Праздник торжества жизни
Рассказать о Рождестве с научной точки зрения мы попросили доцента кафедры философии религии ЮФУ Сергея Астапова.
— Сергей Николаевич, Рождество — праздник не только церковный, но и светский, с очень большими, так сказать, вольностями...
— У нас в России — своя специфика празднования, во многом обусловленная славянским язычеством. Христианские составляющие Рождества — это непременный многодневный пост: менее строгий Филипповский — до дня Николая Святого Угодника, очень строгий в последнюю неделю и особенно строгий в сам сочельник, когда до первой звезды нельзя есть даже сочиво — размоченные злаки, сухофрукты, мак, растёртый с мёдом. Такая строгость соблюдается именно в православии. Пост — это приготовление к светлому празднику, к которому надо прийти чистым душой и помыслами и отстоять торжественную всенощную, во время которой происходит освящение елея, хлеба. Такова церковная версия Рождества.
Фантастика аграрной магии
— Народная составляющая этого праздника произрастает из языческих глубин, из переплетения так называемой аграрной магии с самыми фантастическими верованиями. Каким будет грядущий год? Какого ждать урожая?
— Людей эти вопросы в начале года интересовали всегда. Отсюда и традиция самых разных гаданий.
В сочельник на стол ставились канун, кутья, сочиво, в центр — необмолоченный сноп, перевитый красной лентой. В некоторых губерниях за сноп прятались дети. Если сноп их закрывал — быть, как считалось, богатому урожаю. В других регионах за сноп садился сам хозяин, и все домочадцы делали вид, что его не видят — это тоже для того, чтобы урожай был хороший. Гадали ещё так — с закрытыми глазами вырывали из снопа колоски: попадётся полный — быть хлебу, пустой — соответственно. Приносили в избу курицу, сыпали перед ней разное зерно, какое начнёт клевать — пшеницу, гречку, овёс — того и жди в достатке на будущий год. Девушки на выданье перед курицей раскладывали хлеб, ножницы, пепел и уголь. С трепетом ждали, к чему она подойдёт в первую очередь: к хлебу — выйдешь за богатого, к ножницам — за портного (что тоже хорошо), к пеплу — за бедного, к угольям — не выйти в новом году вовсе. Ходили девушки гадать и к оврагу, в баню, в овин (к злому духу Овиннику). Там снимали с себя кресты (гадание — это ведь общение с нечистой силой), сыпали золу, выставляли голые зады и приговаривали: «Если мужик богатый, погладь меня лапой мохнатой». И ждали ощущения: если действительно почудится прикосновение волосатой руки — быть за богатым, если рука голая — жених будет бедный. Молодые парни, зная заранее об этих гаданиях, устраивали порой непристойные шутки над девушками, прикасались к ним вместо вызываемых духов. Пугали, иногда в буквальном смысле до смерти.
Идёт Коза рогатая
— Сергей Николаевич, говорят, что исторически святочная неделя — это полнейший разгул...
— Не то что неделя, а период до самого крещения. Не зря же считалось: когда у Бога родился сын, он на радостях открыл все двери, в том числе и врата ада, и черти вышли на землю. Так что в святки происходили настоящие «беснования». Крестьяне рядились в «хари бесовские», женщины позволяли себе облачаться в мужское платье, что категорически церковью запрещалось. Не только у русских, но и у других славян было в обычае водить соломенных Козу или Лошадь по дворам, петь колядки, прославлять хозяина и вымогать у него деньги, выпивку или продукты за славословие и предсказание ему богатства и всех благ. «Накануне Рождества народилась Коляда». Мнение о существовании божества по имени Коляда нигде и никем не подтверждается. Тем не менее, колядки живы до сих пор. Немалое место занимают среди них и непристойные, с упоминанием гениталий, ибо речь идёт о достатке, о плодовитости. В колядовании активно участвовали и дети.
«А за ти колядки Треба шоколадки», — пели на Украине.
«А де Коза ходить, Там жито родить. Де Коза ногою, Там жито копою. Де Коза рогом, Там жито стогом», — вторят белорусы.
И вот так с шутками-прибаутками собирали колядующие полные торбы пирогов, блинов, колбас, конфет и звонких монет.
— А утром ещё кутью носят...
— Ещё один способ заработать подарок, радостью поделиться.
— Разгул этих дней имеет и другие корни?
Смерть! Мы живы
— Здесь два момента — славянский и римский. 17 декабря — самый короткий день — Карачун (Корочун, Киричун) — по белорусски означает смерть. С 17 по 22 декабря — трагическое время в природе, кажется, что солнце умерло. Это потом день начнёт прибавляться, и жизнь возродится. Это возрождение и знаменуется диким разгулом.
В римской традиции 17 декабря — праздник Сатурна и начало знаменитых сатурналий. Сатурн — древнее божество, олицетворяющее плодородие, идентифицировалось с Кроносом, пожиравшим своих детей. Так вот сатурналии тоже устраивались во имя торжества жизни. Это была массовая вакханалия, разгул, половые оргии, это был вызов, плевок в сторону смерти: смотри, мы живы! Праздник длился до 25 декабря — Дня непобеждённого солнца. Ну а позднее, чтобы вытеснить всё это, христианские священники предложили отмечать Рождество Христово.
— А с нашей российской любовью к «отмечанию», многие празднуют месяц, а то и более...
— Ну да, начиная с католического Рождества. Потом Новый год, православное Рождество, опять же «Старый новый год», а там Крещение... и т. д. Конечно, да здравствует жизнь, много выходных это, может, и неплохо, но я, например, работать люблю. И когда столько дней закрыты библиотеки — досадую...
«Ростов официальный», № 1-2 (684-685) от 09.01.2008
|