rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

С МУЗЫКОЙ, ЖЕНОЙ И МАМОЙ

   202- Маэстро, а какой бы вас устроил гонорар? - спросил директор Ростовской филармонии. Заслуги и востребованность дирижера давали основание для самых пессимистических перспектив: Миша Кац - профессор нескольких академий музыки, выступает во Франции и Германии, Дании, Швеции, Италии, Израиле и Колумбии, - географию можно изучать по маршрутам его гастролей… Сколько же он запросит… - Будем считать, что этот концерт - мой подарок родному городу, - к немалому, должно быть, удивлению услышал директор. …Миша Кац, сын заслуженного артиста России Леонида Каца, который четверть века возглавлял Ростовский симфонический оркестр, говорит, что эта сцена связана для него с невероятными воспоминаниями детства: "Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс - самые выдающиеся музыканты того времени - приезжали сюда и выступали с оркестром моего отца". Миша дебютировал на этой сцене в 1967 г. в концерте Сен-Санса. Мише было 13 (к тому времени он уже стал брать уроки у Ростроповича), он играл на виолончели, отец - дирижировал. Спустя годы жизнь свела Мишу с еще одной полулегендарной личностью - Леонардом Бернстайном. Бернстайн обучал его дирижерскому искусству, Бернстайн открыл ему однажды самый большой секрет: "Только ты сам себе можешь построить технику дирижирования. Никто, кроме тебя самого, тебе не поможет". И - надо видеть маэстро Каца на концерте! Это вихрь, это человек-театр. Когда маэстро спросили, к какой дирижерской школе он себя относит, Миша Кац предпочел говорить не о школе, а о направлении. - Не знаю, слышали здесь о дирижере, которого я считаю самым великим дирижером всех времен. Его звали Сержо Чевеледаки. Он был далек от бизнеса и всего, что блестит. Он погрузился в мир Космоса, медитаций, выбрал духовным наставником монаха из Тибета. - Вы, верно, тоже стараетесь напитаться мудростью Востока. Много читаете на эту тему? - спросила я. - Корни культуры, безусловно, на Востоке, и я рад, что Запад отказывается от высокомерной мысли о своем превосходстве в области духа. У меня не очень много времени для книг, но у меня есть удивительная жена Анита, с которой мы вместе уже 22 года. Она - мексиканка, мы познакомились в Москве, когда она училась в консерватории. Анита много читает и находит в книгах те фразы, которые формулируют, вмещают в себя мои 203искания и интуитивные прозрения. - Анита участвует в концертах? - Нет, она сидит на репетициях с партитурами, строго на меня смотрит, порой ругает меня. Это - единственный человек, которому позволено меня ругать. Ну, кроме мамы, конечно. И маэстро, которого французский президент в недавнем послании, адресованном одному международному музыкальному фестивалю, назвал огромной личностью (Миша и ростом не мал - под два метра), с непривычной для нашего уха нежностью и откровенностью стал говорить, как он любит свою маленькую еврейскую маму, когда-то известного в Ростове педагога по классу фортепиано, которая ныне живет по соседству с ним, в Каннах. Как по утрам он приходит к ней в гости, сажает на руки, как они одаривают друг друга поцелуями, пьют кофе, идут на прогулку… - Я очень счастливо живу с моей маленькой мамой, моей Анитой и музыкой, - заключил этот рассказ маэстро. - Музыка занимает абсолютно всю мою жизнь - с утра до ночи. Не знаю, что у меня в голове, когда я сплю, но, кажется, тоже музыка. То, что мы называем музыкой, для маэстро - отголосок космических вибраций, которые существовали еще до сотворения мира. - Я считаю, что дирижер не является творцом, - сказал Миша, когда его спросили, как он борется со скукой исполнения популярных, всем известных произведений (не прибегает ли к их интерпретации?). - Я считаю, и композитор не является творцом. Есть только один творец на свет. Он создал определенную вибрацию, а композитор - это тот, кто способен, войдя в состояние медитации, ее ощутить и очень сухо перевести на скупой язык музыкального письма. Поэтому задача дирижера - разбудить заснувшие души музыкантов, подготовить их к восприятию вибрации, которую ощутил композитор. - Трудно разбудить оркестр? - Очень. Симфонический оркестр - это сжатая модель общества, где есть своя интеллигенция, свои криминалы, серая прослойка, и так устроен любой оркестр мира. Но дирижер в момент создания музыки должен любить их всех. Его идея с том, чтобы найти группу духовной элиты и постепенно, опираясь на нее, перевоплотить и всю остальную массу в людей чувствующих и тонких. Маэстро уверен, что классическая музыка и по сей день существует, чтобы доставлять радость неискушенным сердцам, и что самые благодарные слушатели - это простые люди, которых она потрясла. Миша Кац рассказал такую историю. Однажды во Франции ему предстояло выступать с незнакомым коллективом, и концерт пришелся на религиозный праздник, когда население этого города несклонно к посещению филармонии. Маэстро уговаривали перенести концерт, но он ничего не стал изменять. И после первой же репетиции музыканты принялись звонить своим дантистам, массажистам, автослесарям, друзьям и знакомым, сообщая о том, какое необычное ожидается представление. Зал был полон. Как уж молва о приезде маэстро разнеслась по Ростову (реклама была скромной), но когда оркестр под управлением Миши Каца играл Чайковского, в филармонии не было свободных мест. В Ростове маэстро не был 20 лет. Он обещал вернуться - еще лет эдак через 20.

18 октября 2002г. НВ.
.