rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Печальным оказался в тот год праздник еврейской пасхи для последователей Христа. Впечатления последних Его страданий, Его мучительной смерти не могли забыться ни на минуту. Еврейский день покоя - суббота навсегда был перечеркнут тем проклятием, какое навлекли иудеи на себя и своих детей...

Насилу дождавшись конца субботнего дня, несколько женщин - Мария Магдалина, Мария - "мать Иакова", Саломия и другие отправились под утро к гробу Ииуса, чтобы по еврейскому обычаю сделать то, что не смогли сделать прежде - помазать тело Христа благовониями, поскольку погребение, как они считали, - по-видимому, состоялось слишком поспешно. И что же они видят пришедши? Камень отвален, гроб пуст. Ученики Христа Иоанн и Петр, узнав об этом от Марии Магдалины, тотчас тоже идут к пещере, в которой погребен их Учитель, и видят ту же картину: в гробу одни пелены, а поодаль - "латок, который был на голове Его".

Иоанн, как он сам потом признался, сразу уверовал в воскресение Христа; ведь если бы тело было просто похищено, как пытались это представить враги Иисуса, то не было бы необходимости снимать и оставлять в гробу пелены, тем более что похитители, как известно, всегда торопятся поскорей убраться. Но этот довод оказался убедительным только для Иоанна. Петр и другие ученики лишь дивились случившемуся и еще не находили ему объяснения.

Мария Магдалина, вновь вернувшись к гробу, но не застав уже там никого, вдруг увидела ангела, сидящего на гробе. От него-то и услышала благую весть: "Вы ищете Иисуса Назарянина распятого; его здесь нет. Он воскрес..."

Среди сторонников Христа, всегда следовавших за Ним, было много и женщин. Но об этом мы вначале можем только догадываться, так как почти на всем протяжении евангельского повествования о них фактически ничего не говорится. Фигурируют в основном будущие апостолы.

Но вот наступают тяжелые дни в земной жизни Христа, Его арест. И что мы видим? Когда Христос с душевной мукой молился в Гефсиманском саду, троих самых любимых Его учеников, сморил глубокий сон. Он подходил к ним, будил, просил побыть с Ним, быть может, помолиться вместе, а они опять засыпали. Иуда Его предал. Петр трижды отрекся от Него в момент Его ареста. Остальные предусмотрительно бежали. И лишь апостол Иоанн да женщины не оставили Его до последнего, пройдя вслед за Ним, стеная и плача, весь путь к "лобному месту". Им, в отличие от 12 избранных, Христос не открывал тайн будущего, смысла Его смерти, неминуемости воскресения. Для них смерть Христа была именно смертью, концом и притом страшным концом, который и для них может обернуться тяжелыми последствиями. Но они забыли о себе, о том, что их могут тоже схватить как "соучастниц", и не скрывали своего сострадания.

Никто из Его учеников не остался в ту ночь подежурить где-нибудь поблизости от Его могилы, никто не пришел к ней под покровом ночи. Пришли женщины. Им должно было быть страшнее, чем сильным крепким мужчинам, идти в предрассветной мгле к охраняемому воинами гробу. Но они как бы забыли об опасности, думали только о Христе, о долге, который, как считали, обязаны исполнить по отношению к умершему Учителю, да еще о том, кто же им отвалит тяжелый камень от гроба.

Христос, хорошо знавший, что такое Любовь, высшая Любовь, отдавший себя в руки истязателей во имя этой Любви, умел ценить любовь и верность других. Не удивительно, что по воскресении он сначала явился именно женщинам: первой, конечно, по Церковному преданию, Богородице, а потом - Марии Магдалине. Она Его, правда, не сразу узнала, приняла за садовника, и Господь открылся Ей сам: "Мария!" В интонациях Его голоса было что-то такое знакомое, дорогое, и душа ее возрадовалась.

Заметим, что когда поздним вечером того же дня Христос неожиданно предстал перед десятью учениками Его, сидящими за трапезой, они ужаснулись, думая, что это дух, и Христу пришлось представить "доказательства" своей реальности - показать раны на руках и ногах, позволить прикоснуться к Нему, попросить разрешения разделить с ними трапезу. А Мария Магдалина не испытала никакого страха, ни на минуту не засомневалась, что перед ней живой Христос, как их стали называть, жены-мироносицы. С радостью и благоговением бросилась Мария к Его ногам: "Раввуни!" (т.е. "Учитель"). Христос остановил ее: "Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не вошел к Отцу Моему: а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу Вашему и к Богу Моему и Богу вашему".

Так Христос подтвердил наше с Ним родство по единому Отцу, родство, закрепленное Его кровью и Его воскресением. Отныне Он - глава Церкви, созданной Им (общества нового человека), в ложе которой никакая враждебная сила не сможет отлучить человека от благодати. Каждая человеческая жизнь всегда может возобновиться во Христе, очиститься. Новая вечная жизнь человека, живущего во Христе, начинается уже здесь, на земле. Смерть - лишь завершение первого этапа этой жизни, тот момент, когда зерно, брошенное в землю, умирает, но дает росток новой жизни. По словам профессора богословия В.Н. Лосского, "воскресение изменяет падшую природу, оно открывает дивную возможность освящения самой смерти; отныне смерть уже не тупик, а дверь в Царство".

Женам-мироносицам выпало не только первыми узнать о Воскресении Господнем, увидеть Его воскресшим, но и понести эту благую весть с Его благословения другим людям и народам. По Церковному преданию, Мария Магдалина добралась до самого Рима, была допущена к императору Тиберию. Приветствуя его, она протянула ему яичко (обычное, простое) и сказала: "Христос воскресе!" "Как мертвый может воскреснуть?! - удивился он. - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!" Едва успел он закончить реплику, как яйцо стало менять свой цвет: порозовело, потемнело и стало ярко-красным, что еще больше поразило Тиберия. Он пожелал узнать подробности и был разгневан на Пилата и архиереев иудейских за их неправедный суд над Иисусом  Христом. "И приняли они по делам своим наказания", - говорится в житии святой Марии Магдалины. А христиане, прослышав о сем и желая подражать Магдалине, стали на Пасху окрашивать яйца в яркие цвета и дарить их друг другу. Приходя в гости, если даже и несли другие подарки, первым, как знак жизни, всегда вручали красное яйцо с традиционным приветствием "Христос воскресе!"

А Церковь, отдавая должное верности женского сердца в лице жен-мироносиц, установила чествовать их во дни Пасхалии. Третье, после пасхального, воскресенье называется Неделей жен-мироносиц (в этом году 29 апреля). Православные воспринимают его как вообще женский день, как радостный праздник всех женщин, верующих во Христа.

"Молот", 13 апреля 2001 г., NN 40-41 (22704-22705).
.