rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Байковский мост-коллектор

Байковский мост-коллектор

    Сотни ростовчан ежедневно проходят или проезжают по проспекту Буденновскому в районе окружного Дома офицеров, не подозревая, что под их ногами лежит история родного города...

     В сороковые годы XIX века развивающийся Ростов был жестко ограничен: с юга Доном, с севера Генеральной балкой. Балка была большим оврагом, берущим начало от сегодняшнего проспекта Кировского - расширяющаяся и углубляющаяся на всем своем протяжении к речке Темерник. Выглядела она настоящей клоакой, незаживающей язвой на теле растущего города.

 165В овраг сбрасывались все нечистоты из близлежащих домовладений (отчего там всегда стояла вонь), пищевые отходы, рухлядь. Между кучами мусора шныряли преступники, грабившие всех, кто рискнул там оказаться, - даже днем. Случались и убийства.

     Ростовцы боялись даже подходить к зловещему месту!

  Осенью и весной, в распутицу, балку переехать было невозможно. На Таганрогском (ныне Буденновском) проспекте ежегодно возводили деревянный мост. Но он быстро разрушался, и ливни уносили его остатки в Темерник.

     А проезд в северную часть города ростовцам был очень нужен. То был путь к новым домовладениям, мастерским, осенним ярмаркам. И дорога в Таганрог.

     Еще в конце ЗО-х годов XIX века городской голова А.Р. Ященко поднял вопрос о необходимости строительства на Таганрогском проспекте каменного моста. Начались долгие согласования - бюрократическая волокита в позапрошлом веке не уступала сегодняшней! Наконец, в 1857 году была составлена смета сооружения: 4955 рублей 26 копеек.

     Но таких денег у города не было. Челобитная в губернию ничего не дала. Строительство моста, как бы сегодня сказали, заглохло.

     В 1863 году избранный городским головой А.М. Байков вновь поднял вопрос строительства моста. Выяснилось, что оно обойдется уже в три-четыре раза дороже. Встал вопрос: что делать?

     Поступило предложение: вместо моста соорудить каменную арку.

    Но городская Дума решила, что лучше на дно оврага уложить коллектор. Его сделали длиной 20 саженей (это 43 метра) и в две сажени диаметром (4,5 метра). Вот с тех пор и любуемся мы широким проспектом, ныне носящим имя Буденновский. Спасибо Думе и Андрею Матвеевичу Байкову!

    Коллектор строили участками. На это ушли годы. Требовалось сооружать колодцы, врезать стоки для ливневых вод. Летом 1864-го первый участок через Таганрогский проспект был построен. Обошлось это городу В 16100 рублей 93,5 копейки. Такие тогда были цены. И такой строгий, до половины копеечки, учет.

     В день тезоименитства (именин) императора Александра II, 30 августа 1864 года, Ростовская городская Дума при большом стечении ростовцев и гостей торжественно открыла мост-коллектор. Его освятили, а на тротуарной тумбе на той стороне, где сегодня располагается окружной Дом офицеров, поместили «лицом» к Б. Садовой мраморную доску с надписью «Байковский мост». На противоположной грани установили другую доску, с надписью «Открыт 30 августа 1864 г.».

   То был первый в Ростове официальный, согласованный с губернским начальством памятный знак городскому голове Андрею Матвеевичу Байкову.

   Сегодня коллектор под проспектом Буденновским, пролегающий на глубине четыре-пять метров, продолжает служить городу. Он в хорошем состоянии и, как 150 лет назад, ливневые воды текут по нему в Темерник...

     А вот тумба с двумя мраморными досками была уничтожена.

Сергей Шелобод, краевед.
(газета "Вечерний Ростов", 27 марта 2013 года).

 

.