Я влюбился в «Лизоньку»
Такого в Ростове еще не было: монумент, работа над которым должна была бы занять не меньше года, был создан за четыре с половиной месяца. Вместо возможных пятнадцати человек над памятником работали 69. Скульпторы трудились по 20 часов в сутки и так сроднились со своей моделью, что стали называть ее «Лизонькой»
Когда я начинал работать над скульптурой, я мало что знал о Елизавете, — говорит ее создатель Сергей Олешня. – Знал только, что императрица, дочь Петра I. А потом стал читать о ней: это была удивительная женщина. У нее был талант окружать себя умными и деятельными людьми. При ней было покончено с бироновщиной, русские войска разбили шведов, впервые вошли в Берлин. Она основала русский театр, отменила смертную казнь. По ее указу построили Темерницкую таможню и заложили крепость Димитрия Ростовского – ее можно по праву считать основательницей нашего города. А еще она была общепризнанной красавицей, скакала верхом, охотилась, фехтовала и блистала на балах. После ее смерти осталось больше 15 тысяч платьев, около трех тысяч пар обуви. В процессе работы я в нее влюбился...
Мадонна имени Водоканала
Мастерская скульптора, как и положено, заставлена-завалена фигурами обнаженных женщин, статуэтками полководцев; взгляд натыкается на чьи-то конечности, головные уборы и лошадиные морды.
Пока мы беседуем с Сергеем Олешней — через день после открытия памятника, — в другом конце помещения скульптор-форматор Анатолий Мусиенко оглаживает шкуркой крутые бедра гипсовой молодки.
— Мы уже вовсю работаем над другим проектом, — поясняет Сергей Николаевич. – Даже водки попить не успели.
Выясняется, что новая скульптурная красавица – это памятник Водоканалу. Создана она по образу, который самолично придумал директор ростовского Водоканала Борис Персидский. Женщина с ямочками на щеках стоит, уперши одну руку в бок, а другою давит на рычаг уличной колонки, подставив ведро. Под ее ногами – имитация булыжной мостовой (такая еще сохранилась на старых ростовских спусках). Согласно замыслу дело происходит больше сотни лет назад. Для воплощения образа ростовчанки позапрошлого века директор Водоканала принес скульпторам фотографию женщины: фото — современное.
— Пока не знаю, где ее установят, — говорит скульптор. – Наверное, это будет такое молельное место Водоканала (скорее уж — Водоканалу, — думаю я).
Мы не скульпторы, мы пацаки
— По-хорошему работа над императрицей должна была бы занять больше года, — говорят мне создатели Елизаветы. – После установки памятника мы схватились за голову: что мы наделали? Начался разбор полетов. Оказалось, все нормально. Но во время работы у нас не оставалось времени подумать: трудились по 20 часов в сутки. Засыпали на ходу, прямо на лесах. Болели руки, спины. Нам даже студенты помогали, накидывали глину на каркас. Я подсчитал: в работе были задействованы 69 человек. В то время как при обычных условиях хватило бы и пятнадцати. В мастерской сохранились следы пребывания императрицы: вот фрагмент руки в оборчатом рукаве, вот часть роскошной косы. В укромном уголке лежит гипсовая голова царицы: белое лицо испещрено темными пятнышками пластилина.
— Торопились, поэтому пришлось наскоро замазывать вмятинки пластилином, чтобы все было гладко, — объясняет Анатолий Мусиенко. Кожа на его крепких руках пропиталась гипсовой пылью. – Зимой в цехе руки отмерзали. Приходилось надевать резиновые перчатки, а сверху – теплые, — вспоминает он.
— Анатолий Иванович – лучший скульптор-форматор на Юге России, — говорит о коллеге Сергей Олешня.
Окончательный вариант царицы создавался в соседнем цехе: там стеклянная крыша, есть нужное верхнее освещение.
— Вот каркас Елизаветы, — показывает Анатолий Мусиенко: у стены стоит нечто невообразимое. Беспорядочно сколоченные доски, к которым там и сям прибиты неструганые палки. Конструкция топорщится здоровенными гвоздями и непонятными железяками: похоже на убого-причудливую технику из фильма «Киндза-дза». — Точно: мы не скульпторы, мы пацаки, — смеется Олешня. – А Анатолий Иваныч – чатланин.
— Вот тут голова Елизаветы, — показывает Анатолий Иванович на торчащие палки, венчающие странное сооружение. – А вон там, в углу, Димитрий до сих пор стоит, — говорит он: рядом громоздится похожее устройство, только повыше.
Сорокаградусная прохлада
— Сначала я вылепил императрицу высотой в полметра, — объясняет Сергей Олешня. – Затем окружил скульптуру вот такой рамкой, — показывает он фото: фигура заключена в деревянную клетку. – Потом на этой рамке были размечены пропорции, которые воспроизвели уже в другой модели, в шесть раз больше.
На сооружение из досок, которое только непосвященному кажется хаотичным, накидывается глина, объясняет скульптор. Много глины. А потом из этой глыбы сантиметр за сантиметром вылепливаются линии и изгибы, превращая бесформенную массу в фигуру с изящными складками одежды, выражением лица. Когда фигура готова, с нее снимают гипсовые слепки: с каждого фрагмента – в отдельности. Слепок с туфельки, со щеки, с косы и так далее. Затем в слепок-форму снова заливают гипс — получается отливка. Чтобы один кусок гипса не прилип к другому, форму обмазывают специальным раствором. Затем отливки отдают в литейный цех: там по ним изготавливают восковую фигуру. Восковую модель покрывают специальным составом — образуется форма. После этого воск вытапливают, форму заливают металлом, и получаются бронзовые фрагменты, которые потом собирают воедино, как мозаику, и сваривают в цельную фигуру. Примерно так.
— Мы обратились к ректору строительного университета, чтобы сделать работу в их литейном цехе, — продолжает Олешня. – Но все равно не успевали. Попросили помочь литейную мастерскую братьев Костевых.
К тому времени в Ростове уже стояла сумасшедшая жара, но литейщики работали не покладая рук. На заметку: бронза плавится при температуре около тысячи градусов.
— Ребята выбегали из цеха на улицу и с облегчением вздыхали: уф, как хорошо, прохладно! А на улице – под сорок, – усмехается Мусиенко.
Ах эта пухленькая ручка
Елизавета была затянута в корсет, поэтому осанка у нее была особенная. Для воссоздания царственной осанки, рассказывает автор, он пригласил позировать ростовских актрис. Царственный изгиб руки он тоже лепил с натуры.
— У человека худого и человека полного рука изгибается по-разному, — объясняет Сергей Николаевич. – Мне было важно увидеть это вживую.
На воссоздание скульптуры в ее нынешнем размере Олешня пригласил Анатолия Дементьева.
— Дементьев – прекрасный скульптор, мы с ним сработались, понимаем друг друга, — говорит Сергей Николаевич.
Анатолий Дементьев сейчас руководит скульпторским отделением училища имени Грекова. Прежде эту должность занимал сам Сергей Олешня: он, собственно, и создал это отделение.
— Когда я учился в Грекова, там не было скульптурного отделения, — рассказывает он. – Я проучился год на живописи. Жил тогда в Кулешовке. Домой приходилось возвращаться пешком: через Ворошиловский мост и дальше полями. Иногда ездил на велосипеде: прятал его в камышах у берега.
Тогда у юного Сергея родилась мысль: если все сложится так, как он задумал, организует скульптурное отделение в Ростове. Так и случилось. Выучился в Пензе, в школе Академии художеств. В 1993-м вернулся в Ростов — и создал.
Кстати, буквально в те дни, когда открывали памятник, Сергей Олешня неожиданно узнал, что награжден золотой медалью фонда Андрея Первозванного и принят в членкоры Российской Академии художеств.
— Между прочим Российская академия художеств была основана тоже при Елизавете, — подчеркивает скульптор.
Кстати, в процессе работы над памятником скульптор узнал кое-что о своих корнях: среди стрельцов, расселенных позже из ростовской крепости, были его предки по фамилии Олешня. Они расселились на территории современного Батайска и Кулешовки. Их потомки живут здесь до сих пор.
***
Елизавета (18.12.1709-25.12.1761) — российская императрица (с 1741 г.) из династии Романовых. Дочь Петра I и Екатерины I. Царствование Елизаветы Петровны было временем расцвета русской культуры и науки (открытие Московского университета, основание Академии художеств, первого Российского театра, создание шедевров архитектуры и живописи). Важнейшие реформы — ликвидация внутренних таможен и отмена смертной казни. Увеличен приток денег в государственную казну. По выражению В. О. Ключевского, Елизавета была «умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня». Смерть императрицы Елизаветы Петровны в России искренне оплакивали.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 27(446) от 03-07-2007
|