Кадр из засады
В областном музее краеведения открылась выставка фотографий журнала «GEO» «Непознанный мир: Земля»
Ритуальная битва первобытного племени и два выхухоля, готовых к поединку, африканская невеста и зимородок со свадебным подарком... Люди и звери, природные феномены и архитектурные чудеса Севера, Востока, Юга и Запада.
- Жестокие кадры бывают очень красивыми, - сказал на пресс-конференции Алексей Карельский, главный заместитель главного редактора журнала «GEO». - Немецкий «Штерн» любит публиковать такие красивые страшные снимки. Мы избегаем жестокости. В том числе социальной. То есть изображения любой формы насилия над человеком.
...Алексей Карельский считает, что «GEO» - журнал для молодых и любопытных. Это - международный проект. Четверть века назад «GEO» появился в Германии, потом во Франции, Испании, Японии. В 1998 году - в России. Сначала издание было переводным. Но сейчас все более русифицируется. Теперь в нем уже до половины объёма - тексты и снимки российских авторов.
Хотя и в жизни фотографов бывает просто счастливый случай, классный кадр надо все-таки предугадать и выждать. За рубежом солидные редакции отправляют своих фотографов даже не в командировки, а в экспедиции, чтобы проникали в самые неведомые уголки и сидели в «засадах», сколько надо.
По словам г-на Карельского, в России только фотографы «GEO» могут себе это позволить.
Леонид Круглов - один из фотографов «GEO». Недавно он вернулся из экспедиции в Эфиопию. Круглов прошел дорогами русского офицера Булатовича, известного в 19-м веке путешественника. Цель Леонида - повторить маршрут семи отважных первопроходцев (Арсеньева, Миклухо-Маклая и других). Его проект так и называется - «Семеро смелых».
Это - не первая экспедиция Круглова в Эфиопию. С первого раза уникальных кадров не снимешь. Нужно доверие местного населения. А это - дело времени.
В обычаях племен, которые изучал Круглов, - ритуальная битва на палках. Несколько тысяч людей собираются на огромной поляне испытать силушку свою молодецкую.
Они в таком возбуждении от предстоящего, что на фотографа не обращают внимания. Снимай сколько хочешь. Но фотографу мало ведь снять необычное событие. Ему бы ещё и ракурс какой-нибудь эдакий...
Хвала старинному знакомству! Круглов заметил, что руководит битвой тот самый старик, который в прошлый его приезд рассказывал ему древние легенды. Старик тоже узнал Леонида, они расцеловались, согласно местному этикету. Потом старик увлёк фотографа в самый центр долины. Вот это ракурс! Вокруг кипели боевые страсти, но ближе, чем на метр, к этим двоим никто не смел приблизиться.
Я спросила Круглова: а были запреты на фотосъёмку, перед которыми оказывалось бессильным даже поручительство влиятельных друзей?
- Это было связано с культом мёртвых. Траурная церемония длится несколько дней. К телу усопшего чужому подходить нельзя.
Свадьбу снять тоже не вышло. Но тут уж не в запретах дело. В прошлый приезд, узнав, что его эфиопский приятель собирается жениться, Леонид Круглов ожидал пополнить свою коллекцию свадебными снимками. Однако выяснилось, что невеста к свадьбе не готова: в губу ей еще не вставили диск, без которого какая же это невеста. Ритуал занимает целый год. Да-да, целый год девушка с проколотой губой должна провести затворницей в одинокой хижине. Если диск решат увеличить (а по местным канонам красоты, чем он больше, тем девушка прекраснее), - значит, сидеть ей в этой хижине ещё год.
Фотограф свадьбы не дождался. Жених, видимо, отсрочке тоже не был рад. Да что делать? Традиции.
Кстати, однажды фотограф увидел будущего жениха украшенным длиннющей низкой бус - подарком сразу от четверых девушек. Он поинтересовался, какая из них ему нравится больше. А девушки там якобы хороши, как Наоми Кэмпбелл. Но парень назвал имя скромной невысокой девушки из своей деревни.
- Но почему она? - удивился Круглов.
Тогда этот человек, живущий полупервобытной жизнью, сказал то, что потрясло путешественника. Потому что именно так ответили бы миллионы современных мужчин в Европе и Азии:
- Люблю её, какая она есть. Даже не знаю, за что и почему.
2 сентября 2005г., НВ.
|