rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Мастер светописи

    1980 год — юбилейный в истории фотогра­фии. Искусству светописи — 150 лет. Всего полтора столетия... Трудно даже сравнить этот небольшой срок с   многовековой   историей традиционных изобразительных   искусств — графики, живописи. И все же фотография прошла славный путь. Большая часть ее истории пришлась на бурный и стремительный XX век. И человек с фотоаппаратом оказался летописцем этого века. Есть прекрасные стро­ки К. М. Симонова: «Человек, который смот­рит на жизнь через глазок фотоаппарата, все­гда в конечном счете глядит через него в историю...»

      40Начав с подражания живописи, фотография сегодня в полной мере ощущает себя полно­правным членом семьи искусств. Лучшие ра­боты фотомастеров, поднимаясь до высот об­разности, сохраняют при этом огромную силу документа. Фотография не только доносит до нас образы ушедшего, она обличает войны и несправедливость, зовет к миру и добрым от­ношениям между людьми. Фотография приш­ла к исследователям морских глубин и к космонавтам. Без нее невозможно представить се­бе практически ни одного направления   дея­тельности современного человека.

   Еще в ленинском декрете 1919 года «О пе­реходе фотографической и кинематографиче­ской торговли и промышленности в ведение на­родного комиссариата по просвещению» опре­делена важность труда фотографов: профессионалов и любителей. Их силами день за днем пишется фотолетопись страны.

     Ежегодно в свет выходят альбомы лучших произведений отечественной и мировой фото­графии. Но остаются зачастую вне поля зре­ния фотографии непритязательные и буднич­ные на вид. Фотографии, относящиеся к на­шей «малой родине», к отчему краю.

Так часто бывает, что с течением   лет за­бывается имя автора снимка. Фотография про­должает жить, даже публикуется на страницах журналов и книг, а ее создатель остается не­известным. Во многом это относится к герою этого биографического очерка, нашему земля­ку, замечательному изобретателю,   мастеру светописи Ивану Васильевичу Болдыреву.

…Закручинились, присев у куреня, старик со   старухой.  Невеселые, видно, уних думы. Подворье в ветхость пришло,  заботы требует, но силы уже не те, жизнь, почитай, прожи­та, а из нужды, бедности так и не выбрались...

     ...Вольно расположилось на крыльце и веранде дома большое семейство  зажиточного казака. Все вышли, от мала до велика, позировать фотографу. Одеты по-разному: одни, что называется, по станичной мо­де, - другие так, что и в город показаться не стыдно. И дом, хотя традиционной казачьей постройки, но и размерами ве­лик, и крепок — не на одно поколение…

41«Подворье бедного казака», «Семья богатого казака» — под такими названиями описан­ные фотографий можно увидеть в донских музеях, в краеведче­ских книгах и брошюрах. Из­вестен их автор: уроженец станицы Терновской Иван Бол­дырев. Более ста лет назад с тяжелым фотоаппаратом   на треноге неутомимо путешест­вовал он по родным местам, кадр за кадром запечатлевая жизнь и быт казаков, народ­ные типы, сцены воинской службы. Сегодня эти  снимки служат драгоценными доку­ментальными свидетельствами давно минувшего, фотографии Болдырева — одни из наиболее ранних светописных работ, сделанных на Дону, они слов­но специально созданы масте­ром как иллюстрации к учеб­нику краеведения, в помощь сегодняшним историкам, изу­чающим социально-экономиче­ские условия того времени, особенности   имущественного расслоения крестьянства и ка­зачества в пореформенные го­ды

    Кроме   того,   фотографии И.В. Болдырева удивительно образны, живописны. Сущест­вует  уникальный документ: подробное описание фотографических и фототипических коллекций императорской публичной библиотеки, ставших ныне частью богатейших фон­дов Ленинградской публичной библиотеки имени М. Е Сал­тыкова-Щедрина. Автор  опи­сания — Владимир Васильевич Стасов.  Сотни   фотографий, имеющих художественную, ис­торическую, этнографическую ценность проанализировал ве­ликий критик. И среди них — снимки нашего земляка.

«СОБРАНИЕ ВИДОВ И ТИПОВ ИЗ ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ...»

В. В. Стасов о фотографиях Ивана Болдырева.

    «Собрание видов и типов из Донской области,   снятых   в 1875—1876 годах уроженцем того края, ныне петербургским фотографом, И. В. Болдыре­вым». Снимки эти  были ис­полнены им во 2-м   Донском округе, в станицах Цимлян­ской, Кумшацкой и Есауловской, и представляют, на 75 листах, не только любопытные, прекрасно выполненные  вос­произведения местностей и личностей, но также   целые, живописно и необыкновенно естественно расположенные группы донских казаков и казачек, в их домашних, сель­ских и служебных работах и занятиях.   Многие из   этих групп являются   настоящими «бытовыми картинами», в ма­лых размерах, точно созданными талантливым художником. Так,   например, фотография №69, «Казак-стрелок»  представляет 75-летнего старика, бодрого и энергичного, целя­щегося из ружья с подставкой, по позе,  по выражению эта фигура напоминает  знамени­тую картину Перова «Птице­лов». Тот же самый стрелок, но уже стоящий во весь рост, опираясь на ружье и рассматривающий издали уток на ре­ке из-под расставленной   у глаз щитком ладони (№ 68), точно так же настоящая карти­на «Старики, казак и казачка», сидящие на крыльце и горюю­щие об украденной лошади (№ 55), «Казаки, возвращающие­ся с охоты» (№ 50), «Казаки, воз­вращающиеся   с   ярмарки» (№ 16) и «с заработков» (№ 17), «Казачки, поливающие огород» (№ 19) или «сносящие кизяки в сарай» (№ 20), или «стригущие овец» (№ 22), «Казацкие девоч­ки,   шьющие   себе платья» (№ 24), «Казак, чистящий себе седло» (№ 29), «Казаки, леча­щие быку ногу» (№ 37), «Каза­чье семейство», состоящее из 21 человека от прадеда и до правнучек, расположившихся, стоя и сидя, по   ступенькам лестницы у своей хаты (№66), и множество других групп, фи­гур и личностей, начиная от 4- и 6-летних мальчиков, мо­лодцами сидящих верхом на мохнатых  лошаденках (№ 33 и 61), и кончая 90-летними ста­риками и старухами, — все это представляет галерею  ориги­нальных и изящных картин».

 Упомянутая критиком в началеобзора цифра — 75 лис­тов — лишь малая часть дон­ских фотографий Болдырева. В альбом «видов и типов» он отобрал самое лучшее. Малым был и «тираж» самодельного издания — два   экземпляра. Один — для публичной библио­теки, другой — Русскому ге­ографическому обществу.

Кем же был фотограф Иван Болдырев, чем еще известен? Непросто отыскать сведения о нем. В Москве, в Ленинской библиотеке, можно воспользо­ваться двумя редкими книжками, им же самим написанны­ми. Называются они одинаково: «Изобретения и  усовер­шенствования, сделанные по фотографии  И. В.  Болдыре­вым». Взяв за основу содержа­щееся в них краткое жизне­описание этого даровитого че­ловека, нам придется  совер­шить экскурс в историю светописи, обратиться к фотогра­фическим книгам, журналам прошлого века,  заглянуть в краеведческую литературу, — чтобы полнее представить круг интересов, круг общения Болдырева на Дону и в Петербурге.

На снимках: «Казаки, возвращающиеся с охоты»;
«Казак-стрелок у реки».
Репродукции из альбома И.В. Болдырева.
.