во второй половине XVIII в. впервые в России создается система светского образования, что было вызвано потребностью в знающих людях, необходимых развивающейся экономике. Екатерина II, строившая широкие планы просвещения масс, в 1782 году издает указ об учреждении школьной комиссии для разработки «Планов к установлению народных училищ в Российской империи». В 1786 году План был одобрен императрицей и положен в основу «Устава народных училищ». В 1786 году система народных училищ начала вводиться в действие. В течение 1786–1789 годов главные народные училища были учреждены в 40 губернских городах России. Общее руководство всеми училищами осуществляла Комиссия народных училищ, хозяйственная часть являлась обязанностью Приказов общественного призрения, председателями которых являлись губернаторы, они же были и попечителями школ. Хотя школа и была провозглашена народной, она носила сословный характер и не была доступной всем слоям населения. Купечество и мещанство, как и другие низшие слои городского населения, не находили для своих детей в программе старших классов главных училищ никакой «корысти», поскольку она носила преимущественно общеобразовательный характер и не давала подготовки к какой-либо профессиональной деятельности.

     Были ли приумножены в дальнейшем положенные архиепископом Иосифом начинания не только в просвещении, но и в торговле, приобщении к полезному труду, уважении к закону, вере в Бога, жизни по законам заповедей? Кто из руководителей или стоящих у руководства городом стал активно помогать больным, детям, малоимущим?

Багдыков М. Г., Багдыков Т. М., Багдыков Г. М.
Книга «Арутюн Халибян»

 

.