Продолжая речь о железнодорожных переправах через реки, стоит отметить, что балки боковых пролётов длиной 34,2 метра, которые стоят на мостах через Зелёный остров, старый Дон и Нахичеванскую протоку, впервые в СССР были применены именно в Ростове. И, само собой, нельзя не отметить совмещённый автожелезнодорожный мост - западный обход Ростова. В этом комплексе одновременно с мостом под двухпутную железную дорогу и автомобильный проезд построено ещё 13 мостовых сооружений.
Но это специализированные вещи, а вот автомобильные мосты гораздо более интересны как с точки зрения технологий, так и своей важности для нормального городского жизнеобеспечения. Из всех ростовских автомобильных мостов, которых более двух десятков, как минимум три представляют собой уникальные сооружения - Ворошиловский, Аксайский и виадук над Кизитериновской балкой, что по ул. Сарьяна.
Самый благополучный из них тот, что ведёт в Александровку. С него и начнем. Сдан он в 1979 году, имеет длину 300 метров и на высоте тридцати метров проходит над тремя железнодорожными путями. Уникальность его в том, что впервые центральный пролёт нестандартной длины собран из стандартных блоков, которые изготавливаются серийно. Способ подобной сборки запатентован ростовчанами. Кроме того, если смотреть сбоку, вся конструкция выглядит очень легко, в ней нет массивности, хотя на самом деле она весьма прочная - настолько, что одно время рассматривался вопрос о том, чтобы пустить по ней в Александровку трамвай.
А теперь об Аксайском мосте. Он построен в 1963 году, однако изначально был несколько неудачным. В проект закралась ошибка, в результате которой при встрече двух половинок моста (строительство шло одновременно с двух берегов) одна оказалась выше другой на полметра. Никаких фатальных последствий это, в принципе, не имело, просто одну из половинок пригрузили песком и выравняли, но сам мост теперь волнообразный. Из технических особенностей можно отметить также и то, что диаметр сваи в опоре составляет пять метров. В начале 90-х он перестал справляться с нагрузкой, и в 1995 году на 25 метров выше по течению Дона был построен ещё один мост параллельно существующему.
И вот наконец мы подошли к одному из символов города - Ворошиловскому мосту. Этот мост самый уникальный. Он сдан в эксплуатацию в 1965 году, и тогда впервые в мировой практике были применены клеевые стыки, в нём нет ни одного сварного или болтового соединения. Суть в том, что между Т-образными опорами вклеены прямоугольные железобетонные полые блоки, а сквозь них протянуты стальные тросы, на которые всё это и нанизано, как мясо на шампуре. Технология эта по тем временам была абсолютно новой и позволяла существенно сократить сроки строительства сооружений при гарантированной прочности и долголетии. Вскоре после Ворошиловского было построено ещё четыре подобных моста в СССР и один в ГДР.
Однако в процессе эксплуатации выяснилось, что есть один небольшой, но существенный недостаток: железобетон провисает, тросы тянутся, и, во-первых, сам мост становится волнообразным, а во-вторых, появляется крайне малая, но всё-таки реальная угроза обрушения. И тогда строительство по данному проекту прекратили, а в тех мостах, что уже успели сделать, недостаток этот легко устранили - железобетонные блоки заменили на более лёгкие стальные и усилили тросовые крепления.
Эта модернизация была проведена на всех мостах, за исключением Ворошиловского, который вообще не ремонтировался с момента строительства. Более того, в процессе недавней реконструкции его дорожного покрытия был значительно затруднён, а в некоторых случаях и полностью перекрыт доступ внутрь этих самых полых коробок.
По оценке специалистов мостоотряда № 10, который и строил все ростовские мосты, никакой реальной опасности Ворошиловский мост пока не представляет. Однако это не повод для того, чтобы ничего не делать. Реконструкция обойдётся достаточно дорого (порядка 100 миллионов рублей), но, во всяком случае, это не сопоставимо с теми затратами, которые понесёт город в случае, если он, не дай бог, обвалится. А вообще, в Ростове уже более десяти лет не вводилось новых мостов (Текучёвский не в счёт, поскольку это просто завершение былого недостроя).
3 апреля 2002г. РО.
|