rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РОСТОВСКОМУ ТРОЛЛЕЙБУСУ - 70 ЛЕТ

10618 июня у ростовского троллейбуса - "круглый" день рождения. Ему исполняется семьдесят лет. В такой же жар­кий летний день далекого уже 1936 года первые ростовские троллейбусы отправились в свой первый рейс с пассажи­рами. Строились троллейбус­ные линии в Ростове и в Ле­нинграде практически одно­временно. Но ростовчанам очень хотелось открыть свой первый маршрут раньше. И они это сделали, организовав поначалу пассажирское дви­жение от Театральной площа­ди до Сельмаша. Троллейбус здесь уже работал, а продол­жение линии по улице Энгель­са еще только строилось. Ленинградцы же открыли движение на своем первом маршруте лишь тогда, когда вся линия по Невскому про­спекту и ряду других улиц была сооружена полностью. И стали в итоге только четверты­ми в этом соперничестве, ус­тупив "бронзовое" третье ме­сто ростовчанам.

О том, что ростовский троллейбус был третьим в стране, известно многим и давно. Но несколько лет на­зад в Государственном архи­ве Ростовской области были найдены документы, под­твердившие гораздо более удивительный факт: троллей­бус в Ростове вполне мог стать первым в СССР и начать регу­лярные рейсы раньше, чем в Москве. Еще в 1932 году, бла­годаря инициативе талантли­вого инженера А.А. Соболева, в Ростове, на заводе трамвая имени В.В. Воровского (ныне - военном авторемонтном за­воде №50) началась сборка уникального опытного трол­лейбуса. Его сделали на базе автобуса, навесив электромо­тор и установив токоприемное устройство.

Но, поскольку работа эта являлась сугубо инициа­тивной и не была включена в государственный план, у испытателей постоянно воз­никали проблемы: не хвата­ло оборудования, запасных частей, даже шины для трол­лейбусных колес приходилось добывать с помощью крайисполкома. Испытания затягивались. Вот тут-то нас и обогнали москвичи, рабо­тавшие по госзаказу.

Тем не менее уникаль­ный эксперимент ростовчан не пропал даром. По оконча­нии испытаний, летом 1934 года, городские власти под­твердили перспективность нового вида транспорта и приняли решение о проекти­ровании большой, проходя­щей почти через весь город, троллейбусной линии - от вокзала до "Ростсельмаша". Вот только сами троллейбу­сы решено было заказать уже промышленного изготовле­ния.

Что касается ростовско­го "первенца", то его, увы, вскоре после завершения ис­пытаний разобрали. Но фото­графия уникальной машины сохранилась. Неказистый с виду троллейбус все-таки был ПЕРВЫМ в нашей огромной стране. Недавно, в 2004 году, в авторитетнейшее издание, выходящее под патронатом Президента России - вводный том "Россия" новой Большой Российской энциклопедии - в раздел "Хронологический указатель важнейших собы­тий в истории отечественной техники" включена фраза, расставившая все по своим местам: "1933 год. Постро­ен первый отечественный пассажирский троллейбус в Ростове-на-Дону". Мно­гие интересные подробности этой истории приведены в выходящей к юбилею книге, которая так и называется "Троллейбус - родом из Росто­ва". Ее авторы - журналист-краевед Геннадий Беленький, инженер Николай Редьков и заместитель директора де­партамента транспорта адми­нистрации города Ростова-на-Дону Игорь Политика - подробно рассказывают в этой богато иллюстрирован­ной книге обо всех этапах пути, пройденного ростовс­ким троллейбусом за семь де­сятилетий.

16 июня 2006г., НВ.
.