БИТЬЁ ОПРЕДЕЛИЛО СОЗНАНИЕ
Имя Сергея Бочарова стало известно ростовчанам совсем недавно, осенью прошлого года. Тогда его работы, традиционные и в то же время новаторские, произвели эффект разорвавшейся бомбы - такого Ростов ещё не видел.
Как говорит Сергей Бочаров, он стал художником благодаря ремню в руках матери. Увидев по телевидению фильм о Карле Брюллове, она в одночасье осознала, как сделать из сына великого художника. Так «из-под палки» вырос нынешний Сергей Бочаров - художник, постановщик фильмов «Сталкер», «Забавы молодых», профессор живописи Венской и Римской академий художеств, обладатель гран-при в Италии и Франции. Кстати, последний раз таким призом российский художник был награждён 140 лет назад. И это был Айвазовский.
Я поинтересовался у Сергея Петровича, как он теперь оценивает подобный метод воспитания. Оказалось, он приверженец силового стимулирования образовательного процесса. Тем же методом он воспитывал и сына. В результате тот стал одним из лучших выпускников академии художеств. Правда, Бочаров называет это воспитание трудом, ремень - лишь орудие, понуждающее трудиться.
Многие работы Сергея Бочарова скандальны и рассчитаны на эпатаж. Например, «Охотники на привале» у Бочарова превратились в «Охотников за президентской властью». На поляне развалились Жириновский, Лужков, Черномырдин, Явлинский, Лебедь, а из камышей выглядывают Немцов и Чубайс. Этому жанру, скорее всего, подошло бы определение «политическая живописная карикатура». Автор не утруждает себя «выдумыванием сюжетов», а заимствует их в основном у передвижников. Так, «Грачи прилетели» превращается в сатиру о продажных журналистах, которые «несут ложь и чушь с экранов и газет».
В своих сатирах Бочаров выступает антиподом Ильи Глазунова. Их кумиры стоят по разные стороны баррикад. Они по-разному понимают, что хорошо и плохо для России. Таких работ у Бочарова бесчисленное множество: около 800 больших жанровых картин, не считая портретов, пейзажей и натюрмортов.
Но лично мне ближе его пейзажи, портреты и натюрморты. В этих жанрах проявляется подлинное мастерство художника, лишённое политической сиюминутности и злого сарказма. Тихие улочки Венеции и площади московского Кремля, букеты и охотничьи трофеи говорят о внутреннем мире больше, чем карикатуры на нынешних политиков, как бы мастерски на них ни были выписаны костюмы.
Выставка Сергея Бочарова (выставочный зал «Авангард», ул. Максима Горького, 84) пробудет в Ростове до 1 марта, после чего её смогут увидеть жители Зернограда.
7 февраля 2001г., РО.
|