rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Неутраченный Ростов

Содержание материала

НЕУТРАЧЕННЫЙ РОСТОВ

 
71
Ростовские извозчики недолюбливали конкурентов-трамвайщиков. 
Сейчас только ленивый не ругает коммунальные службы и транспортников, зимняя непогода лишь усиливает возмущенный ропот горожан. А как дела с благоустройством обстояли в Ростове столетней давности?
Оказывается, нынешние беды достались нам по наследству.
Примечательно, что газ, воду и свет в массы несли не ростовские «левши», а иностранцы. Все новинки приживались по большей части только на центральных улицах. Особенно везло Большой Садовой, в то время как окраины утопали в темени и ямах. Долгое время даже на Пушкинской была непролазная грязь: улицу проложили на месте бывшей крепости, неровности засыпали навозом, и после дождя здесь разливалось зловонное «море». О современности проблем столетней давности трудно спорить... КОММУНАЛКА Пока город не очень разросся, воду черпали из Богатяновского источника, который Петр I, по преданию, назвал «Богатым колодцем». Водовозам приходилось поднимать ценный груз отсюда в город по разбитым улочкам, в день по Богатяновскому спуску проезжало до 500 бочек. К чести Ростова, он стал одним из первых российских городов, где появилась система центрального водоснабжения. Правда, начальная попытка была не совсем удачной. Построенная здесь в 1853 году насосная станция вместо плановых 50 тысяч ведер в сутки давала всего 200.
Новый, «правильный», водовод сделали французы. Он тоже качал влагу из Богатяновского источника, но за сутки объем доходил до 600 тысяч ведер. Вода шла по чугунным трубам, длина которых к 1914 году доходила до 80 километров. С жесткостью ростовской воды никто не боролся, а вот во избежание отравлений работала спецлаборатория. АЛЛО Договор об устройстве в Ростове телефона на 20 лет заключил петербургский представитель германской фирмы Зигеля. Это было весьма доходное дело, на котором немцы легко зарабатывали сто тысяч рублей в год. Обзавестись новинкой стоило очень дорого: за один аппарат с ростовчанина просили 125 рублей в год. Поэтому в начале прошлого века в городе едва набиралась тысяча абонентов, которых обслуживали 18 телефонных барышень. В месяц они зарабатывали по 30 рублей. Когда срок контракта с немцами истек, управляющим телефонной станции стал некий Василий Пономарев, при котором абонплата упала до 75 рублей в год, а надземная проводка сменилась подземной. Телефонисткам прибавили зарплату и переселили в более удобное помещение на Большой Садовой. ВЕЩИ ВЕКА Поначалу ростовские улицы освещались керосиновыми, а позже газовыми фонарями, и только в 90-х годах позапрошлого века городские деятели заговорили об электричестве. Занялась этим иностранная фирма «Феттер и Гинкель», заключившая договор на 25 лет. Согласно ему, коммерсанты построили электростанцию за зданием мэрии на Семашко, бесплатно поставили на Большой Садовой 40 фонарей и потому имели право брать с пользователей по 40 копеек за кВт/ч. Пять лет электричество было только на Большой Садовой, спустя 8 лет появилось на части Пушкинской улицы, причем фонари гасли в час ночи. Фирма была монополистом и задирала цены. Одну лампочку ставили за 20 рублей, но когда спрос поутих, пришлось снизить до семи. К началу 1908 года 800 абонентов электростанции «съедали» всего 2 100 киловатт. Тогда-то у иностранцев и появился конкурент - инженер Смирнов, бравший всего 28 копеек за кВт/ч. Так что к 1910 году в Ростове горело уже 47 тысяч электролампочек и 600 уличных фонарей! С ВЕТЕРКОМ  
72
Электрические фонари появились в Ростове благодаря иностранцам. 
Зная о хорошей доходности транспорта, конку в Ростове устроили немцы и бельгийцы. Вагончик с парой коней и кондуктором ходил по трем линиям: на Садовой, Буденновском и на Богатяновке. От ж/д вокзала до Нахичевани он ехал час с тремя пересадками, за место едва ли не приходилось драться. При этом билет стоил 3 - 5 копеек, а за 15 копеек можно было взять извозчика и доехать вдвое быстрее. Так что спустя 15 лет иностранцам пришлось электрифицировать свою конку.
Трамвай в Ростове появился раньше, чем в Петербурге.
Пробный «электропоезд» прошел по Садовой, а в январе 1902 года трамваи уже ходили по Буденновскому, на вокзал и Новое поселение. Первый вагончик был маленьким, за что горожане прозвали его «коробочка». Только через 12 лет появились вместительные отечественные вагоны, заслужившие название «крейсер». Ежегодные перевозки к 1916 году достигли почти 38 миллионов человек, каждый день пассажирами трамвая становились более 100 тысяч горожан - каждый второй. Извозчики негодовали и были счастливы, только когда рельсы заносило снегом.
Автомобиль же сто лет назад за конкурента не считали. Он появился в Ростове одновременно с трамваем и ездил со скоростью 40 км/ч. Это была машина, купленная в Германии ростовской торговой фирмой. И только спустя четыре года встал вопрос о правилах движения. Дебаты по этому поводу в городской Думе продолжались до 1907 года, когда в Ростове было всего 6 автомобилей. В итоге с владельцев стали брать по 5 рублей в год налога и разрешили ездить не быстрее 12 километров в час, чтобы не пугать лошадей. О правилах для велосипедистов думцы тоже позаботились. Хотя табачный фабрикант Асмолов всячески поддерживал двухколесное движение и даже построил циклодром для соревнований на месте нынешнего парка 1 Мая, чудиков недолюбливали. Над велосипедистами смеялись из-за нелепых трико и возмущались, что «карьеру можно сделать ногами». БЛАГОДЕТЕЛИ Примечательно, что практически все новшества и строительный бум в Ростове начала 20 века связывают с именем городского головы Андрея Байкова. Родом из дворян Петербургской губернии, после переезда в Ростов он в 1863 году был избран «мэром». Благодаря природной энергичности за благоустройство новой родины он взялся основательно: провел канализацию, водопровод, поспособствовал созданию биржи, банков, музея, школ, библиотек. При Байкове через Генеральную балку проложили мост, а потом и вовсе избавились от этого глубокого оврага, Большая Садовая соединилась с Нахичеванью.
На все эти благодеяния Ростов ответил жестко. По ложному доносу против Байкова возбудили уголовное дело. Растрату городского полукопеечного сбора так и не доказали, но после перенесенного потрясения «мэр» заболел, пытался лечиться и умер. Похоронили Байкова за счет городских средств, но вдове пенсии не дали. Только назвали его именем улицу в рабочем поселке Темерник. БЫЛОЕ 1865 - заработал водопровод
1886 - появился телефон
1887 - началось движение конки по рельсам
1896 - загорелось электрическое освещение
1901 - прошел первый электрический трамвай
11 февраля 2005г., КП.
.