rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Все начиналось с Дона...

Ростовскому театру музыкальной комедии - 70!

Оперетта... Ее недаром сравнивают с шампанским. У них немало общего: начиная с места рождения - Франция, и кончая характерами. Искрящийся, будоражащий оптимизм, пряное очарование, непредсказуемость воздействия...

Родившись в середине XIX века "маленькой оперой", Operette не смирилась с судьбой "побочной дочери" и вобрала в себя все лучшее от родственников по сценическим подмосткам. От драмы - слово, от балета - танец и пластику, от оперы - вокал и, разумеется, музыку. Мелодии стоявших у истоков нового жанра композиторов и сегодня, спустя полтора века, будоражат души искренностью, чистотой, зажигательностью, а порой, чего уж греха таить, и непритязательностью. Со временем оперетта, остающаяся вечно юной дамой полусвета, покорила весь мир. В России же все началось с Ростова.

1869 год.  Известный антрепренер, дворянин Григорий Ставрович Вальяно (из семьи, ворочавший миллионными делами в Таганроге, выпускник привилегированного Царскосельского лицея, штаб-ротмистр в отставке, полиглот), узнав, что в Париже народился пользующийся громадной популярностью новый театральный жанр, отправляется во Францию. Очарованный творениями Оффенбаха, он закупает немалое число его партитур и либретто, которые тут же переводит на русский язык.

Поставив в Ростове за один сезон (!) оперетт, Григорий Вальяно становится фактическим основателем первого российского театра оперетты. "Опереточный приоритет" Вальяно подтверждается немалым количеством литературных документов и свидетельством современников.

Так что его по праву можно считать пра-прадедом Ростовского театра музыкальной комедии.

Ныне, на афишах Ростовского музыкального театра двойная нумерация сезонов: 1(69), 2 (70). Так новорожденный творческий коллектив воздаст должное своему предтече - театру музыкальной комедии. Будучи родоначальником всех российских театров оперетты, он увы ведет свое летоисчисление даже не с 1819 года, когда вновь воскрес после окончания гражданской войны, а со времени огосударствления частных антреприз - 1931-го. Тогда три гастролировавшие в Ростове опереточные группы слились в единое целое и - о, счастливый случай - в них оказалось немало одаренных артистов. Навсегда связали свою судьбу с Доном ставшие гордостью отечественной оперетты Г.Бенский, А.Сергиенко, Г.Капаницын, А.Шилин, Л.Брянский, Н.Мальская, Н.Соборская...

Первая премьера оперетты И. Дунаевского "Полярные страсти" принесла первый успех. Затем были показаны "Холопка" А.Стрельникова, "Перикола" Ж.Оффенбаха, "Сын моря" ростовского композитора С.Заславского, "Гейша" С.Джонса... Театральные критики все семьдесят лет отмечали разностороннюю насыщенность репертуара ростовчан. Он всегда состоял из французской и венской классики, оперетт и мюзиклов иных стран мира, произведений советских композиторов, в том числе композиторов Дона. Именно за эту страсть к первооткрывательству театр впоследствии стали называть "лабораторией отечественной оперетты". К июню 1941 года в его репертуаре было уже 11 классических оперетт и 17 советских, из которых 10 были поставлены по произведениям ростовских композиторов С. Заславского, А.Артамонова, З.Заграничного... Авторитет Ростовского театра был настолько высок, что наряду с Московским, Одесским и Свердловским он вошел в четверку лучших театров этого уникального жанра.

Сообщение о начале Великой Отечественной войны настигло театр во время гастрольного спектакля "Роз-Мари" в Таганроге. Уже в ближайшие дни часть коллектива записалась добровольцами в народное ополчение, а созданные концертные фронтовые бригады начали обслуживать передовые воинские подразделения, госпитали. Только за первые два года войны театром было дано 758 шефских концертов и спектаклей. Они, как сказано в приказе по ростовскому гарнизону от 28 июля 1942 года N 48, "приносили радостный и здоровый отдых красноармейцам, командирам, политработникам, вселяя в них гордость и мобилизовывали их на новые героические подвиги в борьбе с врагом". Редчайший случай: трижды театру объявлялась личная благодарность Верховного Главнокомандующего.

В октябре 1943 года коллектив первым из творческих коллективов вернулся в освобожденный полуразрушенный Ростов и начал новый этап своей жизни с героической музыкальной комедии "Раскинулось море широко", посвященной защитникам осажденного Ленинграда и поставленную талантливым актером и режиссером Александром Шилином.

Шли годы. Сезон за сезоном ростовская оперетта набирала силы. Ежевечерне, переполненные залы аплодировали "великолепному исполнению" - непременная фраза из рецензий - творений Штрауса и Легара, Кальмана и Оффенбаха, Зуппе и Целлера, Дунаевского и Милютина, Мурадели и Новикова. Ростову везло на главных режиссеров - Ф.Таганский, Б. Бенский, В.Ленский, И. аликов, Л.Вилькович, Ю.Рябикин, дирижеров - Н.Гинзбург, В.Карпоносов, В.Белиц, И.Ипатов, П.Пузанов, С.Поспелов, А.Гончаров, художников - Дураков, О.Арутюнян, В. Алексеенко, чей творческий стаж превышает 35 лет, балетместеров - Л. Леонидов, Е.Секержинский, А.Поляков, Ю.Емельянов, хормейстеров - Е. Щербакова, Т.Толстикова, отдавшая театру 26 лет. Но, пожалуй, наиболее творчески насыщенным был период художественного руководства театром народным артистом России Юрием Гениным, чьи постановки отличались праздничностью, безукоризненным вкусом, режиссерским осмыслением музыки, и заслуженного деятеля искусств России Кирилла Васильева.

Но, разумеется, главная притягательная сила для зрителей - это артисты, благодаря которым оживает масочная сущность оперетты, а любовь, доброта и оптимизм их персонажей омолаживают и возрождают наши души. Ростовские поклонники театра, десятилетиями олицетворявшего город на Дону, никогда не забудут звезд своей, а значит и российской сцены: заслуженных артистов России Б.Бенского, А.Сергиенко, А. Горелика, А.Ветрова, Ю.Савельева, Р.Ростинина, С.Живаго, С.Барона, заслуженную артистку России, народную артистку Кабардино-Балкарии Е. Комарову, заслуженную артистку России и Кабардино-Балкарии Л.Краузе, заслуженную артистку Карелии Н. Смотрину, заслуженных артистов Азербайджана Горбачеву и А.Аллегрова, заслуженного артиста Белоруссии Козлова, артистов И. Вильшанскую, А. Лукьянова, Б.Христенко, Ю. Притула, В.Фразе, В. Кленерта, М.Поляченко, Ю.Маркова, Г. Привальцеву... Овациями встречал зал каждый номер балета в исполнении П.Соборской, Б.Кобрина, Н. Чанова, А. Сулима, В. Кузьмина, заслуженной артистки России А. Доманской, Ю. Александрова, Н. Турянско, А. Чернобровкина... По четверть века и более украшают труппу Ростовского государственного театра оперетты таланты заслуженных артистов России

Л. Мишиной и Е. Хандака, М. Войнаровской, В. Гостищева, М. Красильниковой, Н.Макаровой, А.Клейменова, В.Друзякина, В.Бурлуцкого, заслуженного артиста Кабардино-Балкарии В.Чубарева... Да разве всех перечислишь!

Ростовская оперетта вступает в новое десятилетие. Став частью музыкального театра, она значительно расширила свои возможности. Прекрасный симфонический оркестр, большой хор, молодые вокалисты и солисты балета, за плечами которых консерватории и хореографические училища. А рядом с ним уникальная, вечно юная, не стареющая гвардия мастеров ее величества Оперетты.

(с) "Молот", 19 июня 2001 г., N67 (22731).
.