ПОЧЕМУ ЗАВОДАМ НАДО УХОДИТЬ ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА...
В № 19 («Чёрный список сузился»} мы рассказали о проблеме переезда заводов и фабрик из центральной части Ростова-на-Дону в промышленную зону. Своё мнение по данному вопросу изложил главный архитектор генерального плана города Ростова-на-Дону Норальд Нерсесьянц.
- Необходимость вывода промышленных предприятий, находящихся среди жилой застройки, особенно в переуплотнённой центральной части города, определяется не чиновниками и архитекторами, а объективными причинами и законодательством.
Выводу подлежат предприятия, которые, находясь среди жилых домов, создают недопустимые санитарно-гигиенические условия для жителей, не позволяют вести реконструкцию окружающей застройки, т. е. снести старое неблагоустроенное жильё, построить на его месте современные комфортабельные дома и улучшить условия проживания населения.
Это происходит потому, что все промышленные предприятия, в зависимости от класса вредности производства, в соответствии с федеральными нормами должны иметь вокруг себя санитарно-защитную зону (минимальная - 50 метров, чаще всего - 100-300 метров). В этой зоне запрещается проживать и строить жилые, и социокультурные объекты. Не менее 50% зоны должно быть озеленено. Эти государственные требования и нормы исходят не из интересов предпринимателей - фабрикантов или архитектурных чиновников, а из интересов защиты экологии и здоровья людей. У многих предприятий есть выбор: либо создавать за свой счёт санитарно-защитную зону, переселяя жителей в нормальное жилище, что ни одно из ростовских предприятий выполнить не в состоянии, либо переходить на новое место и создавать там полноценное современное производство, что в старых зданиях, на затеснённых участках среди жилой застройки, эффективно сделать практически невозможно.
Кроме соблюдения санитарных требований, часть предприятий подлежит обязательному выводу и по градостроительным условиям, так как это вытекает из генерального плана города. К ним, например, относятся: «РИКОС», Мехзавод № 5, Бумажная фабрика, Речной порт. Они должны быть выведены для осуществления принципиальных градоформирующих мероприятий.
Завод «Рикос» не только в течение многих лет не позволяет осуществить реконструкцию одного из самых старых районов города между улицей Сиверса и пер. Доломановским и сформировать архитектурный облик одного из важнейших фасадов города со стороны его главных ворот - железнодорожного и автобусного вокзалов, но и «пробить» центральную пешеходную магистраль города - ул. Пушкинскую - к этим вокзалам. Это взрывопожароопасное химическое предприятие несовместимо с городской средой.
Вопрос о необходимости передислокации нефтемаслозавода был решён ещё в начале 70-х годов и согласован бывшим министерством.
Специальная комиссия из представителей компетентных органов (в том числе и завода) рассмотрела этот вопрос в 2000 году и однозначно высказалась о невозможности сохранения и реконструкции предприятий на существующей площадке.
То же самое относится и к Бумажной фабрике, которая не позволяет решить транспортную развязку на ул. Сиверса и архитектурно организовать въезд в центр города на Б. Садовую.
Особенно актуально стоит вопрос о выводе из жилой зоны «Мехзавода № 5». В течение десяти лет он мешает завершить реконструкцию одного из центральных кварталов города. Государственный строительный университет, имея готовую проектную документацию, не может построить многоэтажные дома по пр. Журавлёва на месте ветхого жилья, находящегося в санитарно-защитной зоне предприятия.
Ущемляются интересы жителей. После постройки гостиницы «Интурист» и нового Музыкального театра возник новый архитектурный ансамбль, украсивший центр города, но его формирование не может быть завершено, так как наличие завода препятствует застройке улицы Суворова.
Вывод завода не только предусмотрен генпланом города и проектом реконструкции центра, но и неоднократно вносился в планы строительства последние 15 лет. Идя навстречу руководству предприятия, администрация города своими постановлениями
несколько раз переносила сроки запрещения его функционирования из-за отсутствия санзоны для проектирования и строительства его на новой площадке. Однако в этом направлении предприятием ничего не сделано. Ценнейшая территория в центре города по-прежнему используется крайне неэффективно и не по прямому назначению.
Вынос речного грузового порта и завода «Красный Дон», отрезающих южный город Ростов-на-Дону от этого самого Дона, был начат ещё в тяжёлые послевоенные годы. При согласовании генерального плана города, утверждённого Советом министров РСФСР в 1971 году, Министерством речного флота взято обязательство перепрофилировать завод с судоремонта на выпуск продукции, не требующей выхода к воде (ремонт двигателей, производство цепей и т. п.), и вынести береговую стенку на 18 м в русло реки. На этих условиях заводу было разрешено оставаться на данной территории и построить новые цеха. Министерство должно выполнить эти требования к началу работ по продлению прогулочной набережной. Поэтому вопрос о выводе завода «Красный Дон» вообще не ставится.
Что касается вывода так называемого нахичеванского участка грузового порта, то из-за стеснённых условий территории, сложностей фарватера и транспортных подъездов и отсутствия возможностей для совершенствования технологии работы и развития порта его руководство само пришло к выводу о бесперспективности данной площадки и необходимости вывода порта на левый берег Дона. Здесь для строительства современного полноценного порта отводится необходимая территория и уже начаты проектные работы.
В отношении других подлежащих выводу предприятий необходимо в каждом случае рассматривать и решать вопрос с учётом конкретной ситуации и объективных обстоятельств.
22 мая 2002 г., РО.
|