Фотографии начальник и портретов командир
За более чем четверть века фотохудожник Аркадий Гарибов успел приучить город к тому, что все свои знаменательные даты, свадьбы и юбилеи Ростов привык запечатлевать для потомков в «Фотоцентре» Гарибова на проспекте Сельмаш. Тем более, что сегодня этот центр - единственный в Ростове салон ХУДОЖЕСТВЕННОЙ фотографии. И если на документы вас еще «щелкнут» где-нибудь в темном углу, небрежно отгороженном от магазина, то сделать фотопортрет себя, любимого, вы все-таки отправитесь к Гарибову.
Еще раз напомнить читателям о том, с каким маэстро от фотографии им повезло жить в одном городе, журналистов «Вечернего Ростова» побудило то, что мы увидели фамилию Гарибова в списке участников розыгрыша тысячи призов от «Вечерки» в честь нового тысячелетия. «Фотоцентр», генеральным директором которого является А.М. Гарибов - коллективный подписчик на нашу газету. Подписался Гарибов одним из первых, его фамилия опубликована в газете в самом начале многотысячного списка имен наших друзей...
Так как круг его интересов необычайно широк, то предстал перед нами Аркадий Гарибов во многих ипостасях. И сегодняшний его портрет - это лишь попытка создания образа, этюд из десяти штрихов...
Итак,
1. ГАРИБОВ-ПЕРВОПРОХОДЕЦ
Когда в 1972 году Аркадий Гарибов приехал в Ростов из Баку, в нашем городе еще не было цветной фотографии как таковой. В фотосалонах и ателье мастера высочайшего класса делали великолепные черно-белые фотографии. Но только черно-белые. Именно Гарибов первым в Ростове начал работать с цветом, а уж потом увлечение цветной фотографией стало повальной эпидемией.
Но Гарибов не был бы Гарибовым, если бы не был первым во всем. Он первый отказался от негативов и начал работать на цифровой технике. Сейчас сотрудники его фотоцентра большую часть времени проводят за компьютерами. Через считанные минуты клиент уже может увидеть себя во всей красе на экране монитора. А дальше идет работа над образом...
Гарибов первым додумался до того, что начал использовать вместо разукрашенных аляповатых «задников», призванных служить фоном для портретов клиентов, уже готовые слайды с разными видами. Это могут быть водопады, на фоне которых особенно красиво смотрятся невесты, или среднерусские пейзажи. Или скалистые горы с заснеженными вершинами. Или вообще нечто фантастическое - вроде, марсианских пейзажей или католических латиноамериканских храмов.
2. ГАРИБОВ-ВОЛШЕБНИК
С его легкой руки осуществляются самые смелые и экзотические фантазии заказчиков. Хотите сняться рядом со свирепым львом? Или на фоне крупа упитанной зебры? Или рядом с роскошным лимузином, на который вам не заработать за сто лет круглосуточного труда? Все причуды клиента в фотоцентре могут выполнить так, что ни один завистик не заподозрит, что ваше семейство никогда и близко не стояло у подножия Парфенона или египетских пирамид.
Я видела одну семейку, которая решила, что сняться на фоне античного храма - это круто. И что вы думаете? Еслибы я не знала, что семья была снята на фоне белого экрана, а потом в фотографию при компьютерном сканировании были искусно вмонтированы древнегреческие арки, фронтоны и прочие архитектурные излишества, - то я бы непременно решила, что семейство путешествовало по Греции и выбрало там для позирования самый сохранившийся из древних храмов.
А однажды к Гарибову пришел молодой человек и говорит: «Хочу стоять у Эйфелевой башни!» У башни? У Эйфелевой? Да нет проблем! Наверное, сейчас этот юноша уже не одной знакомой девушке похвастался своими «парижскими» фотографиями...
"Хорошеньких девушек Гарибов нередко запечатлевает... на обложке «Космополитена», «Плейбоя» и других роскошных глянцевых журналов. Понятно, что это не настоящая обложка, а лишь имитация. Но как приятно лицезреть свою красоту в обрамлении престижных названий!
Я бы не стала осуждать эти маленькие хитрости. В конце концов, деньги на Париж есть не у всех, а мечты должны непременно становиться реальностью. На то и существуют волшебники.
3. ГАРИБОВ - СВАДЕБНЫЙ ГЕНЕРАЛ
- Я выхожу замуж, но мне надо найти жениха. И не здесь, а за границей. Я хочу быть красивой!
С этих слов нередко начинается визит в фотоцентр какой-нибудь очередной ростовчанки с неустроенной личной жизнью. В фотоцентре даму делают настоящей красавицей, и скоро ее снимки украшают собой сайты брачного агентства в Интернете, а следом она встречает жениха, и личная жизнь ее складывается лучшим образом.
«С моей подачи многие девушки вышли замуж и уехали жить за границу, - говорит Гарибов. И улыбается: - Так что я - настоящая сваха!»
С его подачи не только выходили замуж, но и находили престижную работу. А если оригинал не совсем соответствовал образу на фотоснимке, то тут уж на помощь приходило природное ростовское обаяние. И скоро работодатель или жених забывал о том, что на снимке образ был поэффектнее...
На одной из последних работ Гарибова (фотопортрете, который ему самому очень нравится) я увидела девушку ну просто необычайной, неземной красоты. «Я чуть-чуть убрал ей нос и немного увеличил губы. Я сделал ее такой, в какую мог бы влюбиться», - говорит маэстро. Однако он тут же добавляет; «И все же я противник того, чтобы некрасивый становился на снимке писаным красавцем. На фотопортрете человек должен быть похож на самого себя».
По мнению Аркадия Михайловича, для фотохудожника главное - передать характер. Человек может быть добрым или злым, капризным или покладистым, - на портретах работы Гарибова будут видны его лучшие стороны и качества. Добрый станет еще добрее, а злой улыбнется и задумается: ну надо же, вот, оказывается, каким я могу быть!
Я спросила у Аркадия Михайловича: а правда ли, что, если влюбленные сфотографируются вместе до свадьбы - это к разлуке? Он засмеялся и сказал, что у него в салоне влюбленные фотографировались и до свадьбы, и во время, и после, а потом и вместе со своими детьми, которых женили или выдавали замуж - и опять везли в салон к Гарибову...
4. ГАРИБОВ-МОНОПОЛИСТ
Сегодня у Аркадия Михайловича в Ростове нет конкурентов. Ну не считать же таковыми дилетантов, которые бегают по школам с «мыльницами» и только нажимают на кнопки автоматов! А те мастера, кто когда-то мог соперничать с Гарибовым, - или уехали, или бросили свое дело, сочтя его невыгодным. Старые же маэстро просто ушли из жизни.
Так что сейчас в Ростове нет другого классического художественного салона, кроме гарибовского. Именно сюда, по традиции, приезжают свадебные кортежи, сюда ведут чадолюбивые родители своих вундеркиндов, здесь делают портфолио (каталог с фотопортретами) начинающие и опытные ростовские фотомодели. И хотя большинство клиентов центра составляют девушки и женщины, уверенные в собственной неотразимости, - другая часть состоит из представителей сильной половины ростовчан. В каждом из нас дремлет Нарцисс, и собственное лицо всегда кажется нам самым достойным увековечивания!
5. ГАРИБОВ-ПЕРЕДОВИК
Хотя Аркадий Михайлович - яркий представитель так называемого малого бизнеса и все рыночные преобразования были восприняты им на ура, - и в прежние социалистические годы он был передовиком производства. Пятилетку выполнял в три года, с планом справлялся играючи. В середине 70-х в Ростове более двух десятков фотомастерских должны были «давать план»: 230 тысяч рублей ежемесячно. Так вот, 150 тысяч из этой суммы обеспечивал один Гарибов - вечный победитель соцсоревнования. А все остальные 20 фотоателье давали оставшуюся сумму...
Не без гордости Гарибов считает себя отцом хозрасчета в сфере бытового обслуживания. За то, что когда-то он разработал хозрасчетную «форму № 2» и начал проводить ее в жизнь, он стал кавалером ордена Дружбы народов. В удостоверении к этой награде сказано: «За выдающиеся достижения в народной хозяйстве».
Он занимал первые места на восьми республиканских выставках и одной всесоюзной. Это были портреты, пейзажи, жанровые снимки, репортажи. Даже когда частная инициатива была «спутана» по ногам и рукам, он умудрился стать лауреатом Государственной премии, заслуженным фотохудожником Российской Федерации.
А секретом всех своих успехов он считает то, что всегда искал что-то новое. «Не удивляя, людей не привлечешь», - говорит Гарибов. Он пробовал, ошибался, он постоянно экспериментировал, брался за что-то новое. То дарил бесплатно всем молодоженам мгновенные «полароидные» снимки отличного качества (во многих ростовских семьях они хранятся до сих пор, опровергая миф о том, что век моментальных снимков недолог). То готовил альбомы-раскладушки», то еще что-то новое, а вот теперь дошел и до чудес современной цифровой техники...
Однажды в Америке, когда в одном из престижных голливудских салонов, оборудованных супертехникой XXI века, Гарибов за считанные минуты сделал фотопортрет своей дочери, - его тут же пригласили на работу. Но Аркадий Михайлович говорит, что вдалеке от Ростова уже недели через две он начинает тосковать, да так, что сил нет терпеть...
6. ГАРИБОВ-ПАПА
Кроме взрослой замужней дочери, давно живущей отдельно, у Аркадия Михайловича есть еще два сына, Антон и Аркадий. Но если папин тезка еще не решил, кем будет, то 12-летний Антон уже вовсю помогает отцу в фотоцентре, хорошо знает компьютер и умеет ретушировать снимки. Так что будущее фотоцентра - в надежных руках, а династию фотохудожников Гарибовых есть кому продолжить!
7. ГАРИБОВ-МУЖ
Удивительно, но жена Аркадия Михайловича совсем не любит фотографироваться. Хотя другая, наверное, целыми днями изводила бы мужа требованиями снимать ее снова и снова. Мало того: она совершенно не ревнует его даже к юным прелестным ростовчанкам, которые приходят в салон запечатлевать свою красоту. Даже когда он фотографирует обнаженную натуру, жена относится к этому абсолютно спокойно. Как умная женщина, она понимает: просто у мужа такая работа!
8. ГАРИБОВ-АВТОГОНЩИК
У Аркадия Михайловича есть классная машина - «Ягуар» 1990 года выпуска. Это автомобиль, уже само название которого говорит за себя. Мощность -350 лошадиных сил, вес четыре тонны. Скорость автомобиля ограничена только состоянием наших дорог. Недавно на своем «Ягуаре» Гарибов замял первое место в номинации «Эксклюзив» на городском празднике, посвященном Дню автомобилистов.
Своей машиной фотохудожник гордится, как ребенком, и говорит, что не любить ее просто невозможно. Хотя пробег автомобиля уже более 350 тысяч километров, он находится в идеальном состоянии. И Гарибоа отказывается его продавать, сколь бы выгодными ни были предложения. От управления этим автомобилем он получает истинное наслаждение - почти такое же, как от процесса фотографирования.
9. ГАРИБОВ-ПОДПИСЧИК
В фотоцентре сегодня работает более 20 сотрудников. И все они читают выписанные Аркадием Михайловичем журналы «ТВ-парк», «Семейный доктор» и одну газету - «Вечерний Ростов».
- Мы же в Ростове живем - как можно при этом не читать СВОЮ вечернюю газету и не знать, что делается в городе? - удивляется Аркадий Михайлович. - Иногда мы называем «Вечерку»... «сплетницей». Но это в шутку и любя, - подчеркивает он.
10. ГАРИБОВ-ХУДОЖНИК
Удачливый бизнесмен, вечный экспериментатор, новатор, обладающий особым чутьем на все новое - Гарибов остается романтиком и лириком, который не может пройти мимо прекрасного. Прекрасное волнует его не как объект коммерческого интереса, а само по себе. Я поняла это после того, как увидела фотопортрет девушки с розой. Девушку привел один бизнесмен, фирма которого изготавливает бриллиантовые изделия. Ему и нужно-то было, чтобы на красивом ушке красивой девушки красиво сверкали бриллианты.
Из этого рекламного фотоснимка Аркадий Гарибов умудрился сделать настоящее произведение искусства. В руке девушки будто трепещет роза, а из глаза изображенной на портрете выкатилась маленькая слезинка. И сверкает эта слезинка куда ярче бриллиантов!
А еще Гарибов зачем-то купил старинную фисгармонию. Ей 130 лет, он хочет ее реставрировать, а зачем и сам пока не знает. Просто она прекрасна, а он Художник...
Вечерний Ростов
|