В ОГНЕННОМ АДУ У ВОЛГИ ОНИ ДЕЛАЛИ СВОЕ СОЛДАТСКОЕ ДЕЛО
55 ЛЕТ НАЗАД (2 ФЕВРАЛЯ 1943 ГОДА) СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА ОДЕРЖАЛИ ПОБЕДУ В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ
Казалось бы, о сражении на берегах Волги мы знаем все. Сталинградской битве посвящены книги, кинофильмы... Но встречи с участниками тех событий добавляют в эту огромную, величественную картину новые оттенки, и монументальное полотно становится окном, распахнутым в прошлое.
Накануне 55-й годовщины победы на Волге в редакцию «Вечернего Ростова» пришли четверо пожилых ростовчан. Они сражались под Сталинградом с первого до последнего дня. Солдатская судьба каждого - готовый сюжет для романа.
Сергей Григорьевич БОРОДКИН в 1943 году старшина первой статьи, член экипажа катера из Волжской военной флотилии:
«САМОЕ СТРАШНОЕ БЫЛО РАБОТАТЬ НА ГОРЯЩЕЙ ВОЛГЕ».
Это Сергей Григорьевич назвал работой - перевозить с левого берега Волги на правый пополнение для 62-й армии, боеприпасы и продовольствие. Обратно моряки переправляли раненых.
Фашисты делали все, чтобы уничтожить переправы: минировали с воздуха фарватер реки, обстреливали прямой наводкой буксиры с баржами из всех видов орудий, нещадно бомбили... А ребята работали днем и ночью - до самого ледостава.
- На северной окраине Сталинграда стояли огромные емкости снефтью, - вспоминает Бородкин. - Немец их не бомбил вначале (наверное, хотел захватить и использовать). Когда убедился, что нефть эту ему не видать, нанес по емкостям бомбовый удар. И загорелась Волга...
Трудно сейчас представить, что творилось у правого берега реки, когда пошел по воде пылающий вал. Сгорели все причалы, к которым подходили под разгрузку катера, баржи и пароходы. Но моряки Волжской флотилии продолжали работать! Весь груз они переносили по мелководью на себе, потом волокли на свои суденышки носилки с ранеными. Кто мог ходить, тех спускали в трюм, лежачих укладывали на палубе и закрывали мокрыми плащ-палатками (единственное спасение от огня!).
- Нам старший лейтенант Иван Лымарь приказывал укрыться в кубрике катера и задраить за собой люки. Сам командир вставал к штурвалу и вел катер с баржей к левому берегу - через пламя и дым. Вот так мы ивоевали... - сказал Сергей Григорьевич.
Остается добавить, что моряки военной флотилии совершили за время Сталинградской битвы 35400 рейсов через Волгу. Они перевезли на правый берег 120 тысяч бойцов и свыше 13 тысяч тонн грузов.
Борис Христофорович КРИСТОСТУРОВ в то время старший лейтенант, заместитель командира 4-го батальона 92-й отдельной бригады:
«ВРАГ НАЗЫВАЛ НАС «ЧЕРНЫМИ ДЬЯВОЛАМИ», ПОТОМУ ЧТО БОЯЛСЯ МОРСКУЮ ПЕХОТУ КАК ОГНЯ».
Высота 102 - знаменитый на весь мир Мамаев Курган. Сейчас на его вершине Родина-Мать с мечом в руке зовет всех нас на подвиг. А тогда, хмурым ноябрьским утром, морские пехотинцы отходили на кургане от жестокого ночного боя. Еще не выветрился из воронок едкий чесночный запах сгоревшего тротила... Еще не похоронены боевые друзья, погибшие в атаке... Еще кое-где гремят на склонах автоматные очереди - штурмовые группы добивают остатки гарнизонов вражеских дзотов... Но главное сделано - взята господствующая над Сталинградом высота, с которой немцы простреливали весь центр города.
...В отбитом у врага блиндаже 28-летний старший лейтенант Борис Кристостуров размышлял над тем, что сообщить в штаб бригады о событиях минувшей ночи. Может быть, стоит написать о героях из взвода Перевертойло? Дрогни они, когда фрицы целой ротой контратаковали, - все бы тут полегли и высоту не взяли. А ребята заорали «Полундра!» да как вдарили! На плечах у противника ворвались в окопы идва дзота гранатами забросали.
Или, может, сообщить комбригу о подвиге сержанта Макаренко? Один шестерых одолел в штыковой...
Офицер вспомнил, как сам чуть не погиб. Рота, в которой он заменил раненого командира, ушла вперед, старший лейтенант с двумя бойцами приотстали. И вдруг совсем рядом - немецкая речь! Фашисты бежали во весь рост, обходя роту с тыла.
Сколько врагов пришлось на каждого - выяснилось только на рассвете. Пятьдесят солдат в мышиного цвета шинелях остались лежать на снегу, посеченные осколками ручных гранат.
Боевое донесение получилось коротким - несколько карандашных строк на обрывке бумаги: "Командиру 92-й отдельной бригады. В течение ночи 25 ноября какая задача была поставлена, она выполнена с честью — полностью взята высота 102. На южном и северном скатах при этом уничтожены 17 дзотов. Убито много солдат и офицеров противника (количество подсчитывается). Зам. командира 4-го батальона Кристостуров».
- И все же, почему фашисты «черными дьяволами» вас величали? - спросил я Бориса Христофоровича.
- Боялись они морскую пехоту как огня, потому так и называли, - ответил Кристостуров. - Мне, пехотному командиру," выпало командовать величайшего мужества воинами... Этот вот орден Красного Знамени за Мамаев Курган - их награда тоже.
Анатолий Савельевич ДАВЫДОВ - командир танковой роты 39-й танковойбригады:
«ДЛЯ НАС СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА НАЧАЛАСЬ 26 ИЮЛЯ ПОД ГОРОДОМ КАЛАЧ - У ДОНА».
Встречный танковый бой - это как две грозовые тучи, которые сошлись на небе... В вечерних сумерках лейтенант Давыдов разглядел в свой командирский прибор наблюдения силуэты угловатых Т— III.Танки противника шли от Дона. И заработали орудия - трассы снарядов прошивали пространство над степью, оставляя на вражеской броне смертельные метки...
- Бои приняли ожесточенный характер 27 и 28 июля. Свою задачу бригада выполнила - передовые отряды 6-й армии Паулюса мы сбросили в Дон, захватили их переправу, перешли на правый берег и столкнулись с основными силами противника, - сказал полковник в отставке Давыдов. - Прежде всего старались выбить вражеские самоходки «Артштурм» - они нам больше всего доставляли неприятностей.
В атаки они ходили по 4 - 5 раз за день. Из 65 танков Т-34 к 30 июля в строю бригады остались только 15 машин.
Но Сталинградский тракторный завод работал - 39-я получила танки прямо с его конвейера и встала в оборону неподалеку от Бекетовки.
- Немцы на нашем участке пытались прорваться к Волге. Бои там были жесточайшие. В один из дней группа вражеских танков ударила по позициям пехоты. Мне приказали их контратаковать. Четыре Т-34 и один легкий Т-60 против целой армады! Но ничего, справились – сожгли семь их машин. Меня за тот бой впервые наградили - орденом Красной Звезды.
В составе войск 23-го танкового корпуса 39-я участвовала в контрнаступлении под Сталинградом. Вот тогда-то, может быть, Анатолий Савельевич спас моего отца. Младший лейтенант Алексей Горявин служил в то время в танковой бригаде 24-го корпуса, который совершил рейд под станицу Тацинскую и захватил там вражеский аэродром.
- Мы только взяли Каменск, как вдруг поступил приказ - двигаться к Тацинской и помочь 24-му корпусу выйти из окружения. Были уже совсем рядом, оттянули на себя часть сил противника, и корпус генерала Баданова пробился к своим... - подвел итог разговора Давыдов.
Замешкайся тогда танкисты на несколько часов, эти строки написал бы кто-то другой. Судьбы тысяч ныне живущих начались, благодаря их мужеству и ратному умению...
Борис Миронович РИВКИН - Герой Советского Союза, командир эскадрильи 220-й истребительной авиационной дивизии:
«НА ИХ «ТУЗЫ ПИК» МЫ СВОИ «КОЗЫРИ» НАХОДИЛИ
По словам генерал-майора в отставке Ривкина, в начальный период Сталинградской битвы нашим авиаторам приходилось несладко. В эскадрильи, которой он командовал, около половины летчиков не имели боевого опыта. Поэтому потери были большими.
- Но ребята очень хотели летать и сбивать, - заметил Борис Миронович. - В качестве примера расскажу об одном из своих подчиненных...
Однажды вечером (дело было в октябре 1942-го) комэск проводил разбор полетов.
- Батя, научите, как надо сбивать тараном? - спросил вдруг Ривкина молодой летчик сержант Илья Чумбарев.
Тот замешкался (самому таранить не доводилось), однако на то и командир, чтобы учить! Вот и рассказал офицер, что, например, знаменитую фрицевскую «раму (самолет-разведчик «Фокке-Вульф-189» надо таранить не всей машиной, а винтом или крылом и наносить удар по балке - самому слабому месту...
Утром следующего дня эскадрилья Ривкина вылетела на перехват вражеских воздушных разведчиков, которые пытались засечь скопления наших войск (сталинградцы готовились к контрнаступлению). Отработав по своей цели, комэск, возвращаясь на аэродром, разглядел неподалеку от взлетной полосы ЯК-1 с погнутым винтом и пробитой плоскостью. «Наверное, кто-то из наших зацепил столб при посадке», - решил Ривкин.
Зарулив в капонир, он отдал самолет в руки механиков и направился на КП. По пути встретил троих летчиков. Был среди них сержант Чумбарев - с перевязанной головой.
- Товарищ командир, - начал он и... заплакал.
Кое-как успокоив Илью, старший лейтенант узнал, что тот протаранил «раму»!
Вечером Ривкину приказали прибыть вместе с героем дня в расположение полка. Там их ждали в строю авиаторы, рядом прогуливался начальник политотдела воздушной армии. Расцеловал генерал Илью и вручил тому орден Красного Знамени, который свинтил со своей гимнастерки.
Оказывается, воздушный таран Чумбарев совершил над Малой Ивановкой, где находился штаб фронта. А в то время в штаб наведался генерал армии Г.К. Жуков - на его глазах это и произошло... Приказал Георгий Константинович найти летчика да по достоинству наградить (Чумбареву в придачу к ордену звание «лейтенант» присвоили).
- Вот так мои орлы опыт приобретали, - добавил Борис Миронович. – Сбивать противника научились, хотя встречаться нам в воздухе приходилось с лучшими немецкими летчиками. Об их асах из эскадрильи «Туз пик» слышали? Воевали здорово! Но и я однажды такого обхитрил. Сопровождали мы штурмовики – на предельно малой высоте. Чутье, наверное, сработало - самолет резко повернул, а «туз» на хвосте сидит!
Нас больше было - зажали все-таки аса и «завалили».
Звания Героя Советского Союза Борис Миронович удостоен за 17 сбитых в небе над Волгой самолетов противника (лично и в составе группы). У него была счастливая и долгая летная биография - за годы службы освоил 44 типа самолетов, летал и на современных реактивных. В запас ушел с должности заместителя командующего авиацией Северо-Кавказского военного округа.
Четыре рассказа о Сталинградской битве, какой она виделась из солдатского окопа, с мостика катера, через приборы наблюдения танка, из кабины боевого истребителя... Пылающее прошлое нашей Отчизны предстало перед нами, каким было на самом деле - без идеологического глянца. И чем дальше «сороковые-пороховые» уходят в историю, тем больше молодым нужна вся правда о войне. Кто знает, что ждет юность России в будущем... А наши старики в том аду у Волги все-таки выстояли!
2 февраля 1998г., «Вечерний Ростов».
|