rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

ЧЁРНЫЙ СПИСОК СУЗИЛСЯ

40Директора ростовских предпри­ятий пригрозили местным влас­тям социальным взрывом, если их предприятия вынесут за черту города.

Тема передислокации промышлен­ных предприятий из центра Ростова в промышленную зону поднималась не раз. Проблему пытались решить ещё тридцать лет назад, но на се­годняшний день только два предпри­ятия - «Донской табак» и «Тавр» - ведут подобную серьёзную работу.

Вот и теперь разрабатывается но­вая программа выноса вредных про­изводств из центральной части Рос­това-на-Дону. Пока это своего рода рекомендации комитета архитектуры и градостроительства Ростова. Имен­но под таким соусом заместитель главы администрации Ростова Ви­талий Золотухин представил проект на очередном президиуме Совета ди­ректоров предприятий Ростова.

Теперь речь идёт прежде всего с позиции   изменения  «интерьера»   города и его стратегического развития: на освободившихся площадях плани­руется построить ультрасовременные социальные комплексы с супермар­кетами, подземными автостоянками.

Около 60 предприятий когда-то попали в своеобразный чёрный список переселенцев. Со временем изменились экономические условия, и круг их постепенно сузился: кто-то добился индивидуальных разрешений, произвёл комплексную реконструкцию. Теперь проблемных объектов оста­лось 15. Они однозначно должны по­кинуть центральную часть города.

Те предприятия, которые смогут привлечь инвестора, будут иметь большой плюс. В этом случае прежняя земля останется в их соб­ственности и предприятие вправе рас­поряжаться ею на своё усмотрение -то ли продавать её, то ли самостоя­тельно строить офисы с жильём или другими социальными объектами. Кто не в силах самостоятельно привлечь инвестора, того будут отселять «доб­ровольно-принудительно». Рычагов у властей для этого предостаточно, хотя заместитель главы администра­ции Ростова Виталий Золотухин ска­зал, что решаться вопрос о передис­локации будет в каждом случае ин­дивидуально. На самом деле кое-кому переезжать придётся уже в ближай­шее время, к ним относятся четыре предприятия: ОАО «РИКОС», «Мехзавод № 5», «Ростовский порт» и за­вод «Красный Дон».

Безусловный первый кандидат - это «Мехзавод № 5». Само пред­приятие найти инвесторов пока не в силах. Зато, говорят, уже есть же­лающие на освободившейся терри­тории построить крупный комплекс городского значения. За право об­ладания этим участком планируется провести конкурс. С перемещением «Мехзавода № 5» улицу Пушкин­скую «пробьют» к главному автовок­залу и, далее, облагородят участок от   Гвардейской   площади   на   юг, вдоль улицы Сиверса.

- В своё время мы освободили часть территории завода для муни­ципалитета, - прокомментировал си­туацию гендиректор «Мехзавода № 5» Георгий Арутюнов, - и что из этого вышло? Поставили гаражи.

ОАО «РИКОС». Психологически руководство согласно на переезд, правда, при условии, что «Рос­нефть» найдёт на проект 40 мил­лионов долларов. Этот завод нахо­дится между Кировским проспектом и улицей Журавлёва.

«Ростовский порт». Ему предсто­ит переезд на левобережье реки Дон по двум причинам. Проблема в том, что крупнотоннажные судна из-за же­лезнодорожного моста через реку Дон не всегда могут войти в порт. Второе - реконструируемую набережную, ко­торую хотят превратить в современ­ную зону отдыха, планируют удлинить к Театральному спуску. На пути этой идеи  встаёт завод «Красный Дон». Куда его девать, ещё не решили.

Далее следует ряд предприятий с так называемой далёкой перспек­тивой переезда. «Ростовбумага». Мнения экспертов сводятся к тому, что предприятие может найти ин­вестора и безболезненно переехать.

«Моррос». Частичная передисло­кация. Холодильники, скорее всего, останутся на прежнем месте. Дело в том, что в этом районе планируется строительство нового моста через реку Дон. И судьба расположения фирмы будет зависеть от претворе­ния в жизнь этого дорогого проекта.

В подвешенном состоянии оста­ются следующие предприятия: Фаб­рика головных уборов, швейно-трикотажная фабрика «Динамо», Ростовский часовой завод, «Ки­ноавтоматика». Снят вопрос по пе­ремещению «Посейдона», «Викто­рии», «Рубина». У «Эмпилса» часть вредного производства уже выведе­на за город, поэтому возможно со­хранение существующих мощностей.

Директора, естественно, не со­гласны с архитектурными планами. На заседании президиума Совета директоров предприятий выявилось несоответствие между социальными и коммерческими интересами. Анти­аргументы директоров сводились к следующему. Во-первых, архитекто­ры лоббируют интересы строителей (в комитете по архитектуре на это жмут плечами с недоумением) и сама власть преследует корпоратив­ные интересы, во-вторых, строить жи­лые дома в центре города на месте промышленных предприятий - это небезвредно, и, наконец, необходи­мо развивать не строительство, а городские транспортные развязки.

С чем, похоже, согласны обе сто­роны - это то, что властям легче переселить предприятие, нежели сне­сти ветхое жильё, освободив таким образом строительное пятно. За это руководители крепко зацепились и призвали власти сначала решитьпроблему трущоб, а потом заняться предприятиями. В противном слу­чае, намекнули они, возможен со­циальный взрыв.

Власти считают, что заводы пе­рестанут диктовать условия, если привести в соответствие аренд­ную плату на землю (конечно, в плане увеличения цены). Переселить сегодня могут и вовсе не спраши­вая - по Земельному кодексу: если предприятие (независимо от формы собственности) не соответствует гра­достроительным нормам. Подобное зонирование в городе ведётся.

Для передислокации предназна­чено 12 гектаров промзоны с под­ведёнными инженерными коммуни­кациями. Есть ещё около 100 зе­мельных пятен в северо-западной части промзоны, которые числятся за различной собственностью, но одна треть их не используется. Бес­призорные площади муниципалитет собирается вернуть себе обратно.

15 мая 2002г., РО.

ПОЧЕМУ ЗАВОДАМ НАДО УХОДИТЬ ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА...

41В № 19 («Чёрный список су­зился»} мы рассказали о про­блеме переезда заводов и фабрик из центральной части Ростова-на-Дону в промыш­ленную зону. Своё мнение по данному вопросу изложил главный архитектор генераль­ного плана города Ростова-на-Дону Норальд Нерсесьянц.

- Необходимость вывода про­мышленных предприя­тий, находящихся сре­ди жилой застройки, особенно в переуплот­нённой центральной ча­сти города, определяет­ся не чиновниками и архитекторами, а объек­тивными причинами и законодательством.

Выводу подлежат предприятия, которые, находясь среди жилых домов, создают недопу­стимые санитарно-гиги­енические условия для жителей, не позволяют вести реконструкцию окружающей застройки, т. е. снести старое не­благоустроенное жильё, построить на его мес­те современные ком­фортабельные  дома  и улучшить условия проживания на­селения.

Это происходит потому, что все промышленные предприятия, в за­висимости от класса вредности производства, в соответствии с федеральными нормами должны иметь вокруг себя санитарно-защитную зону (минимальная - 50 метров, чаще всего - 100-300 метров). В этой зоне запрещается проживать и строить жилые, и социокультурные объекты. Не менее 50% зоны должно быть озелене­но. Эти государственные требова­ния и нормы исходят не из инте­ресов предпринимателей - фаб­рикантов или архитектурных чи­новников, а из интересов защиты экологии и здоровья людей. У многих предприятий есть выбор: либо создавать за свой счёт санитарно-защитную зону, переселяя жителей в нормальное жилище, что ни одно из ростовских пред­приятий выполнить не в состоя­нии, либо переходить на новое место и создавать там полноцен­ное современное производство, что в старых зданиях, на затес­нённых участках среди жилой за­стройки, эффективно сделать практически невозможно.

Кроме соблюдения санитар­ных требований, часть предпри­ятий подлежит обязательному выводу и по градостроительным условиям, так как это вытекает из генерального плана города. К ним, например, относятся: «РИКОС», Мехзавод № 5, Бумажная фабрика, Речной порт. Они должны быть выведены для осуществления прин­ципиальных градоформирующих ме­роприятий.

Завод «Рикос» не только в те­чение многих лет не позволяет осу­ществить реконструкцию одного из самых старых районов города меж­ду улицей Сиверса и пер. Доломановским и сформировать архитек­турный облик одного из важнейших фасадов   города   со   стороны   его главных ворот - железнодорожного и автобусного вокзалов, но и «про­бить» центральную пешеходную ма­гистраль города - ул. Пушкинскую - к этим вокзалам. Это взрывопожароопасное химическое предпри­ятие несовместимо с городской средой.

Вопрос о необходимости передис­локации нефтемаслозавода был ре­шён ещё в начале 70-х годов и со­гласован бывшим министерством.

Специальная комиссия из пред­ставителей компетентных органов (в том числе и завода) рассмотрела этот вопрос в 2000 году и однознач­но высказалась о невозможности со­хранения и реконструкции предпри­ятий на существующей площадке.

То же самое относится и к Бу­мажной фабрике, которая не позво­ляет решить транспортную развязку на ул. Сиверса и архитектурно орга­низовать въезд в центр города на Б. Садовую.

Особенно актуально стоит воп­рос о выводе из жилой зоны «Мехзавода № 5». В течение деся­ти лет он мешает завершить рекон­струкцию одного из центральных кварталов города. Государственный строительный университет, имея го­товую проектную документацию, не может построить многоэтажные дома по пр. Журавлёва на месте ветхого жилья, находящегося в санитарно-защитной зоне предприятия.

Ущемляются интересы жителей. После постройки гостиницы «Инту­рист» и нового Музыкального теат­ра возник новый архитектурный ансамбль, украсивший центр города, но его формирование не может быть завершено, так как наличие завода препятствует застройке ули­цы Суворова.

Вывод завода не только пре­дусмотрен генпланом города и про­ектом реконструкции центра, но и неоднократно вносился в планы строительства последние 15 лет. Идя навстречу руководству пред­приятия, администрация города своими постановлениями

несколько раз переноси­ла сроки запрещения его функционирования из-за отсутствия санзоны для проектирования и строи­тельства его на новой площадке. Однако в этом направлении пред­приятием ничего не сде­лано. Ценнейшая терри­тория в центре города по-прежнему использует­ся крайне неэффективно и не по прямому назна­чению.

Вынос речного грузо­вого порта и завода «Красный Дон», отреза­ющих южный город Рос­тов-на-Дону от этого са­мого Дона, был начат ещё в тяжёлые послево­енные годы. При согла­совании генерального плана горо­да, утверждённого Советом мини­стров РСФСР в 1971 году, Мини­стерством речного флота взято обя­зательство перепрофилировать за­вод с судоремонта на выпуск про­дукции, не требующей выхода к воде (ремонт двигателей, производ­ство цепей и т. п.), и вынести бе­реговую стенку на 18 м в русло реки. На этих условиях заводу было разрешено оставаться на данной территории и построить новые цеха. Министерство должно выполнить эти требования к началу работ по про­длению прогулочной набережной. Поэтому вопрос о выводе завода «Красный Дон» вообще не ставит­ся.

Что касается вывода так назы­ваемого нахичеванского участка грузового порта, то из-за стеснён­ных условий территории, сложнос­тей фарватера и транспортных подъездов и отсутствия возможнос­тей для совершенствования техно­логии работы и развития порта его руководство само пришло к выводу о бесперспективности данной пло­щадки и необходимости вывода пор­та на левый берег Дона. Здесь для строительства современного полно­ценного порта отводится необходи­мая территория и уже начаты про­ектные работы.

В отношении других подлежащих выводу предприятий необходимо в каждом случае рассматривать и ре­шать вопрос с учётом конкретной ситуации и объективных обстоя­тельств.

22 мая 2002 г., РО.
.