ЭТО - ЛЕТОПИСЬ? ЭТО СВЕТОПИСЬ!
Как уже сообщал "Вечерний Ростов», в областном музее краеведения открылась выставка, для которой ее автор - ростовский фотохудожник К.Г. Пашиньян - придумал необычное название: «Светопись».
- Ну почему же необычное? Скорее - непривычное. Это слово из категории «хорошо забытых старых», - поправил меня Карп Григорьевич. - «Светопись» - так раньше именовалось искусство фотографии. Признаться, оно мне более по душе, больше подходит моему пониманию того, чем занимаюсь вот уже не один десяток лет...
Нынешняя выставка - шестая персональная в творчестве Пашиньяна. Однако выставляясь раньше и за рубежом, и в отечественных столицах, художник лишь во второй раз представил свои работы землякам. Как и прошлогоднюю свою ростовскую экспозицию (тогда она называлась «Облики и лики» и проводилась в Ростовском областном музее изобразительных искусств), нынешнюю он также посвятил памяти отца – Г.Н. Пашиньяна На выставке висит его фотопортрет, выполненный сыном.
- А кто он был? - спросила я у художника
- Человек,- ответил Карп Григорьевич. И, посмотрев точно таким, как и у его отца на фотографии, взглядом, добавил: - Очень хороший человек. Труженик.
Труженик… Наверное теми же словами можно охарактеризовать и самого фотохудожника. Последние годы все свое рабочее время (кроме, разумеется, часов, отводимых на преподавание в Ростовском художественном училище имени М. Грекова) Карп Пашиньян отдает съемкам экспонатов ростовских областных музеев.
Этих музеев в области нашей немного. Но ведь и не мало - двадцать восемь! И почти в каждом фотохудожник уловил, разглядел что-то свое - сугубо индивидуальное. То, что отличает его от тысяч и тысяч других музеев мира.
Раздорский этнографический музей-заповедник - это природа степная, раздольная. Музей истории города Аксая - это пушкинская старина. Новочеркасский музей истории донского казачества - это вещественные доказательства героики донского казачества.
Каждой вещи, запечатленной на фотографиях Пашиньяна, придана едва ли не философская глубина и многозначительность. Начиная от эфеса сабли, принадлежащей некогда императору Александру I и подаренной его сыном Николаем I донскому казачеству в память об участии в войне 1812 года, - до старинных весов из бакалейной лавки, на которых в прошлом взвешивали так называемые «колониальные товары» (чай, сахар...).
Всматриваясь в его фотоснимки, невольно ловишь себя на мысли: «Наверное, в предметы, нас окружающие, действительно переходит частичка души их прошлых хозяев! Поэтому все старинное кажется таким неповторимым».
Музеям Дона и их экспонатам отнюдь не случайно отведена значительная часть в нынешней выставке Пашиньяна. Последние два года он вместе с группой ростовчан-единомышленников целенаправленно занимается сбором материалов для будущего альбома «Серебряная подкова Дона».
Это будет подарочное издание. Выпустив его, предполагается решить две задачи. Первая - рассказать миру о тех музейных раритетах, которыми обладают и по праву гордятся музеи Дона. Вторая - дать понять мировой культурной общественности, что сокровища земли донской могут быть поводом для туристических паломничеств в наши края.
Ведь, если прочертить на карте траекторию маршрута, по которому можно объездить музеи области, то получится... подкова. И если есть уже известный туристический маршрут, именуемый «Золотое кольцо», то почему бы не быть «Серебряной подкове»?
В альбом войдет лишь малая часть того, что Карп Григорьевич отснял за последние годы, работая в музеях Дона...
И все эти снимки таковы, что, рассматривая их, невозможно не согласиться со словами заслуженного художника России С.С. Скопцова:
- Вот уже почти сто лет в среде искусствоведов не утихают споры относительно фотографии. Все дискутируют: «Искусство это или нет?» Думаю, давно надо бы их прекратить... К примеру, в фотоработах Карпа я вижу искусство!
Добавить к этому высказыванию патриарха ростовской художественной школы, носителя старых живописных традиций нечего....
На снимках: фотоработы К.Г. Пашиньяна из альбома «Серебряная подкова Дона».
15 апреля 1998г. ВР.
|