rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Гении XХ века

119В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Гении ХХ века». Графика П. Пикассо, А. Матисса, С. Дали, М. Шагала, В. Кандинского, П. Клее, Х. Миро. Все работы принадлежат коллекционеру и бизнесмену из Челябинска Александру Шадрину, который оказался невероятно общительным. Этакий искусствовед-передвижник. А в прошлом он был школьным учителем. Учился в Академии педагогических наук, писал диссертацию на тему психофизических норм и патологий у детей.

— Моя сестра собирала репродукции из журнала «Огонёк». В прежние времена там всегда публиковали репродукции величайших шедевров мирового искусства. Когда я был маленьким, листал эти вырезки и заразился. Этот примитивный собирательный момент отложился в моём сознании, и я стал коллекционером, — говорит Александр Иванович.

—  Свою первую коллекцию он собрал ещё будучи учителем: «Тогда на Урале я свободно покупал ценные произведения. Потом началась перестройка, ушёл в бизнес, появились деньги и возможность их тратить. Всё что я вложил в искусство, ну и в недвижимость, в дефолт спасло мои капиталы. Если все коллекционеры стараются скрытничать, шифроваться, то я человек открытый: приобрёл — показал людям. В 1994 году в Челябинске пришёл к директору музея и сказал, что могу подарить коллекцию и ещё дать 100 тысяч долларов для музея, а в ответ услышал: «У нас нет сигнализации». С тех пор коллекции никому не дарю. Продать — продам. Подарил коллекцию известному художнику Михаилу Шемякину. Правда, потом судился с Пенсионным фондом, они с меня содрали налог. После инфляции я им заплатил, иначе мне без пенсионных прав не выдавали бы кредит. Нервы, конечно, потрепали…»

120Шадрин говорит быстро и возбуждённо. Постоянно повторяет фразы, видимо, это учительская привычка, чтобы запоминали. Высокий, сухощавый, но крепкий мужик, лет сорока пяти, производит впечатление сумасшедшего в лучшем смысле этого слова. Если представить, что он не в модной майке и джинсах, а в дорогом сюртуке, — ну Третьяков, Дягилев и прочие. Его взгляд одержимого человека то вперивается в тебя лично, то, пронзая всех, улетает в космос. Таким взглядом обладают великие артисты, политики, художники, поэты, ну и проходимцы, конечно. Да он и есть на самом деле проходимец, только не в отрицательном смысле этого слова. Он проходит со своими ценными картинками по стране и популяризирует искусство. Он не скрывает того, что богат и предприимчив.

— Шагал — первый русский экспрессионист, приехал в Париж впервые, и его работы не приняли! — почти кричит Шадрин. — Он там их кому-то оставил, потом вернулся через 10 лет, уже после революции, а галлерейщик их ему не отдал. Сказал, что, мол, ты мне ни чего не оставлял. И уже очень многие рисовали под Шагала. Художник должен создать некое новое направление, чтобы оставить след в истории. Шагал создал и потом его уже не менял.

Каждый галлереист специализируется на каком-то одном направлении. В Париже всего Пикассо контролируют две семьи. Пикассо агрессивен, энергетика его мне близка по духу. Я тоже взял одно из его направлений. На выставке в Воронеже единственный раз снял стекло и разрешил журналистам потрогать его работу «Дама с ожерельями». Линогравюра так пропечатана, такой слой краски, что даже слепой руками её прочтёт. Работа художника, как икона, несёт свою энергетику. Он закладывает в неё семантический и энергетический смысл. Клее я выбрал из-за позитивной энергетики. Работы Миро так действуют на психику, что чувствуешь будто на тебя кто-то смотрит.

Я многое уже не показываю, потому что графика портится от солнечного света. Вот «Женщина и старик»: видно, как она лежала в папке, и выцвели края. Работы очень старые. «Звёзды» Кандинского 1938 года. Клее — 1939 год. Пикассо — 1956 год. Их надо хранить соответствующим образом. Эту коллекцию я покажу ещё максимум четыре раза и положу в папку. Я рассуждаю как коммерсант. Покупать одну работу не выгодно. Могут запросить и 100 тысяч долларов. Нужно брать только коллекцию. И коллекционеры не плохо зарабатывают на выставках. На западе существуют фонды. Например, «Мир Дали»: работы были созданы специально для этого парижского фонда. И все картины художника в Париже — это собственность фонда. Сам Дали заключил договор с правительством Испании, что он не будет платить налоги, но за это — всё наследство теперь принадлежит правительству. Так что фонд «Гала-Дали» — это правительственная организация. У меня есть редкая работа Оскара Рабина, и еврейский музей хотел её выставить в Нью-Йорке, но я им отказал.

Шадрин не хочет называть стоимость всей привезённой коллекции ради безопасности музея.

 — Ну если вас так уж интересует, то 100 тысяч долларов вас устроит?

Его больше интересуют шедевры, а не их цена.

— На всей графике Шагала имеется обратная чёрно-белая литография, что свидетельствует о подлиннике. На одной из работ Кандинского «Звёзды», на обратной стороне, написано: «Работа сделана собственноручно Василием Кандинским». На работе Пикассо (на обороте) карандашный рисунок. Похоже, это набросок самого Пабло. Но тот, кто продавал, не знал об этом. Я все работы покупал в паспарту и сам об этом не подозревал. А на другой работе — капельки краски с холста.

 Почти все работы, представленные на выставке, сделаны на одной и той же бумаге. Основная их масса печаталась в одной и той же парижской мастерской. Для Александра Ивановича это очень важно. А для меня, который с трудом представляет себе технологию их изготовления, важно лишний раз вспомнить и понять, что, кроме рекламных щитов и этикеток, есть ещё такое чудо как «Девушка в кресле», «Женщина на кушетке и гитарист», «Художник и модель», «Пикадор», «Распятие» Пикассо. «Сотворение мира», «Моисей», «Иов» Шагала. «Божественная комедия» Дали, восхитительная графика Матисса, Клее, Миро и Кандинского.

5 октября 2005г., РО.
.