rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

«Звезды были скромные люди», -

183говорит Эмма Вагановна Агопова, которую ее работа сводила со многими выдающимися людьми: Шостаковичем и Хачатуряном, Дюком Эллингтоном и Дином Ридом, Шульженко и Руслановой, Анной Герман, Муслимом Магомаевым…

"Пишите мемуары, - советуют ей коллеги. - Ведь есть что рассказать".

Наши Лядова и Пантелеева

Был в послевоенные годы в СССР очень популярный вокальный дуэт: Людмила Лядова - Нина Пантелеева. И вот однажды к директору Ростовской филармонии пришла Ольга Ивановна Донцова, певшая в молодости с Шаляпиным, а теперь - педагог, и сказала, что среди ее учениц есть две такие замечательные девочки, - ну просто наши Лядова с Пантелеевой. Надо бы их прослушать.

Директор согласился, и молодые таланты выступили на летней эстраде филармонии, - была и такая в то время. Уже через несколько дней этот дуэт зачислили в эстрадную филармоническую группу. Одну из этих девушек звали Эмма Агопова, другую - Нина Недорослева.

Их дуэт просуществовал десять лет. Они исполняли и хиты тех лет, и песни ростовских композиторов, и некоторые классические сочинения. Гастролировали и по области, и по стране. А потом семейные обстоятельства Эммы Агоповой сложились так, что частые разъезды стали невозможны. И она перешла на работу в музыкально-литературный лекторий.

В эти цифры невозможно поверить, но недавно коллеги отмечали 60-летие (!) филармонического служения Эммы Вагановны Агоповой. Были годы, когда она возглавляла Ростовскую филармонию, была ее художественным руководителем. Ныне - старший музыкальный редактор.

На мой вопрос, не жалеет ли о том, что ее вокальная карьера так рано оборвалась, Эмма Вагановна ответила, что смотрит на вещи реально. Там больших высот вряд ли бы удалось достичь. Зато в качестве руководителя филармонии ей выпало счастье встречаться с такими людьми, общение с которыми стоит университета.

И звездам общение с ней запомнилось. Те из них, что спустя годы вновь приезжали в Ростов, всегда спрашивали: "А как Эмма Вагановна?". Мстислав Ростропович однажды оставил ей свой автограф в том духе, что приятно общаться с руководителями филармонии, которые еще любят музыку.

В списках не значится

В советские годы счастьем гастролей в Ростове отечественной звезды мы были обязаны планам Росконцерта, а зарубежной - Госконцерта. Эти планы составлялись на год. Ростов в них фигурировал не всегда, но порой благодаря обаянию, коммуникабельности и дружеским связям Эмме Вагановне удавалось добиться, чтобы маршрут гастрольного турне звезды был изменен и пролегал через донскую столицу.

Но вот афиш с именем Натальи Петровны Кончаловской не отыщет и самый дотошный архивист. А между тем и она в Ростовской филармонии выступала. Правда, внепланово. Неофициально.

Дело в том, что Наталья Петровна, мама выдающихся наших режиссеров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, была писательница. Часто к этому прибавляют "детская", но писала она не только для детей.

Кончаловскую увлекла судьба Эдит Пиаф, и она издала книгу о ней - "Песня, собранная в кулак". Композицию по этой книге с песнями Пиаф Кончаловская записала на пластинку, но об этой пластинке, как и о книге, многие только слышали. И то и другое было не достать.

И вдруг Эмма Вагановна узнает, что Кончаловская будет проездом в Ростове! Могла ли она упустить такой шанс?

В общем, Кончаловскую с программой об Эдит Пиаф увидели и ростовчане. Правда, не широкая публика, а узкий круг лекторов, искусствоведов, музыкантов. Так сказать, в формате дружеской встречи. Но все равно ведь - было!

Не все начиналось с АБ

Несколько лет назад я прочла в каком-то журнале, что Алла Пугачева была революционеркой отечественной эстрады, и, мол, пение на стадионе началось с нее.

- Да, у нас в Ростове еще в какие годы и Лидия Русланова пела на стадионе "Ростсельмаш", и Муслим Магомаев, - говорит Эмма Вагановна и поясняет, что концерты гастролеров на стадионе и во Дворце спорта тоже организовывала филармония.

Кстати, уже потом, из телепередачи, Агопова узнала, что нежданно-негаданно выступление Руслановой в Ростове оказалось последним, - так распорядилась судьба.

184А концерт на ростовском стадионе Магомаева стал незабываемым событием его жизни. Дело в том, что тот концерт был сборным, но молодому талантливому певцу вполне официально заплатили за него как за сольник. То есть больше, чем предусматривалось "сеткой". Это и вызвало гнев тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой. А дальше последовало то, без упоминания о чем не обходится сегодня ни один рассказ об этом артисте: из-за немилости новой "Екатерины Великой" Магомаева перестали приглашать не только на правительственные концерты, но и на гастроли в провинцию. Однако волею другого могущественного лица государства - председателя Комитета Госбезопасности Андропова он был возвращен на большую сцену. Андропов пожелал, чтобы Магомаев спел на концерте в честь сотрудников его ведомства, и Фурцевой не оставалось ничего иного как эту волю исполнить.

Впрочем, по мнению Эммы Вагановны, она и без Андропова все равно скоро сменила бы гнев на милость. Потому что талант Магомаева любила.

А кроме того, считает Эмма Вагановна, Магомаев, Синявская или вот Сергей Захаров, который уже дважды пел в Ростове в сопровождении нашего филармонического оркестра народных инструментов, - это те люди, для которых не все в жизни измеряется деньгами. И это ясно даже после непродолжительного знакомства.

Без лимузинов, но - с душой!

Слушая Эмму Вагановну Агопову, еще раз убеждаешься, насколько душевнее прежде были отношения между людьми, будь то провинциальные исполнители или столичные знаменитости, выдающиеся артисты, звезды эстрады…

Она напомнила мне историю, которую когда-то со слезами на глазах рассказывала моя школьная учительница, большая почитательница югославского эстрадного певца Джорджи Марьяновича. Теперь я знаю ее из первых уст.

Джорджи Марьянович часто приезжал в СССР. Возможно, это объяснялось не только традиционно теплым приемом, который устраивали здесь иностранцам, но и тем обстоятельством, что у него была русская жена. Из Ленинграда.

Однажды во время концерта Марьяновича во Дворце спорта к нему подошла пожилая женщина. Она сказала, что ее сын, Петя Перебейнов, погиб в боях за Белград и она просит певца помочь разыскать его могилу.

В следующий свой приезд в Ростов уже Джорджи Марьянович попросил, чтобы мама Пети Перебейнова, если она в зале, поднялась на сцену.

Они встретились. Он встал перед ней на колени и сказал, что нашел могилу ее сына.

185…- Прежде звезды вообще были скромные, хорошие люди, - заключила свой рассказ Эмма Вагановна. Не требовали, мол, как нынешние, загородных дач или лимузинов. К тому, что встречать их приходилось на старенькой "Волге", относились с юмором.

Эмма Вагановна нередко сама их встречала - провожала, сопровождала в поездках по городу. Ей запомнилось, как Анна Герман, купила в Ростове два колечка: одно себе, другое - в подарок маме.

Агопова послала певице поздравление с Новым годом, она ответила письмом. Вложила в него фотографию своего младенца-сына и сообщила, что он - совсем, как его мама: днем спит, а жизнью начинает интересоваться к вечеру. Времени, конечно, теперь нет. Но это - ее мальчик, ее радость "на сегодня, на завтра и навсегда"…

Мстислав Ростропович остался в памяти веселым и энергичным.

Его ничуть не смутило то, что, например, в Таганрог его возили без какого-то особого комфорта.

- Было бы ужасно, если бы я не побывал в этом городе, - с благодарностью говорил он сотрудникам филармонии.

На вокзале, увидев лозунг "Слава рабочему классу", тотчас с ним согласился. Сказал, что это - правильно, только читают и понимают неверно.

- Это я, Слава, - рабочему классу! - пояснил артист, импровизируя, вероятно, не только на тему этого популярного лозунга, но и не менее популярного ленинского тезиса "Искусство принадлежит народу".

Ну, в общем, и вправду пора садиться за мемуары.

09.11.2007г., НВ.
.