МНОГО СЛАВНОГО И ПРОСТОГО ЕСТЬ У ГОРОДА РОСТОВА...
Среди многих памятных дат декабря - две наиболее близки Ростову и ростовчанам.
247 лет назад - 26 (15) декабря 1749 года российская императрица Елизавета Петровна своим указом учредила Темерницкую таможню.
345 лет назад - в декабре 1651 года родился Даниил Саввич Туптало, получивший в монашестве имя Димитрия, ставший впоследствии митрополитом Ростовским.
И хотя в прошлом эти события никоим образом не были связаны, в исторической памяти ростовчан они стали в одном ряду примечательных событий донского календаря. Потому я и вынес в заголовок статьи строки известного стихотворения Михаила Светлова, слегка их перефразируя.
А ПО РЕКЕ ТЕМЕРНИК ШЛА ТОГДА ГРАНИЦА...
...И турки, не желавшие мириться с пребыванием на Нижнем Дону регулярных русских войск, совершали совместно с крымскими татарами набеги на Темерницкий форпост, казачий город Черкасск и Новый траншемент - опорные пункты России в этих краях.
Известно, чтов результате неудачного Прутского похода 1710 года Петр Iвынужден был уступить Турции Северное Приазовье, русские жители покинули Азов, который был разрушен и также отдан туркам. По мирному договору 1714 года русская граница шла «около Леонтьевых буераков, на Саур-Могилу, на реку Тузлов и той рекой до Каменного Брода, оттуда степью на реку Темерник довпадения ее в Дон и по южной стороне реки Дон к границам кубанской орды и реки Ей».
Вчитайтесь в эти строки географического описания, и вы поймете важность присутствия русских на месте будущего Ростова-на-Дону в самом начале XVIIIвека.
Петр Великий считал эту границу временной, поскольку выход России к Азовскому и Черному морям был для него важнейшей государственной задачей. Но до окончательного решения ее было еще далеко.
Надлежало укрепиться в Придонье всеми средствами - и военными, и торговыми, необходимо было защитить от степняков уже имеющиеся русские поселения и построить новые.
Этой работы хватило на многие десятилетия. На степных просторах от Днепра до Дона выросло 15 крепостей, среди них донские крепости - святой Анны и позже - святого Димитрия Ростовского.
А перед этим была учреждена таможня на Темернике. С нее мы ведем отсчет истории нашего города. В указе говорилось: «Учредить таможню русскую на Дону, у устья реки Темерника, против урочища, называемого Богатый колодезь, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами»...
Весной 1750 года солдаты и каторжники уже начали строить пристань, пакгауз, здание портовой таможни, карантин, казарму для гарнизона.
Год спустя комендант крепости святой Анны, находившейся неподалеку от Черкасска, обратился в сенат с просьбой о переводе купцов, живущих в крепости, в Темерницкую таможню - «для наилучшего развития торговли с иностранцами». Правительство России издало указ, которым были обещаны льготы и покровительство купцам, желающим «завести конторы в Темерницком порту для открытия торговли с Константинополем и портами Средиземного моря».
В конце концов составилось товарищество под названием «Российская в Константинополь торгующая коммерческая компания», которую организовали московский первой гильдии купец и фабрикант Василий Хастатов, калужский первостатейный купец Никита Шемякин и ярославский первостатейный купец Алексей Ярославцев.
Темерницкий порт был тогда единственным портом на юге России, отсюда велась торговля со странами Черного, Эгейского и Средиземного морей. Местные власти должны были оказывать помощь новой торговой компании транспортными средствами и вооруженной охраной товаров.
Выдающийся историк - экономист М.Д. Чулков, изучивший документы об организации торговли на Нижнем Дону, писал двести лет назад в своем многотомном «Историческом описании российской коммерции» о том, что, имея первоначальный капитал в сумме 50 тысяч рублей, компания действовала весьма успешно: если в 1758 году было привезено товаров на 52 тысячи рублей, отпущено на 35 тысяч рублей, то в 1762 году товаров было привезено на 129 тысяч рублей и отпущено на 42 тысячи рублей.
Компания была главным двигателем торговли на Дону вплоть до завершения строительства крепости святого Димитрия Ростовского.
Таким образом, если мы утверждаемся во мнении, что история Ростова-на-Дону «пошла есть» от Темерницкой таможни, то можно уверенно говорить, что с первых шагов наш город умел жить мирно, выгодно торговать с соседями. Но, конечно, и умел постоять за себя, что особенно ярко проявилось на новом витке истории города - в судьбе крепости святого Димитрия Ростовского.
НАЗНАЧЕН СВЯТЫМ ПОКРОВИТЕЛЕМ НОВОГО ГОРОДА НА ДОНУ?
Итак, мы приняли, что Ростов-на-Дону основан как таможня в 1749 году. Но есть и еще одна дата - 1761 год, когда началось строительство крепости. И это тоже хорошая дата для начала истории города. (Кстати, на ней настаивают многие историки.) Но мы не начинаем, а продолжаем свой рассказ.
Теперь - в связи с человеком, который родился 345 лет назад.
Всего за четыре года до начала строительства крепости на Дону Димитрий Ростовский был канонизирован и таким образом был святым новоявленным. По существовавшей в те годы традиции его имя и дали новой грозной крепости, преградившей иноверцам пути в Россию.
Хотя и минуло полвека со времени смерти митрополита, память об этом замечательном человеке хранила не только церковь. Еще были живы его младшие современники, переиздавались его труды, в том числе многотомные «Четьи-Минеи», ставшие важным этапом в систематизации и обобщении житийной литературы - одного из своеобразнейших источников истории Руси.
В судьбе Димитрия Ростовского ярко сказалась Петровская эпоха - время великого преображения России.
Казачий сын Даниил Саввич Туптало родился в декабре 1651 года. Любознательный паренек, жадный до знаний, с отроческих лет пытавшийся найти смысл жизни, становится одним из образованнейших людей своего времени.
Учился Даниил в Киевской коллегии - тогдашнем центре русского просвещения. Там же, в Киеве, постригся в монашество, приняв имя Димитрий. В молодости много путешествовал и уже тогда обратил на себя внимание глубокими познаниями и редким проповедническим даром.
Выдающийся деятель христианства, митрополит Ростовский известен и как просветитель, общественный деятель, сподвижник Петра I.
Его богатое творческое наследство свидетельствует о небывало широком круге интересов - и не только церковных. Он известен и как светский писатель, автор книг по вопросам русской истории, его перу принадлежат стихи, памфлеты, драмы.
Современники свидетельствовали, что Димитрий был очень доступным человеком, заботился об образовании юношества, был страстным ненавистником стяжательства и мздоимства, стремился укрепить в людях веру в светлые идеалы.
Димитрий Ростовский умер в 1709 году, на 58-м году жизни. Перед смертью он писал в завещании: «Я не собирал ничего, кроме книг: у меня не было ни золота, ни серебра, ни излишков одежд...» По завещанию в гроб покойнику положили черновики рукописей незаконченных сочинений.
Волею монархов - сначала Елизаветы Петровны, а затем Александра I - частица сана этого замечательного человека стала названием нашего города - Ростов («на-Дону» - в отличие от «Великого»).
Мне доводилось недавно писать об этом в «Вечернем Ростове» в связи с устремлениями возвести у нас памятник святому Димитрию.
Помните? К Дню города был проведен скоропалительный конкурс на проект монумента, выбрано место для него и т.д. и т.п., хотя по христианским канонам на Руси принято ставить святым памятные кресты, часовни, церкви. Но сторонников памятника святому Димитрию не останавливает даже то, что митрополит Ростовский имел весьма косвенное отношение к нашему городу (вернее сказать - не имел вовсе!). Поэтому мы и высказались определенно и категорично: памятник святому Димитрию, митрополиту Ростовскому, в Ростове-на-Дону не нужен!
Читатели активно поддержали позицию газеты. На ее страницах выступили скульпторы, художники, ученые, делая достоянием общественности то, очем ранее говорилось на узких совещаниях или вих кулуарах.
Как известно, решение этого вопроса теперь отложено до марта. Надеемся, оно будет разумное, и средства, которые кое-кто хотел бы истратить на создание ненужного вгороде монумента, будут направлены - если эти средства, кстати, уже есть?! - на более неотложные дела.
А образ святого Димитрия Ростовского, его великие дела как просветителя и замечательного человека мы сохраним в сердцах. Увековечим его память более приемлемым, достойным образом.
24 декабря 1996г., ВР.
|