С МУЗЫКОЙ, ЖЕНОЙ И МАМОЙ
- Маэстро, а какой бы вас устроил гонорар? - спросил директор Ростовской филармонии. Заслуги и востребованность дирижера давали основание для самых пессимистических перспектив: Миша Кац - профессор нескольких академий музыки, выступает во Франции и Германии, Дании, Швеции, Италии, Израиле и Колумбии, - географию можно изучать по маршрутам его гастролей… Сколько же он запросит… - Будем считать, что этот концерт - мой подарок родному городу, - к немалому, должно быть, удивлению услышал директор. …Миша Кац, сын заслуженного артиста России Леонида Каца, который четверть века возглавлял Ростовский симфонический оркестр, говорит, что эта сцена связана для него с невероятными воспоминаниями детства: "Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс - самые выдающиеся музыканты того времени - приезжали сюда и выступали с оркестром моего отца". Миша дебютировал на этой сцене в 1967 г. в концерте Сен-Санса. Мише было 13 (к тому времени он уже стал брать уроки у Ростроповича), он играл на виолончели, отец - дирижировал. Спустя годы жизнь свела Мишу с еще одной полулегендарной личностью - Леонардом Бернстайном. Бернстайн обучал его дирижерскому искусству, Бернстайн открыл ему однажды самый большой секрет: "Только ты сам себе можешь построить технику дирижирования. Никто, кроме тебя самого, тебе не поможет". И - надо видеть маэстро Каца на концерте! Это вихрь, это человек-театр. Когда маэстро спросили, к какой дирижерской школе он себя относит, Миша Кац предпочел говорить не о школе, а о направлении. - Не знаю, слышали здесь о дирижере, которого я считаю самым великим дирижером всех времен. Его звали Сержо Чевеледаки. Он был далек от бизнеса и всего, что блестит. Он погрузился в мир Космоса, медитаций, выбрал духовным наставником монаха из Тибета. - Вы, верно, тоже стараетесь напитаться мудростью Востока. Много читаете на эту тему? - спросила я. - Корни культуры, безусловно, на Востоке, и я рад, что Запад отказывается от высокомерной мысли о своем превосходстве в области духа. У меня не очень много времени для книг, но у меня есть удивительная жена Анита, с которой мы вместе уже 22 года. Она - мексиканка, мы познакомились в Москве, когда она училась в консерватории. Анита много читает и находит в книгах те фразы, которые формулируют, вмещают в себя мои искания и интуитивные прозрения. - Анита участвует в концертах? - Нет, она сидит на репетициях с партитурами, строго на меня смотрит, порой ругает меня. Это - единственный человек, которому позволено меня ругать. Ну, кроме мамы, конечно. И маэстро, которого французский президент в недавнем послании, адресованном одному международному музыкальному фестивалю, назвал огромной личностью (Миша и ростом не мал - под два метра), с непривычной для нашего уха нежностью и откровенностью стал говорить, как он любит свою маленькую еврейскую маму, когда-то известного в Ростове педагога по классу фортепиано, которая ныне живет по соседству с ним, в Каннах. Как по утрам он приходит к ней в гости, сажает на руки, как они одаривают друг друга поцелуями, пьют кофе, идут на прогулку… - Я очень счастливо живу с моей маленькой мамой, моей Анитой и музыкой, - заключил этот рассказ маэстро. - Музыка занимает абсолютно всю мою жизнь - с утра до ночи. Не знаю, что у меня в голове, когда я сплю, но, кажется, тоже музыка. То, что мы называем музыкой, для маэстро - отголосок космических вибраций, которые существовали еще до сотворения мира. - Я считаю, что дирижер не является творцом, - сказал Миша, когда его спросили, как он борется со скукой исполнения популярных, всем известных произведений (не прибегает ли к их интерпретации?). - Я считаю, и композитор не является творцом. Есть только один творец на свет. Он создал определенную вибрацию, а композитор - это тот, кто способен, войдя в состояние медитации, ее ощутить и очень сухо перевести на скупой язык музыкального письма. Поэтому задача дирижера - разбудить заснувшие души музыкантов, подготовить их к восприятию вибрации, которую ощутил композитор. - Трудно разбудить оркестр? - Очень. Симфонический оркестр - это сжатая модель общества, где есть своя интеллигенция, свои криминалы, серая прослойка, и так устроен любой оркестр мира. Но дирижер в момент создания музыки должен любить их всех. Его идея с том, чтобы найти группу духовной элиты и постепенно, опираясь на нее, перевоплотить и всю остальную массу в людей чувствующих и тонких. Маэстро уверен, что классическая музыка и по сей день существует, чтобы доставлять радость неискушенным сердцам, и что самые благодарные слушатели - это простые люди, которых она потрясла. Миша Кац рассказал такую историю. Однажды во Франции ему предстояло выступать с незнакомым коллективом, и концерт пришелся на религиозный праздник, когда население этого города несклонно к посещению филармонии. Маэстро уговаривали перенести концерт, но он ничего не стал изменять. И после первой же репетиции музыканты принялись звонить своим дантистам, массажистам, автослесарям, друзьям и знакомым, сообщая о том, какое необычное ожидается представление. Зал был полон. Как уж молва о приезде маэстро разнеслась по Ростову (реклама была скромной), но когда оркестр под управлением Миши Каца играл Чайковского, в филармонии не было свободных мест. В Ростове маэстро не был 20 лет. Он обещал вернуться - еще лет эдак через 20.
18 октября 2002г. НВ.
|