rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

ГИТАРЫ И ЛИЦА,

которые он вызывает, как духов

63Две страсти владеют ростовским мастером Сергеем Деменченко: гитара и живопись. Впрочем, нынче вернее было бы сказать живопись и гитара, поскольку шесть лет назад в занятиях изобразительным искусством он решил сделать перерыв и всю свою творческую энергию направил на изготовление электрогитар для себя и друзей–музыкантов.

- В творческой работе, - говорит Сергей, - нужна уверенность, что задуманное тобой уже существует. Надо только сконцентрироваться и «вызвать» этот образ.

У вызванных Сергеем Деменченко из инобытия гитар есть собственные имена (ведь имя здесь – предтеча зрительного образа): Беспечный ездок и Хексе (Ведьма по-немецки), Дервиш, Экслибрис, До-дзе (Место пути) и т.д.

А иные названия деревьев, из которых он делает корпуса и грифы инструментов, звучат, как заклинания из восточной сказки. Ну, например, «Махагэни!..».

- Махагэни – это красное дерево, из которого строят корабли и лодки, - поясняет Сергей. – Когда-то его привозили в СССР из Вьетнама. Но махагэни – не самый экзотический материал из тех, с которыми мне доводилось работать. Иранский орех интереснее и своеобразнее. Переливается под лаком. Он не менее эффектен, чем перламутр.

У гитар Сергея Деменченко оригинальные силуэты, иные корпуса и грифы инкрустированы перламутром. Однако при этом все гитары соответствуют определенным стандартам:

    - Главное, чтобы играть гитаристу было удобно. Инструмент должен быть эргономичен: не для кошки ведь стараемся, для человека, - услышала я от Сергея.

- А если бы и в самом деле взялись изготовить гитару для кошки?

      - Кошке скорее бы подошли гусли, чтоб на задних лапах сидела, а передними перебирала струны.

64Когда Деменченко увлекся изготовлением электрогитар, у него была честолюбивая мечта довести это ремесло до уровня декоративно-прикладного искусства. Он осуществил эту мечту и теперь подумывает о том, чтобы вернуться к живописи.

- Человеку интересно то, чего он еще не умеет, - считает Сергей, и сам совершенствуется не только в изготовлении музыкальных инструментов, но и в исполнительском мастерстве. Когда ему было 30, брал уроки игры на классической гитаре у известного маэстро, решив, что навыков, обретенных в юности, недостаточно. И ныне, 10 лет спустя, снова готов записаться в ученики. На сей раз – к мастеру джазовой импровизации. И в живописи возвращаться к тому, на чем остановился шесть лет назад, Сергей Деменченко не намерен.

Прежде у него были масштабные полотна, каждое из которых являло собой целое философское эссе, почти на каждом запечатлен эпизод какой-либо игры. Тут сюжет разворачивается вокруг шахматной королевы, там всадники мчатся по коридору, образованному костями для игры в домино, вот старики и младенцы играют в чехарду, вот средневековый жонглер, чье искусство Матерь Божья оценила выше трудов почтенных богословов, коррида, где человеческий взгляд у одного-единственного персонажа – быка… Каждая игра – как притча о жизни и смерти. И почти всюду столкновение реальности с игрой воображения.

Эта тема, которой нет конца. Но сегодня Сергея привлекает эксперимент с художественными формами на грани абстракции и едва уловимой предметности. Я видела один из эскизов нового периода. Изображенное на нем вызывает ассоциацию с волнами огненной реки. Но, возможно, кто-то увидел бы в этих линиях нечто иное…

     - Многим кажется, что художники-реалисты творят в согласии с природой, а абстракционисты идут против нее, - сказал Сергей. – Но, посмотрите, разве в этом нет красоты?

И он показал мне натуральный камень с разводами, похожими на фантазии абстракционистов.

      Камень был великолепен.

6 июня 2003г., НВ.

Страдивари из переулка Островского

222Накануне прошлогодних летних каникул сломалась электрогитара, и в нашем бит-квартете факультета будущих журналистов я остался без инструмента. Сначала не придал поломке особого значения.

Лопнула простенькая на вид деталька, копеечная, вроде, проблема. В ремонтных мастерских, однако, за работу не брались, а во все известные мне музыкальные магазины такая запчасть никогда не поступала. Что тут поделаешь, хоть новую гитару покупай! А я к своей привык, да и цены кусаются, даже если стипендию получаешь. Выручил приятель-гитарист, подсказавший координаты знакомого ему умельца.

По указанному адресу в переулок Островский, откровенно говоря, инструмент я понес  без особого энтузиазма. Стоило, однако, увидеть музыкальных дел мастера  Сергея Деменченко, его мастерскую, лекала, чертежи, заготовки, и пессимистический настрой исчез. Стало ясно: тут дело поставлено, как говорится, «по-взрослому».  Кроме того, сам мастер, не знаю даже чем, сразу к себе расположил. 

— Послезавтра  сможешь забрать свое сокровище, — заверил он, — все будет в лучшем виде. Я бы и быстрее сделал, тут всех дел-то  на часок, но вот срочный заказ должен закончить, чтобы не подвести одного хорошего человека.

Гитара для «одного хорошего человека», сработанная мастером из переулка Островский, на вид ничем не отличалась от знаменитых гитар фирмы «Вокс», на которых когда-то играли четверо английских парней из Ливерпуля…

В назначенное время мое «сокровище» было в «полной боевой готовности». За работу Деменченко взял плату символическую  и предложил обращаться, если что еще стрясется. До первой пары занятий оставалось еще много времени, уходить не хотелось, мы разговорились. Сергея беседа вовсе не отвлекала. Он, сверяясь с чертежиком, тут же принялся обрабатывать какую-то  деревянную штуковину… 

Теперь, когда я лучше познакомился со  «Страдивари» из переулка Островского, мне понятно: он вообще без дела никогда не сидит.  Постоянно что-то высчитывает, вычерчивает, вытачивает, собирает, прикручивает. В тот раз, пользуясь случаем, я не смог не поинтересоваться, как выбрал он себе такую, в общем-то, редкую профессию.

— Всё  началось с дворового увлечения бренчанием на гитаре, — улыбнулся Сергей. — В нашем переулке мало кто из ребят этим не переболел в свое время. Набиралась по вечерам большая музицирующая команда. По очереди «рвали струны» на одной-единственной имевшейся тогда дешевенькой акустической гитаре. С четырнадцати лет я начал  мечтать о своей собственной. Родители узнали, предложили на выбор — поездку летом в Ленинград  или приобретение инструмента. Выбрал, разумеется, струны. По возрасту в музыкальную школу идти было поздновато, до самой армейской службы брал уроки игры на классической гитаре у частного учителя…

Вернувшись из армии, Сергей Деменченко с гитарой не расстался. Наоборот, собрался с «силами», приобрел гитару посерьезнее и, конечно же, подороже. Преподавателя себе нашел поавторитетнее, учился у него и классической игре, и импровизации. Перестал быть учеником, стал навещать учителя, чтобы уже просто «для души» на пару исполнить с ним разные  музыкальные композиции. А потом взял  да и окончил с отличием … Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова по специальности художника-оформителя. Рисовать ведь с детства получалось. Такие вот почти неожиданные приключились у Деменченко повороты биографии.

С гитарой, само собой, новая специальность его до конца не разлучила. А вот от классических музыкальных произведений он в конце концов добрался  до… рок-музыки. Начал осваивать электроинструмент, без которого в роке делать просто нечего. Человеком  был уже семейным,  позволить купить себе электрогитару  в то время не мог,  стоила она  очень больших денег.

— Тогда  решил гитару сделать сам, — с улыбкой рассказал Сергей и, словно вспоминая те дни, оглядел свою мастерскую. — Эта территория у меня уже была, как у художника, оставалось трансформировать ее в инструментальную. Довелось тогда  немало пообщаться с гитарными мастерами, скопить информацию, заготовить необходимые материалы: красное дерево, орех. Прочие комплектующие — датчики, электронику уже можно было приобрести в специализированной торговле. И «первый блин» вышел  не комом. Получилось! Принялся сооружать инструменты для себя и для друзей. Так, почти невзначай, начал изготавливать музыкальные инструменты профессионально…

Поначалу семья относилась к  занятию Сергея скептически, что, впрочем, вполне объяснимо. Профессия редкая, рисковая, но он на деле убедил сомневающихся, что ему и такая редкостная профессия по плечу, и  что будет она основным в его жизни занятием. Сегодня у него наработан, испытан и признан музыкантами региона свой собственный модельный ряд гитар. Вовсе не оставлена¸ правда, и живопись. К примеру, на недавно, прошедшей в Краснодаре выставке Сергей Деменченко на суд знатоков представил и свои гитары, и свои полотна. Такие выставки состоялись ранее и в столице Дона, и в северной столице — Санкт-Петербурге.

— Известно, что за двумя зайцами гоняться не стоит, но, если получается и то, и это, почему выбрать я должен только что-то одно?  Как думаешь? – спросил он меня на днях, когда я заглянул к нему в мастерскую «на огонек».

На такой вопрос, признаться,  я не смог дать ответа. Сам не знаю. А вот то, что в переулке Островского живет человек интересный и талантливый, — за это, как говорится, отвечаю!

№19-21 от 29 января 2010 г., НВ.
.