rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Я влюбился в «Лизоньку»

13Такого в Ростове еще не было: монумент, работа над которым должна была бы занять не меньше года, был создан за четыре с половиной месяца. Вместо возможных пятнадцати человек над памятником работали 69. Скульпторы трудились по 20 часов в сутки и так сроднились со своей моделью, что стали называть ее «Лизонькой»

Когда я начинал работать над скульптурой, я мало что знал о Елизавете, — говорит ее создатель Сергей Олешня. – Знал только, что императрица, дочь Петра I. А потом стал читать о ней: это была удивительная женщина. У нее был талант окружать себя умными и деятельными людьми. При ней было покончено с бироновщиной, русские войска разбили шведов, впервые вошли в Берлин. Она основала русский театр, отменила смертную казнь. По ее указу построили Темерницкую таможню и заложили крепость Димитрия Ростовского – ее можно по праву считать основательницей нашего города. А еще она была общепризнанной красавицей, скакала верхом, охотилась, фехтовала и блистала на балах. После ее смерти осталось больше 15 тысяч платьев, около трех тысяч пар обуви. В процессе работы я в нее влюбился...

Мадонна имени Водоканала

Мастерская скульптора, как и положено, заставлена-завалена фигурами обнаженных женщин, статуэтками полководцев; взгляд натыкается на чьи-то конечности, головные уборы и лошадиные морды.

Пока мы беседуем с Сергеем Олешней — через день после открытия памятника, — в другом конце помещения скульптор-форматор Анатолий Мусиенко оглаживает шкуркой крутые бедра гипсовой молодки.

— Мы уже вовсю работаем над другим проектом, — поясняет Сергей Николаевич. – Даже водки попить не успели.

Выясняется, что новая скульптурная красавица – это памятник Водоканалу. Создана она по образу, который самолично придумал директор ростовского Водоканала Борис Персидский. Женщина с ямочками на щеках стоит, уперши одну руку в бок, а другою давит на рычаг уличной колонки, подставив ведро. Под ее ногами – имитация булыжной мостовой (такая еще сохранилась на старых ростовских спусках). Согласно замыслу дело происходит больше сотни лет назад. Для воплощения образа ростовчанки позапрошлого века директор Водоканала принес скульпторам фотографию женщины: фото — современное.      

— Пока не знаю, где ее установят, — говорит скульптор. – Наверное, это будет такое молельное место Водоканала (скорее уж — Водоканалу, — думаю я).      

Мы не скульпторы, мы пацаки     

— По-хорошему работа над императрицей должна была бы занять больше года, — говорят мне создатели Елизаветы. – После установки памятника мы схватились за голову: что мы наделали? Начался разбор полетов. Оказалось, все нормально. Но во время работы у нас не оставалось времени подумать: трудились по 20 часов в сутки. Засыпали на ходу, прямо на лесах. Болели руки, спины. Нам даже студенты помогали, накидывали глину на каркас. Я подсчитал: в работе были задействованы 69 человек. В то время как при обычных условиях хватило бы и пятнадцати.       В мастерской сохранились следы пребывания императрицы: вот фрагмент руки в оборчатом рукаве, вот часть роскошной косы. В укромном уголке лежит гипсовая голова царицы: белое лицо испещрено темными пятнышками пластилина.      

— Торопились, поэтому пришлось наскоро замазывать вмятинки пластилином, чтобы все было гладко, — объясняет Анатолий Мусиенко. Кожа на его крепких руках пропиталась гипсовой пылью. – Зимой в цехе руки отмерзали. Приходилось надевать резиновые перчатки, а сверху – теплые, — вспоминает он.     

 — Анатолий Иванович – лучший скульптор-форматор на Юге России, — говорит о коллеге Сергей Олешня.      

Окончательный вариант царицы создавался в соседнем цехе: там стеклянная крыша, есть нужное верхнее освещение.      

— Вот каркас Елизаветы, — показывает Анатолий Мусиенко: у стены стоит нечто невообразимое. Беспорядочно сколоченные доски, к которым там и сям прибиты неструганые палки. Конструкция топорщится здоровенными гвоздями и непонятными железяками: похоже на убого-причудливую технику из фильма «Киндза-дза».       — Точно: мы не скульпторы, мы пацаки, — смеется Олешня. – А Анатолий Иваныч – чатланин.      

— Вот тут голова Елизаветы, — показывает Анатолий Иванович на торчащие палки, венчающие странное сооружение. – А вон там, в углу, Димитрий до сих пор стоит, — говорит он: рядом громоздится похожее устройство, только повыше.      

Сорокаградусная прохлада

— Сначала я вылепил императрицу высотой в полметра, — объясняет Сергей Олешня. – Затем окружил скульптуру вот такой рамкой, — показывает он фото: фигура заключена в деревянную клетку. – Потом на этой рамке были размечены пропорции, которые воспроизвели уже в другой модели, в шесть раз больше.

На сооружение из досок, которое только непосвященному кажется хаотичным, накидывается глина, объясняет скульптор. Много глины. А потом из этой глыбы сантиметр за сантиметром вылепливаются линии и изгибы, превращая бесформенную массу в фигуру с изящными складками одежды, выражением лица. Когда фигура готова, с нее снимают гипсовые слепки: с каждого фрагмента – в отдельности. Слепок с туфельки, со щеки, с косы и так далее. Затем в слепок-форму снова заливают гипс — получается отливка. Чтобы один кусок гипса не прилип к другому, форму обмазывают специальным раствором. Затем отливки отдают в литейный цех: там по ним изготавливают восковую фигуру. Восковую модель покрывают специальным составом — образуется форма. После этого воск вытапливают, форму заливают металлом, и получаются бронзовые фрагменты, которые потом собирают воедино, как мозаику, и сваривают в цельную фигуру. Примерно так.

— Мы обратились к ректору строительного университета, чтобы сделать работу в их литейном цехе, — продолжает Олешня. – Но все равно не успевали. Попросили помочь литейную мастерскую братьев Костевых.

К тому времени в Ростове уже стояла сумасшедшая жара, но литейщики работали не покладая рук. На заметку: бронза плавится при температуре около тысячи градусов.

— Ребята выбегали из цеха на улицу и с облегчением вздыхали: уф, как хорошо, прохладно! А на улице – под сорок, – усмехается Мусиенко.

Ах эта пухленькая ручка

Елизавета была затянута в корсет, поэтому осанка у нее была особенная. Для воссоздания царственной осанки, рассказывает автор, он пригласил позировать ростовских актрис. Царственный изгиб руки он тоже лепил с натуры.

— У человека худого и человека полного рука изгибается по-разному, — объясняет Сергей Николаевич. – Мне было важно увидеть это вживую.

На воссоздание скульптуры в ее нынешнем размере Олешня пригласил Анатолия Дементьева.

— Дементьев – прекрасный скульптор, мы с ним сработались, понимаем друг друга, — говорит Сергей Николаевич.

Анатолий Дементьев сейчас руководит скульпторским отделением училища имени Грекова. Прежде эту должность занимал сам Сергей Олешня: он, собственно, и создал это отделение.

— Когда я учился в Грекова, там не было скульптурного отделения, — рассказывает он. – Я проучился год на живописи. Жил тогда в Кулешовке. Домой приходилось возвращаться пешком: через Ворошиловский мост и дальше полями. Иногда ездил на велосипеде: прятал его в камышах у берега.

Тогда у юного Сергея родилась мысль: если все сложится так, как он задумал, организует скульптурное отделение в Ростове. Так и случилось. Выучился в Пензе, в школе Академии художеств. В 1993-м вернулся в Ростов — и создал.

Кстати, буквально в те дни, когда открывали памятник, Сергей Олешня неожиданно узнал, что награжден золотой медалью фонда Андрея Первозванного и принят в членкоры Российской Академии художеств.

— Между прочим Российская академия художеств была основана тоже при Елизавете, — подчеркивает скульптор.

Кстати, в процессе работы над памятником скульптор узнал кое-что о своих корнях: среди стрельцов, расселенных позже из ростовской крепости, были его предки по фамилии Олешня. Они расселились на территории современного Батайска и Кулешовки. Их потомки живут здесь до сих пор.

***

Елизавета (18.12.1709-25.12.1761) — российская императрица (с 1741 г.) из династии Романовых. Дочь Петра I и Екатерины I. Царствование Елизаветы Петровны было временем расцвета русской культуры и науки (открытие Московского университета, основание Академии художеств, первого Российского театра, создание шедевров архитектуры и живописи). Важнейшие реформы — ликвидация внутренних таможен и отмена смертной казни. Увеличен приток денег в государственную казну. По выражению В. О. Ключевского, Елизавета была «умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня». Смерть императрицы Елизаветы Петровны в России искренне оплакивали.

"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 27(446) от 03-07-2007
.