РОСТОВСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС - НЕСТАРЕЮЩИЙ ВЕТЕРАН
Тогда появление нового вида городского транспорта стало важнейшим событием в жизни Ростова. Только Москва (в 1933-м) и Киев (в 1935-м) пустили свои троллейбусы раньше ростовчан.
Монтаж линии «бесшумного трамвая», как тогда назвали троллейбус ростовские журналисты, был для горожан делом чести и, можно сказать, престижа: очень хотелось пустить его раньше, чем в Ленинграде, где только готовились к такому событию
И это удалось. Правда, ростовчане слегка «схитрили» и пустили поначалу троллейбус не по всей линии (от Сельмаша до железнодорожного вокзала), а от Театральной площади до Сельмаша. (На улице Энгельса монтажные и асфальтировочные работы в то время еще продолжались.)
...Итак, 18 июня 1936 года. Со стороны первого депо (того самого, на 20-й линии) к Театральной площади подкатывают первые, новенькие, совсем еще непривычные машины с «рогами». Кстати, первые восемь ростовских троллейбусов были сделаны в Киеве, на заводе имени Домбаля. Это была модификация московских троллейбусов ЛК, что означало «Лазарь Каганович».
В середине солнечного дня на конечной остановке, устроенной возле здания управления С.-К. ж.д., собрались сотни горожан. Как водится, был короткий митинг, поздравления - и первые пассажиры (а это, тоже по хорошей традиции, были строители и монтажники линии) отправились на Сельмаш. А следующими машинами поехали уже обычные пассажиры.
В первый же день более 2000 человек проехали по троллейбусной трассе. А дальше число горожан, пользовавшихся троллейбусом, возрастало с каждым днем. Одновременно линия строилась дальше, к вокзалу. В сентябре голубые машины добрались до нынешней площади Советов (разворот был устроен на углу проспекта Соколова), а 6 ноября 1936 года первый маршрут ростовского троллейбуса был сдан полностью - до главного железнодорожного вокзала.
Ленинградцы же пустили свой троллейбус в октябре 1936 года, оказавшись, таким образом, на четвертом месте в стране.
Еще одна интересная деталь: первое депо троллейбусов на 20-й линии в печати того времени называли «временным гаражом» (планировалось строить более крупное депо за Сельмашем). Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Так что Центральное троллейбусное депо (так оно теперь именуется) живо-здорово по сей день и верно служит горожанам.
Кстати, до войны, когда число троллейбусов в городе не превышало 30 (после киевских прибыла партия бесшумных машин из Ярославля, где их тогда производил автозавод), все они помещались под одной крышей.
Перед войной в городе работали два маршрута (хотя и на одной линии). Первый соединял вокзал с Сельмашем, а второй был разгрузочным и ходил от вокзала до площади К. Маркса. Длина линии (в однопутном исчислении) была около 19 километров. Во время войны троллейбусное хозяйство было практически полностью разрушено, и ростовчане вновь увидели эти машины на улицах только летом 1945 года.
И лишь в 1957 - 1958 годах троллейбусная сеть начала развиваться: пролегли новые маршруты на Каменку, в поселок Чкалова и на «Красный Аксай». «Пик» же формирования сети пришелся на 60 - 70-е годы, когда троллейбусы пришли буквально во все концы нашего города.
По 22 маршрутам сейчас курсируют в нашем городе свыше 200 троллейбусов (ранее их было почти 300, но, увы, сказался экономический кризис). Уже больше десяти лет не вводятся в городе и новые маршруты. Правда, по длине сети (более 240 километров) Ростов и так занимает четвертое место в стране, уступая только Москве, Санкт-Петербургу и Новосибирску.
И все-таки сегодня - маленький праздник. С юбилеем тебя, наш нестареющий ветеран - ростовский троллейбус!
18 июня 1996г., ВР.
|