Долли утверждали в обкоме КПСС
Уезжая из Ростова, знаменитый режиссер Анатолий Васильев пообещал, что через некоторое время на здании театра музкомедии появится табличка с надписью типа «Здесь в конце 70-х работал А.Васильев». Табличка так и не появилась. Но о провальном спектакле «Хелло, Долли» в Ростове помнят до сих пор.
Нужна ли нам женщина-вамп?
|
Фотоальбом "Наши", вид страницы (4) |
В родной город Васильев вернулся в мрачном настроении. С одной стороны, триумф: Анатолий, тогда еще режиссер-стажер, поставил во МХАТе «Соло для часов с боем», где сыграли знаменитые мхатовские старики - Яншин, Андровская... Спектакль имел фантастический успех. Поговаривали, что Олег Ефремов, только-только занявший должность художественного руководителя МХАТа, предложил молодому коллеге разделить авторство.
С другой стороны, столица не радовала, интересных предложений не поступало. Поддавшись на уговоры актеров-земляков, Васильев решил поработать в Ростове.
Театр музкомедии встретил столичного режиссера с распростертыми объятиями. Мюзикл «Хелло, Долли», который Васильев предложил поставить на ростовских подмостках, продвигали, как говорится, всем табором. В те годы театр обязательно должен был согласовать репертуар с обкомом партии и областным управлением культуры. «Баядера» Имре Кальмана, к примеру, в Ростове не появлялась. Как можно на советскую сцену выпускать женщину легкого поведения?
«Сильва» имела право на жизнь: героиня - девушка из народа, в конце концов выходила замуж за графа, ломала то есть классовые предрассудки.
Долли - женщина-вамп, любительница красивых платьев, шляпок, перчаток и мужчин была из мира капиталистов. Чиновники возражали. Однако за прекрасную буржуйку хлопотали уважаемые люди - примадонны музкомедии и члены КПСС Комарова и Мишина. Комарова как раз готовила к своему 50-летнему юбилею бенефис. Блестящий мюзикл подходил к этому событию идеально. Дирижер Сергей Поспелов убеждал управленцев, что музыка в спектакле действительно отменная. Вот и по радио ее постоянно транслируют. В общем, Долли в конце концов победила. Елена Францевна Комарова стала шить роскошное розовое платье к премьере. Но Васильев, посмотрев, кто на что горазд, поставил ультиматум: «Долли будет играть Адель Ветрова! Или я отказываюсь ставить спектакль».
Адель как раз возвратилась в театр после декретного отпуска.
- Мои спектакли исчезли из репертуара. Новых ролей тоже не дали. Я была в отчаянии, - вспоминает актриса.
- Конечно, Васильев был прав. Адель больше всех подходила на роль Долли, - рассказывает дирижер музкомедии Сергей Поспелов. - Комарова - хорошенькая женщина с точеной фигуркой для Долли не подходила совсем. Не те вокальные данные. Мишина - героиня. Ее репертуар - Сильва, Марица... А для мюзикла нужна была «каскадная» актриса, которая могла и петь, и танцевать, и играть. Адель Ветрова это умела.
Грязный и беспощадный
Полная победа Адель не могла не вызвать зависти коллег. Артисты - люди тонкие, нервные, болезненно реагируют на чужой успех. Однако, по мнению Поспелова, никаких недовольств в театре по поводу распределения ролей не было:
- Какие могли быть интриги, если Васильев однозначно выбрал Ветрову?
Как истинный джентльмен, Сергей Петрович считает, что интриг в музкомедии вообще не существовало. Люди служили искусству.
А вот по версии самой «Долли», ей пришлось несладко. Во время репетиций в балетном классе кто-нибудь из артисток не раз пребольно ударял Адель по лодыжке. Как будто случайно. Словечком тоже могли задеть.
- Однажды Васильев, вероятно, почувствовав мою подавленность, собрал всех в зале, - вспоминает Ветрова. - Я перепугалась. Думаю, сейчас отчитывать начнет. Васильев, знаете, не церемонился в выражениях. Бывало, и матерился на репетициях. Все уселись. Молчат. Ждут жертвоприношения. Я уже готова к разносу. А Васильев, ткнув в меня пальцем, громогласно объявил: «Ветрова, вы в этом театре примадонна!» И распустил собрание.
Столичного режиссера, хоть и земляка, артисты музкомедии побаивались. Да и сам Васильев не скрывал своих методов: «Я в работе беспощаден»
- Что его раздражало? - рассказывает дирижер Поспелов. - Больше всего, я думаю, тупость. Но я не слышал, чтобы Васильев кричал на артистов. Он смотрел. И как! Еще мог сказать: «Вам сегодня на репетиции делать нечего». И артист, посрамленный, уходил. Работать Васильеву было сложно. В оперетте как привыкли? Роль учили прямо на репетициях, двигались по требованию: поди стань туда, выйди на середину сцены, отойди... Что удивительно: наши красавицы-артистки - кокетки от природы, с Анатолием не флиртовали. Наверное, чувствовали: бесполезно. А ведь актрисы часто влюбляются в талантливых людей. Здесь этого не было. Это точно. Я бы почувствовал флюиды. Васильев же одержим творчеством. И сейчас он не особо придает значения своей внешности. А тогда... Вид у Анатолия был, что греха таить, бомжеватый. В театр приходил в старой фуфайке, засаленных брюках. Да и длинные волосы подозреваю не часто мыл.
Автомобиль и платье с капельками
Раз в месяц-полтора театр был обязан выдавать по спектаклю. Васильев был в ужасе, когда ему определили срок. Пытался продлить его до полугода. Но руководство театра на уступки не пошло. Анатолий же привык работать не торопясь: он приходил на репетиции, садился, закручивал свои длинные ноги за ножки стула и думал. Десять минут, двадцать. Собравшиеся артисты терпеливо ждали. Маэстро думал, а сроки горели. И афиши уже были напечатаны.
- Толя в отчаянии спрашивал меня: «Сергей, ты успеваешь? Я нет. Придется гнать лошадей. Но ведь получится сумбур!» - вспоминает Поспелов. - Честно говоря, я тоже не успевал. Нот не было. Только кассеты с записями мюзикла. Оркестровки приходилось писать самому. Сжатые сроки - одна из главных причин провала спектакля. И еще бедность театра. В «Хелло, Долли» должен быть шик. Красивые костюмы, декорации. На все это денег не нашлось.
Изобретательный Васильев выкручивался, как мог. В одном из действий на сцену выезжал большой бутафорский автомобиль. Для зрителей это было в новинку.
Эпатировали зрителей и наряды Долли. Особенно платье с капельками. Адель Ветрова моделировала его сама. Капельки, обнажавшие тело, были на рукавах и даже на животе. Для того времени это было смело.
- Мы играли мюзикл, а пели без микрофонов, - вспоминает Ветрова. - Хотя они были. Лежали на складе. Но директор запретил их выдавать. Я не была у него в любимицах. Петь в мюзикле без микрофонов - это же кошмар!
Спектакль получился довольно нудным, растянутым. И действительно сумбурным.
Мюзикл «Хелло, Долли» шел на сцене музкомедии всего 15 раз. Потом его сняли. Декорации и костюмы растащили по другим спектаклям.
А Васильев уехал в Москву и вскоре прогремел своими спектаклями «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо».
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 51(262) от 17-12-2000