ПЕДАГОГИ ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРАЗДНИК УЖЕ В 35-й РАЗ
СЕГОДНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Сегодня (05.10.2000г) у учителей - круглая дата: они отмечают свой профессиональный праздник в 35-й раз.
В России День учителя отмечался с 1965 года в первое воскресенье октября. Многие родители и ученики до сих пор путаются в датах и считают, что нужно поздравлять по старинке. Между тем вот уже шесть лет, в соответствии с Указом бывшего Президента России Б. Ельцина, поздравлять российских учителей положено 5 октября - тогда, когда по решению ЮНЕСКО их поздравляет весь мир.
Двести школьных лет
Пятого октября в нашей стране празднуется День учителя. Эта профессия неразрывно связана со школой. Институт среднего образования в привычном нам понимании появился в России два века назад. В царствование Александра начала создаваться система государственного образования. В 1803 году было издано положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословных учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ.
Следующей заметной реформой образования стало появление земских школ или училищ в конце XIXвека. Но ни на статусе учителя, как человека уважаемого, ни на его доходах это событие не отразилось: просто финансирование этих учебных заведений стало вестись не из государственной казны, а из «местных бюджетов». В те времена учитель был состоятельным человеком. Его зарплата доходила до 20 тыс. руб. в год: эта сумма равнялась почти третигодового дохода со среднего помещичьего имения. А еще каждый учитель обеспечивался казенной квартирой. Кроме того, учитель пользовался огромным авторитетом. Это уважение распространялось не только на городских, но и на сельских учителей. Если в деревне крестьяне могли скептически отнестись к мнению помещика, то к мнению учителя - никогда. Вообще учитель в России всегда активно участвовал в общественной жизни, а потому нередко оказывался перед трудным выбором. Так, в 1880-х годах по всей стране учащиеся создают кружки, в которых требуют изменить систему образования. Этот протест был вызван тем, что среднее образование в царской России было профильным. Гимназисты не могли получить после гимназии высшее техническое образование, а ученики реальных училищ поступать в университеты на гуманитарные специальности. Педагогический мир был расколот на два лагеря: одни учителя считали кружки вредными и старались разоблачать их участников, другие - покрывали учеников. Педагоги, будучи представителями разночинного класса, в большей своей массе поддерживали идею смены государственного строя. Но все революции в первую очередь бьют по своим «творцам». Не стал исключением и переворот 1917 года, нанесший сильный удар по школьному образованию. Во время Гражданской войны и в первые годы Советской власти финансирование школ сократилось почти до нуля. Однако советское правительство уже к середине 1920-х годов исправило ситуацию, и в школу стали возвращаться педагоги. От своих дореволюционных коллег они отличались только уровнем зарплаты, однако престиж профессии остался прежним. Самое интересное, что вплоть до начала Второй мировой войны профессия учителя считалась преимущественно мужской. Ситуацию изменила всеобщая мобилизация. Пока мужчины защищали Родину, школа приобретала привычное нам женское лицо. За последние двести лет российский учитель сильно изменился - лишился принадлежности к среднему классу, профессия «педагог» стала женской. Но осталась прежняя радость педагогического творчества. Радость, которую испытывает учитель, открывая в ребенке Человека, а ребенок в учителе - Личность. Ведь творческую личность ученика может сформировать только творческая личность учителя.
3 октября 2003г., Молот.
|