rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Судьба театра

0521 октября Ростовский академический театр драмы имени М. Горького открыл 143-й сезон постановкой спектакля «Судьба человека» по Шолохову. Ростовские театралы увидели новое прочтение донского классика в полностью обновленном зале. В здании театра была проведена реконструкция, приуроченная к юбилею. 29 ноября зданию театра исполняется 70 лет.

В 20-е годы XX века, когда к массовому искусству в молодом социалистическом государстве предъявлялись утилитарные требования как к орудию пропаганды, возникла необходимость в новом, масштабном здании театра. Эпоха требовала выводить на сцену стачки и демонстрации, танки и самолеты. Как водится, объявили всесоюзный конкурс. После долгих споров выявили победителей, маститых архитекторов из династии Бархиных, уже успевших принять участие в одной из главных строек того времени – возведении комплексов ВДНХ. Но в самый последний момент, когда все сроки для принятия конкурсных вариантов уже прошли, в жюри поступил проект архитекторов В. Г. Гельфрейха и А. В. Щуко. Неожиданно для конкурсантов им отдали первую премию, отобранную у прежних победителей.

06На решение жюри повлиял оригинальный проект, который представлял собой всем известный огромный трактор, и поныне стоящий на Театральной площади.

Место выбрали неслучайно, театр и планировавшийся вокруг него архитектурный комплекс также были призваны заполнить огромный пустырь, разделявший когда-то два города, Ростов и объединившуюся с ним в 1929 году Нахичевань. Строительство завершилось к 1935 году.

Без преувеличения можно сказать, что это была одна из самых масштабных городских строек того времени. Достаточно сказать, что рядом со стройплощадкой разместили собственное кирпичное производство, различные мастерские, а для подвоза стройматериалов проложили железную дорогу. В начале XX века это был крупнейший театр Европы, зал был рассчитан на 2250 человек. Больше, чем в Большом театре! Огромная сцена была предназначена для масштабных постановок, диаметр поворотного круга составлял 25 метров. Размер сценического окна позволял спускать на сцену парашютиста с раскрытым парашютом.

07Театр имени М. Горького представлен в двух архитектурных музеях, в Лондоне и Осаке, как «памятник советского конструктивизма».

Причем в Лондоне вся история российской и советской архитектуры представлена всего двумя макетами – нашего театра Горького и храма Василия Блаженного. Открытие здания состоялось 29 ноября 1935 года, а на следующий день был дан первый спектакль, «Мятеж» Д. Фурманова. В постановке участвовали 42 актера, без учета массовки.

08Механизмы сцены, приводившие в движение поворотный круг и пять отдельных площадок, двигавшихся в разных направлениях, даже уходили под землю на три этажа. Как и любое здание со столь солидной историей, театр окружен романтическим ореолом загадок и тайн. Существует версия, что во время второй оккупации Ростова-на-Дону в 1943 году немцы разместили в здании офицерский клуб, а в подвале сделали библиотеку. Захватчики 09уходили из города в спешке, книги не вывезли, и чтобы горожане не имели доступа к запрещенной литературе, было принято решение взорвать систему откачки грунтовых вод. Согласно другой версии, немцы использовали здание в качестве авторемонтной мастерской (мощность электрической подстанции позволяла обеспечивать нужды небольшого города) и сами подорвали здание, но не совсем правильно, и 40-тонный противопожарный занавес из железа и бетона упал в зрительный зал. Подняли его только к 1963 году, к 100-му театральному сезону. Все эти годы театр размещался в здании нынешней Областной филармонии.

10После реконструкции театра зрительный зал уменьшился более чем в два раза, масштабные постановки, когда по сцене могла промаршировать боевая конница с тачанками, уже не отвечали духу 60-х. К тому же многим известны слова актера театра Ростислава Плятта: «Я другой такой не знаю сцены, где так плохо слышен человек». Однако по воспоминаниям других актеров, самый тихий шепот, произнесенный со сцены театра, был слышен даже на балконе. Фактически на месте прежнего зала разместили и сцену, и кресла, и часть подсобных помещений. Так или иначе, восстанавливать театр в прежнем виде не планировали, в том числе и из-за финансовых трудностей. После войны в стране было немало «ударных строек».

11Фасад здания по-прежнему украшали горельефы скульптора и художника, донского казака Сергея Королькова, первого иллюстратора «Тихого Дона».

В 60-х здание готовили к юбилею ударными темпами и, к сожалению, оставили много недоделок. Это выяснилось в ходе современной реконструкции, которая проходила более обстоятельно и в несколько этапов. Объем работ и сроки их выполнения позволяют назвать современную реконструкцию уникальной. За три месяца полностью заменили планшет сцены, поворотный круг, кресла. Система сценического света теперь управляется компьютером. Словом, интерьер и «техническая начинка» зрительного зала были полностью обновлены.

Декабрь 2005г., «Про Ростов»
.