rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

ФЕНОМЕН ГУРВИЧА

3812 июня С.С. Гурвичу исполнилось бы 85 лет. В последние годы жизни Соломона Самуиловича называли не иначе как «старейший журналист Дона». Казалось, в Ростове он жил всегда, знает всех. Казалось... он будет всегда. Потому, может, отдавая должное его знаниям, эрудиции, феноменальной профессиональной памяти, не так пристально, как следовало, вглядывались в него, пытаясь понять феномен Гурвича - человека, ставшего в какой-то период живым символом Ростова. Справедливости ради стоит заметить, что и вниманием он обойдён не был. Тележурналист Л. Суркова в своей программе «Провинциальный салон» отвела цикл передач встречам с Гурвичем. Радийные журналисты Н. Скребов, Н. Мещерякова, Е. Джичоева хранят в своих архивах десятки записей бесед с ним. Немало статей было написано и газетчиками. И всё же... Не стало Гурвича пять лет назад - и будто что-то важное ушло из жизни Ростова. Ушло недосказанным, недопонятым, недодуманным... Остался лишь обширный архив Гурвича - фотографии, письма, книги. Остались легенды, связанные с его жизнью.

39К примеру, о том, как на свадьбе Солиных (Соля - так  в Ростове  за  глаза почти все, включая дочь Ирину и внуков Сергея и Леночку, называли Соломона Гурвича) родителей тамадой был будущий командарм Фрунзе. Как отец его Самуил Гурвич в 1905 году возглавил Совет рабочих депутатов Ростова, сидел больше двух лет в Шлиссельбургской крепости. Что родился в роддоме, который потом был преобразован в Дом писателей. Как двадцатилетним провёл несколько месяцев в тюрьме (сыну «врага народа» инкриминировалось покушение на всенародного старосту Калинина). Как вёл переписку с Раневской, Марецкой, Обручевым, Улановой, дочерью Шаляпина, дружил с Вучетичем, Покрассом. Долгие годы он был одним из самых блистательных журналистов Ростова, работал в редакции областной газеты «Молот».

Журналист Гурвич... Он был настоящим ловцом знаменитостей  -  тех,   кто проезжал,   пролетал, проходил мимо Ростова. Точно азартный   охотник,   не пропускал    ни одну мало-мальски любопытную личность, умело расставляя «силки», затаскивал их на свои  популярнейшие в   Ростове   в   своё время «четверги». За  свою жизнь он   провёл   их более 780.

Через гурвичские четверговые встречи прошли актёры почти всех гастролировавших в Ростове драматических театров, артисты балета, оперы, цирка, эстрады, путешественники, учёные, литераторы. Утёсов, Эсамбаев, Уланова, Хейердал, Андроников... Перечислять можно очень долго... И за каждой такой встречей - своя любопытнейшая история. Гурвич сложил свою неповторимую летопись родного города - «Ростов - глазами тех, кто в нём побывал».

Один из отечественных классиков от политики бросил однажды: «Незаменимых нет!». Но как найти замену Гурвичу в почти полуторамиллионном Ростове? Кто возьмётся с той же неистовостью служить городу, откуда родом? Увы, и отдалённо похожих на Соломона Самуиловича - на Солю - людей в Ростове сегодня нет...

19 июня 2002г., РО.

ПОСЛЕДНЯЯ ЗАМЕТКА ГУРВИЧА НАПИСАНА ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ

40Позавчера открыта мемориальная доска журналисту, краеведу и писателю С.С.  Гурвичу. Она установлена на фасаде дома № 52 на проспекте Ворошиловском, где  Соломон Самуилович прожил с 1948 по 1997 год.

За десятки лет работы в донской печати Гурвичем написаны две тысячи репортажей, полторы тысячи интервью, издано 26 книг и брошюр. Но дело не в количестве публикаций. Работы этого журналиста, многолетнего друга «Вечернего Ростова» - лучший учебник для тех, кто хочет понять суть журналистики как профессии и узнать, каких высот может достичь мастерство репортера.

По этому поводу можно привести пример, о котором рассказал Соломон Самуилович в одном из своих интервью. Случилось так, что он застрял в лифте, но не один, а с известнейшим актером Николаем Черкасовым. Гурвич не растерялся и, пока лифт стоял, записал рассказ Черкасова о себе. Актер потом не раз со смехом вспоминал это «интервью в лифте»!

41Соломону Самуиловичу посчастливилось беседовать со многими замечательными людьми.

В память об этих встречах в его библиотеке хранились книги с дарственными надписями Ольги Книппер-Чеховой, Марфы Шаляпиной, Мариэтты Шагинян и многих других, фотографии, письма, пластинки... Все это осталось, но исчезло главное. Вместе с уходом владельца пропали его уникальное умение общаться с представителями самых различных профессий и возрастов, способность находить даже в банальном на первый взгляд событий интересный поворот, который становился зародышем будущего репортажа. На церемонии открытия доски об этой стороне личности С.С. Гурвича хорошо сказал известный ростовский поэт Даниил Долинский: «Вдохновение, с которым творились его репортажи и интервью, было вдохновением поэта... И хотя здесь написано «старейшему журналисту», я добавил бы и «поэту». Его журналистское творчество было сродни поэзии».

...Во время учебы в Ростовском госуниверситете нам, будущим журналистам, настоятельно рекомендовали читать очерки и статьи мэтров газетного дела. Мы изучали Аграновского, Пескова, Овечкина и так далее. Увы, Соломона Гурвича среди них не было. И по-настоящему сожалеть об этом начинаешь только сейчас…

15 сентября 2000г., ВР.

НЕ СТАЛО СТАРЕЙШЕГО ЖУРНАЛИСТА

42Вчера хоронили С.С. Гурвича - старейшего журналиста Дона, человека энциклопедических знаний, огромной культуры.

Правы, наверное, те, кто утверждает: каждый человек - это космос, со смертью его рушатся миры... С уходом Соломона Самуиловича из жизни что-то неуловимое изменилось и в нашем городе - в Ростове. Он унес с собою, перевернув навсегда, одну из страниц истории. Трагической, потому что судьбу его не обошел ужас 1937 года, но и счастливой - ведь он на протяжении более 60 лет отслеживал в своих журналистских репортажах все, что имело отношение к культуре Дона. На знаменитые «четверги» Гурвича (на которые приглашались все приезжавшие в наш город известные в стране люди и которых он провел более восьмисот) мечтала попасть вся интеллигенция города.

Умер Гурвич... Горько... Но есть и некий знак справедливости в том, что его хоронили, как он и мечтал, рядом с его матерью, в еврейской части Братского кладбища.

27 лет оно было закрыто. На днях в «Вечернем Ростове» была опубликована заметка о том, что кладбище будут открывать для подзахоронений. И есть некий печальный символ в том, что именно Гурвичу, старейшему журналисту города, суждено было вновь открыть дорогу к этому месту вечного упокоения.

...12 сентября по телефону он мне пожелал спокойной ночи. Через несколько часов, в 5 утра, его не стало.

15 сентября 1997г. ВР.

 

КАК БЫЛО ИСПОЛНЕНО ПРЕДСМЕРТНОЕ ЖЕЛАНИЕ

Конечно же, мы, члены семьи журналиста С.С. Гурвича (его жена, дочь, зять, внуки), не раз от него слышали о том, что он хотел бы быть похороненным рядом со своей матерью, известным в прошлом Ростова гинекологом Т.С. Самсонович-Гурвич, на еврейском кладбище Ростова. Ведь место захоронения его отца - одного из первых ростовских революционеров - неизвестно (он был расстрелян в 1937 году). Но знали мы также, что эта его по-человечески понятная мечта невыполнима. Прошло более 27 лет с тех пор, как по решению тогдашних властей города прекратили производить захоронения на старых ростовских кладбищах (включая и еврейское).

За несколько дней до кончины С.С. Гурвича в «Вечернем Ростове» прошла информация о том, что кладбища эти вскоре должны открыться для проведения родственных подзахоронений. Постановление было подписано мэром Ростова М.А. Чернышевым 28 августа. Согласно ему в месячный срок рекомендовалось подготовить необходимую документацию для введения его в действие. То есть - к 28 сентября.

Соломон Самуилович умер 13 сентября. Потому у нас - членов его семьи - не было никакой надежды на то, что удастся выполнить одно из его предсмертных желаний.

В субботу (в день смерти) мы принялись хлопотать о месте на Северном кладбище. Подготовили там уже могилу...

О нашем горе узнал заместитель председателя областного отделения Всероссийского общества охраны памятников архитектуры и культуры А.0. Кожин. Было это под вечер, когда ничего конкретного предпринять уже нельзя было. Все решилось на следующий день...

Мы благодарны Александру Олеговичу за то, что он в выходной день дозвонился до заместителя мэра Ю.Г. Андриади по его домашнему телефону.

Мы благодарим Юрия Георгиевича за то, что он своим устным распоряжением дал команду: открыть РАНЬШЕ СРОКА еврейское кладбище Ростова для подзахоронения.

Мы благодарны директору комбината специализированных коммунальных услуг И.Б. Мордуховичу - за то, что он принял это указание к сведению, выполнил со своими работниками к назначенному для похорон часу все необходимое: на месте распилили ограду, сняли старую надгробную плиту, вырыли могилу...

Нам тяжело сегодня без Соломона Самуиловича. Дом будто опустел. Но, вместе с тем, греет нас мысль о том, что город, который Гурвич так любил и знал, не забыл его в этот грустный час.

          Семья С.С. ГУРВИЧА.
25 сентября 1997г.
.