РОСТОВСКОМУ ТРОЛЛЕЙБУСУ - 70 ЛЕТ
18 июня у ростовского троллейбуса - "круглый" день рождения. Ему исполняется семьдесят лет. В такой же жаркий летний день далекого уже 1936 года первые ростовские троллейбусы отправились в свой первый рейс с пассажирами. Строились троллейбусные линии в Ростове и в Ленинграде практически одновременно. Но ростовчанам очень хотелось открыть свой первый маршрут раньше. И они это сделали, организовав поначалу пассажирское движение от Театральной площади до Сельмаша. Троллейбус здесь уже работал, а продолжение линии по улице Энгельса еще только строилось. Ленинградцы же открыли движение на своем первом маршруте лишь тогда, когда вся линия по Невскому проспекту и ряду других улиц была сооружена полностью. И стали в итоге только четвертыми в этом соперничестве, уступив "бронзовое" третье место ростовчанам.
О том, что ростовский троллейбус был третьим в стране, известно многим и давно. Но несколько лет назад в Государственном архиве Ростовской области были найдены документы, подтвердившие гораздо более удивительный факт: троллейбус в Ростове вполне мог стать первым в СССР и начать регулярные рейсы раньше, чем в Москве. Еще в 1932 году, благодаря инициативе талантливого инженера А.А. Соболева, в Ростове, на заводе трамвая имени В.В. Воровского (ныне - военном авторемонтном заводе №50) началась сборка уникального опытного троллейбуса. Его сделали на базе автобуса, навесив электромотор и установив токоприемное устройство.
Но, поскольку работа эта являлась сугубо инициативной и не была включена в государственный план, у испытателей постоянно возникали проблемы: не хватало оборудования, запасных частей, даже шины для троллейбусных колес приходилось добывать с помощью крайисполкома. Испытания затягивались. Вот тут-то нас и обогнали москвичи, работавшие по госзаказу.
Тем не менее уникальный эксперимент ростовчан не пропал даром. По окончании испытаний, летом 1934 года, городские власти подтвердили перспективность нового вида транспорта и приняли решение о проектировании большой, проходящей почти через весь город, троллейбусной линии - от вокзала до "Ростсельмаша". Вот только сами троллейбусы решено было заказать уже промышленного изготовления.
Что касается ростовского "первенца", то его, увы, вскоре после завершения испытаний разобрали. Но фотография уникальной машины сохранилась. Неказистый с виду троллейбус все-таки был ПЕРВЫМ в нашей огромной стране. Недавно, в 2004 году, в авторитетнейшее издание, выходящее под патронатом Президента России - вводный том "Россия" новой Большой Российской энциклопедии - в раздел "Хронологический указатель важнейших событий в истории отечественной техники" включена фраза, расставившая все по своим местам: "1933 год. Построен первый отечественный пассажирский троллейбус в Ростове-на-Дону". Многие интересные подробности этой истории приведены в выходящей к юбилею книге, которая так и называется "Троллейбус - родом из Ростова". Ее авторы - журналист-краевед Геннадий Беленький, инженер Николай Редьков и заместитель директора департамента транспорта администрации города Ростова-на-Дону Игорь Политика - подробно рассказывают в этой богато иллюстрированной книге обо всех этапах пути, пройденного ростовским троллейбусом за семь десятилетий.
16 июня 2006г., НВ.
|