Мастер светописи
1980 год — юбилейный в истории фотографии. Искусству светописи — 150 лет. Всего полтора столетия... Трудно даже сравнить этот небольшой срок с многовековой историей традиционных изобразительных искусств — графики, живописи. И все же фотография прошла славный путь. Большая часть ее истории пришлась на бурный и стремительный XX век. И человек с фотоаппаратом оказался летописцем этого века. Есть прекрасные строки К. М. Симонова: «Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда в конечном счете глядит через него в историю...»
Начав с подражания живописи, фотография сегодня в полной мере ощущает себя полноправным членом семьи искусств. Лучшие работы фотомастеров, поднимаясь до высот образности, сохраняют при этом огромную силу документа. Фотография не только доносит до нас образы ушедшего, она обличает войны и несправедливость, зовет к миру и добрым отношениям между людьми. Фотография пришла к исследователям морских глубин и к космонавтам. Без нее невозможно представить себе практически ни одного направления деятельности современного человека.
Еще в ленинском декрете 1919 года «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение народного комиссариата по просвещению» определена важность труда фотографов: профессионалов и любителей. Их силами день за днем пишется фотолетопись страны.
Ежегодно в свет выходят альбомы лучших произведений отечественной и мировой фотографии. Но остаются зачастую вне поля зрения фотографии непритязательные и будничные на вид. Фотографии, относящиеся к нашей «малой родине», к отчему краю.
Так часто бывает, что с течением лет забывается имя автора снимка. Фотография продолжает жить, даже публикуется на страницах журналов и книг, а ее создатель остается неизвестным. Во многом это относится к герою этого биографического очерка, нашему земляку, замечательному изобретателю, мастеру светописи Ивану Васильевичу Болдыреву.
…Закручинились, присев у куреня, старик со старухой. Невеселые, видно, уних думы. Подворье в ветхость пришло, заботы требует, но силы уже не те, жизнь, почитай, прожита, а из нужды, бедности так и не выбрались...
...Вольно расположилось на крыльце и веранде дома большое семейство зажиточного казака. Все вышли, от мала до велика, позировать фотографу. Одеты по-разному: одни, что называется, по станичной моде, - другие так, что и в город показаться не стыдно. И дом, хотя традиционной казачьей постройки, но и размерами велик, и крепок — не на одно поколение…
«Подворье бедного казака», «Семья богатого казака» — под такими названиями описанные фотографий можно увидеть в донских музеях, в краеведческих книгах и брошюрах. Известен их автор: уроженец станицы Терновской Иван Болдырев. Более ста лет назад с тяжелым фотоаппаратом на треноге неутомимо путешествовал он по родным местам, кадр за кадром запечатлевая жизнь и быт казаков, народные типы, сцены воинской службы. Сегодня эти снимки служат драгоценными документальными свидетельствами давно минувшего, фотографии Болдырева — одни из наиболее ранних светописных работ, сделанных на Дону, они словно специально созданы мастером как иллюстрации к учебнику краеведения, в помощь сегодняшним историкам, изучающим социально-экономические условия того времени, особенности имущественного расслоения крестьянства и казачества в пореформенные годы
Кроме того, фотографии И.В. Болдырева удивительно образны, живописны. Существует уникальный документ: подробное описание фотографических и фототипических коллекций императорской публичной библиотеки, ставших ныне частью богатейших фондов Ленинградской публичной библиотеки имени М. Е Салтыкова-Щедрина. Автор описания — Владимир Васильевич Стасов. Сотни фотографий, имеющих художественную, историческую, этнографическую ценность проанализировал великий критик. И среди них — снимки нашего земляка.
«СОБРАНИЕ ВИДОВ И ТИПОВ ИЗ ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ...»
В. В. Стасов о фотографиях Ивана Болдырева.
«Собрание видов и типов из Донской области, снятых в 1875—1876 годах уроженцем того края, ныне петербургским фотографом, И. В. Болдыревым». Снимки эти были исполнены им во 2-м Донском округе, в станицах Цимлянской, Кумшацкой и Есауловской, и представляют, на 75 листах, не только любопытные, прекрасно выполненные воспроизведения местностей и личностей, но также целые, живописно и необыкновенно естественно расположенные группы донских казаков и казачек, в их домашних, сельских и служебных работах и занятиях. Многие из этих групп являются настоящими «бытовыми картинами», в малых размерах, точно созданными талантливым художником. Так, например, фотография №69, «Казак-стрелок» представляет 75-летнего старика, бодрого и энергичного, целящегося из ружья с подставкой, по позе, по выражению эта фигура напоминает знаменитую картину Перова «Птицелов». Тот же самый стрелок, но уже стоящий во весь рост, опираясь на ружье и рассматривающий издали уток на реке из-под расставленной у глаз щитком ладони (№ 68), точно так же настоящая картина «Старики, казак и казачка», сидящие на крыльце и горюющие об украденной лошади (№ 55), «Казаки, возвращающиеся с охоты» (№ 50), «Казаки, возвращающиеся с ярмарки» (№ 16) и «с заработков» (№ 17), «Казачки, поливающие огород» (№ 19) или «сносящие кизяки в сарай» (№ 20), или «стригущие овец» (№ 22), «Казацкие девочки, шьющие себе платья» (№ 24), «Казак, чистящий себе седло» (№ 29), «Казаки, лечащие быку ногу» (№ 37), «Казачье семейство», состоящее из 21 человека от прадеда и до правнучек, расположившихся, стоя и сидя, по ступенькам лестницы у своей хаты (№66), и множество других групп, фигур и личностей, начиная от 4- и 6-летних мальчиков, молодцами сидящих верхом на мохнатых лошаденках (№ 33 и 61), и кончая 90-летними стариками и старухами, — все это представляет галерею оригинальных и изящных картин».
Упомянутая критиком в началеобзора цифра — 75 листов — лишь малая часть донских фотографий Болдырева. В альбом «видов и типов» он отобрал самое лучшее. Малым был и «тираж» самодельного издания — два экземпляра. Один — для публичной библиотеки, другой — Русскому географическому обществу.
Кем же был фотограф Иван Болдырев, чем еще известен? Непросто отыскать сведения о нем. В Москве, в Ленинской библиотеке, можно воспользоваться двумя редкими книжками, им же самим написанными. Называются они одинаково: «Изобретения и усовершенствования, сделанные по фотографии И. В. Болдыревым». Взяв за основу содержащееся в них краткое жизнеописание этого даровитого человека, нам придется совершить экскурс в историю светописи, обратиться к фотографическим книгам, журналам прошлого века, заглянуть в краеведческую литературу, — чтобы полнее представить круг интересов, круг общения Болдырева на Дону и в Петербурге.
На снимках: «Казаки, возвращающиеся с охоты»;
«Казак-стрелок у реки».
Репродукции из альбома И.В. Болдырева.
|