rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

РОСТОВ: ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

14В уходящем году вышла в свет довольно примечательная книга рос­товского краеведа и журналиста Ген­надия Беленького. Называется она «Ростов-на-Дону. Город у тихого Дона». ЭТО - ВЗГЛЯД автора на историю сто­лицы Дона. Г. Беленький был во многих городах страны. Этим летом, например, он совершил путешествие по маршруту Архангельск-Мурманск-Санкт-Петер­бург-Москва. Но самым любимым для него остался Ростов-на-Дону. Уже в пре­дисловии находим: «Более миллиона россиян с гордостью называют себя рос­товчанами... И готовы до хрипоты спо­рить - даже в Москве и Санкт-Петер­бурге - о том, что Ростов вполне сопос­тавим с главными российскими столи­цами...» Читателю книги вместе с ее ав­тором тоже доведется испытать восхище­ние и гордость за Ростов. Такого другого города ведь нет...

Беленький о Ростове знает все. Или по­чти все. Он иногда просто гуляет по ули­цам и, прогуливаясь вместе с ним, можно почерпнуть для себя массу нового, полез­ного. Знаете, к примеру, где размещалась первая железнодорожная станция Ростова? Откройте страницу 45 книги и следуйте указаниям: «..спуститесь к Дону, по правому пандусу Богатяновского спуска. Сле­ва от вас, за защитным барьером, будет довольно красивое двухэтажное здание, где ныне размещаются учреждения, связанные с речным транспортом, в частно­сти, служба капитана Ростовского порта. Вот этот дом и был административным зданием первой железнодорожной станции Ростова»... Первые поезда приходили в Ростов из Новочеркасска, и останавлива­лись на месте набережной, в районе Богатяновского спуска. Первый раз паровоз­ный гудок услышали в Ростове 1 февраля 1868 года. А знаете, когда в город при­был первый теплоход? В 1839 году судно «Митридат» привезло в Ростов на гаст­роли артистов таганрогской театральной труппы.

Многие интересные даты собраны в книге и приведены под рубрикой «Лето­пись важнейших событий» (от 1749 года - по наше время) в ее конце. Там также можно найти полезный перечень извест­ных людей, живших и работавших в Рос­тове, а также перечень старых и новых названий улиц и площадей.

Добавим, что книгу «Ростов. Город у тихого Дона» украсили фотоработы Ми­хаила Павлова - виды города дополнили рассказ о Ростове.

Книга будет полезна многим. Ее еще можно приобрести в магазинах и на книж­ных развалах Ростова и области.

28 декабря 2005г., НВ.

Дункан и «Дунечка»

66Об этом мало кто знает. Узнав, удивляются: «Неужели?» Но это было: в Ростове дважды выступала овеянная мировой славой Айседора Дункан. Более того, есть версия, что и неофициальное название одного из ростовских учреждений культуры — «Дунькин клуб» — не что иное, как эхо тех далеких событий.

Но как же встречал Ростов легендарную босоножку? Рассказать об этом мы попросили журналиста и краеведа Геннадия Беленького, одного из авторов книги «Культура южной столицы», в которой не забыта и Дункан.

— Геннадий Леонидович, у донской публики дореволюционных лет характер был непрост, магия имени гастролера порой на нее совершенно не воздействовала. Кажется, даже наоборот: «А мы еще посмотрим, какой ты кумир», — с таким настроением, бывало, встречали наши артистов, вознесенных до небес столичной прессой. Шаляпина вот не поняли — досталось ему от донских критиков… А как было с Дункан? Ее сразу оценили?

— Нет. Впервые Айседора Дункан приехала в Ростов с гастролями в мае 1908 года. Наверняка хотя бы часть публики читала о том, как, разрушая каноны, Дункан танцует босиком, в непривычных широких и тонких одеждах, но принять эти новации она оказалась не готова. «Приазовский край» после ее спектак¬ля на музыку немецкого классика Глюка «Ифигения в Авлиде» обозначил ситуацию так: «Знаменитая босоножка фурора у нас не произвела. Многие попросту ничего не поняли в тех пластических иллюстрациях, какие давала танцовщица к музыке глюковской «Ифигении».

Правда, когда через два дня она вышла на сцену уже с другой программой — «Идиллические танцы», публика приняла ее теплее.

— И в следующий вечер…

— Он наступил не скоро — через 16 лет. По окончании же первых ее гастролей один из критиков предположил, что, если Дункан суждено выступать в Ростове вновь, ей будет сопутствовать «осязательный успех».

Слова оказались пророческими. При том, что этот человек, конечно, и представить себе не мог, что к следующему ее визиту это будет уже совсем другая Россия, другой Дон, другая публика.

Вторые гастроли Айседоры Дункан в Ростове пришлись на скорбные для страны дни: умер Ленин.

Во время прощания с вождем Айседора Дункан была в Москве, и ее потрясло зрелище огромных рыдающих толп. Свои чувства она выразила в танце.

10 февраля 1924 года перед публикой, собравшейся в Мраморном зале клуба ВСАСОТРа (Всероссийской ассоциации советских и торговых работников) — ныне это Дом офицеров, — предстало что-то невиданное прежде и просто немыслимое: хореографические композиции Айседоры Дункан на музыку… похоронных маршей.

Потом она исполнила танцы на музыку известных революционных песен. Когда же в финале программы Айседора вышла на сцену в алом шелковом хитоне, чтобы показать свой последний танец, и раздались звуки «Интернационала», весь зал встал и запел. Ей устроили овацию.

— А откуда та версия, что от имени Дункан происходит народное название советского Дома работников службы быта «Дунькин клуб» (ныне там, по ул. Темерницкой, 45, располагается Ростовский муниципальный Дом творчества)?

— Это только одна из версий. Она возникла из следующих соображений. Известно, что в 10-е годы прошлого века в Ростове существовал кружок пластического танца «Босоножки». Он объединял девушек, увлеченных идеями Айседоры Дункан. Но где находился этот кружок? Мы с моим соавтором — краеведом Николаем Николаевичем Редьковым — не исключаем того, что в период Гражданской войны, да и после нее, занятия кружка проходили в здании, известном до революции как особняк купца Антимонова, а после — как клубное учреждение.

Если предположение верно, то от кружка последовательниц Айседоры Дункан до названия «Дунькин клуб» расстояние невелико.

Работая в архивах, Николай Редьков выяснил, что, начиная с 1927 г., Ростов неоднократно посещали артисты балетной студии, которой руководила приемная дочь Айседоры Дункан Ирма. Ирма тоже носила фамилию Дункан. Вот вам почва для еще одной версии, тем более что студийцы Ирмы вполне могли быть гостями той творческой ростовской молодежи, которая собиралась в будущем «Дунькином клубе».

А последователи идей Айседоры Дункан есть в Ростове и сегодня. Их танцевальный коллектив носит имя великой танцовщицы, его называют лицом одного из известных российских кинофорумов. Но об этом — в следующий раз.

№232-234 от 17 июля 2009 г., НВ.
.