rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Археологи узнали, где начинался Ростов

Содержание материала

АРХЕОЛОГИ УЗНАЛИ, ГДЕ НАЧИНАЛСЯ РОСТОВ

Весь август на территории Кировского сквера шли археологи­ческие раскопки. Ученым Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры удалось найти место, где стоял первый Покровский храм - старейшая церковь Ростова. Теперь решение вопроса о том, каким будет Кировс­кий сквер в XXI веке, не за горами.

Справедливости ради стоит сказать, что первым храмом на территории нашего города была часовня Темерницкой таможни, стоявшая на пересечении нынеш­него Богатяновского спуска и на­бережной. Однако как город Рос­тов начинался с крепости свято­го Димитрия Ростовского, а пер­вой крепостной церковью был деревянный Покровский храм.

Как удалось установить архео­логам, стоял он позади нынеш­него памятника Кирову, ближе к улице Суворова. В крепость Ди­митрия Ростовского этот храм пе­ренесли из крепости Святой Ан­ны, находившейся около нынеш­него Новочеркасска, в 1762 году. Через двадцать лет началось строительство второго Покровско­го храма, а небольшую деревян­ную церковь разобрали. Однако до наших дней сохранился камен­ный пол храма - его-то и раско­пали археологи. Казалось бы, на­ходка не самая притязательная, однако археологи считают ее большой удачей.

Дело в том, что о Ростове вто­рой половины XVIIIвека, то есть самого раннего периода истории города, сегодня известно немно­го. Не в последнюю очередь по­тому, что материальных свиде­тельств того времени почти не сохранилось. В областном музее краеведения можно увидеть ору­жие, карты, монеты и гравюры XVIII столетия, но по большей части это экспонаты, полученные в 50-х годах прошлого века из фондов других музеев. Поэтому археологические находки на мес­те крепости Димитрия Ростовс­кого - это большая удача.

Помимо каменного пола пер­вого храма, удалось отыскать - за­стрявшие в его плитах монеты, а также угол церковной ограды кон­ца XVIII века, мундирные пугови­цы, свинцовые пули и глиняные черепки.

Монеты, найденные на месте первого Покровского храма, пред­ставляют значительную ценность. Самая старая из них - полушка 1730 года, времен правления Анны Иоанновны.

Особенно много обнаружен­ных археологами монет принад­лежит эпохе Елизаветы Петров­ны (1741 - 1765), в том числе знаковая монета 1749 года - года основания Ростова.

Другая интересная находка - кованые гвозди длиной от 3 до 20 сантиметров, лежавшие в зем­ле строго посередине между ка­менным полом и оградой церк­ви. Скорее всего, считает руко­водитель археологической экспе­диции Павел Ларенок, это гвоз­ди, которые потеряли, когда раз­бирали первый храм. Об этом свидетельствуют их обломанные концы: гвозди явно вытаскивали из дерева. Просто так их бро­сить не могли: кованый гвоздь стоил в то время 12 копеек, а годовая зарплата плотника со­ставляла всего 20 рублей.

Наконец, обнаружили археоло­ги и полтора десятка захороне­ний у стен первого Покровского храма...

Второй пласт археологических находок связан с Покровским рын­ком, возникшим на месте нынеш­него Кировского сквера в послед­ней четверти XIXвека. Рынок этот перекрыл остатки некрополя у стен Покровского храма и вплот­ную примыкал к огромному треть­ему Покровскому храму, который находился ближе к углу Киров­ского и Большой Садовой и был взорван в 30-е годы XX века. Среди находок, по которым исто­рики смогут восстановить жизнь рынка, много свинцовых пломб для разного товара (хлеба, табака). Дореволюционные пломбы сложной формы, видом напоми­нают шляпу, а пломбы времен НЭПа в основном принадлежат артелям того времени. Особенно много пломб артели «Рыбак».

«Может быть, кто-то еще по­мнит эту артель?» - обращается Павел Ларенок к городским ста­рожилам.

Следующим этапом раскопок должен стать поиск остатков вто­рого Покровского храма. Восточ­ная, алтарная часть храма, как удалось установить археологам, находилась прямо на месте ны­нешней клумбы, чуть позади па­мятника Кирову. Этот факт мо­жет стать решающим при опре­делении дальнейшей судьбы Ки­ровского сквера.

Раньше считалось, что второй Покровский храм находился в се­веро-восточной части сквера, не­подалеку от гостиницы «Инту­рист». Поэтому, когда в начале этого года впервые заговорили о возможности строительства хра­ма в историческом сердце Рос­това, самым удачным вариантом было признано восстановление церкви именно в этом месте. Теперь же выяснилось, что храм был в самой непосредственной близости от памятника, и если восстанавливать храм, то Кирову придется потесниться: согласно православному канону, восстанов­ление должно быть именно на прежнем месте.

Побывавший в Ростове в 1818 году инженер Шарлемань сделал обмерные чертежи ряда городс­ких зданий, в том числе и вто­рого Покровского храма. Эти чер­тежи сохранились, и воссоздать храм по ним - дело одного лишь профессионализма. Главное, что церковь размером 50 на 80 мет­ров не будет соперничать с гро­мадами «Интуриста» и музыкаль­ного театра.

Первый вице-губернатор Иван Антонович Станиславов считает, что если ростовчане согласятся с предложением переместить пресловутый памятник в другое место - например, на угол Пушкинской и Кировского, — то сделать это необходимо. В любом случае, по мнению вице-губернатора, в обновленном Кировском сквере должен быть построен храм и создан музей под открытым небом, где будут выставлены археологические находки. Какой вариант будет принят, станет ясно уже нынешней осенью, когда завершится открытый конкурс архитектурных проектов. Но уже сегодня можно сказать, что с находкой свидетельств самой ранней истории Ростова появились весомые аргументы против Кирова.   

26 сентября 2003г., ВР.

В КИРОВСКОМ СКВЕРЕ ВНОВЬ ИДУТ РАСКОПКИ

Вчера в Кировском сквере снова начались археологические раскоп­ки. Теперь члены археологической экспедиции Всероссийского обще­ства охраны памятников истории и культуры попытаются определить местоположение фундамента второй по счету каменной церкви Покро­ва Пресвятой Богородицы, функционировавшей с 1784 по 1910 годы.

Еще совсем недавно археоло­ги исследовали фундамент самой старой, деревянной, церкви. Те­перь заказчик работ - Донской региональный фонд возрождения казачества - задался целью най­ти и вторую церковь, которая была упразднена в 1910 году в связи с тем, что рядом (на углу Большой Садовой и Богатяновс-кой) был построен новый высо­кий красивый храм, который мы теперь называем Новопокровс-ким. Он простоял до 1930 года и был разрушен большевиками.

Проведение новой серии раскопок обусловлено тем, что ре­шение о том, стоит ли восста­навливать в Кировском сквере храм (и какой именно из трех существовавших) еще не приня­то. Археологи исследуют фунда­мент Старопокровской церкви, который располагается западнее места предыдущих работ.

Любопытна историческая па­раллель: 29 сентября 1784 года был освящен Старопокровский храм. В этот же день в 2003 году археологи приступили к исследо­ванию его остатков.

30 сентября 2003г., ВР.

Под Кирова опять копают

36В Кировском сквере по­явилась строительная тех­ника, и началось то, что у историков и археологов не может не вызывать тревогу. Весьма сомнительное ре­шение устроить храм на­против Музыкального театpa, принятое без участия музейщиков и краеведов, сегодня может обернуться скандалом. Дело в том,что сам сквер представляет со­бой одно большое кладби­ще, и храм, «посаженный» в нескольких метрах от без­винно страдающего памят­ника Кирову, расположит­ся аккурат на могилах. А по­хоронены на территории сквера (то есть, крепости Димитрия Ростовского) в районе бывшего Покровского храма комендант крепости Гурьев, строитель второго Покровского хра­ма, простоявшего более 120 лет, священники церк­ви. Находятся здесь могилы жертв некоей банды, ворвавшейся в Ростов в 1920 году. Есть и могилы немец­ких солдат времён граж­данской войны. Во время Великой Отечественной появились здесь и могилы погибших за освобожде­ние Ростова солдат.

Потому неудивительно, что под ковшом работаю­щего экскаватора оказа­лись человеческие кости, а также обнажилась старин­ная кладка. Согласно рос­сийскому законодательству, любой стройке должна предшествовать работа ар­хеологов. Тем более это должно было коснуться ра­бот в Кировском сквере, поскольку территория кре­пости, на которой он рас­полагается, исследована мало. Л тут ещё выяснили сотрудники археологичес­кой инспекции при Рос­товской ВООПиК, что и ра­бочих чертежей у строите­лей нет. Но доблестная ин­спекция по охране памят­ников ухитрилась согласо­вать эскизный проект хра­ма только в части его «ко­робки», усаживая её акку­рат на место бывшего фон­тана (мол, ямка всё равно уже выкопана!). Словно не понимают охранники ста­рины, что к зданию долж­ны быть протянуты комму­никации, после появления которых говорить об архе­ологических раскопках не придётся уж точно.

Печально и то, что средства на строительство нашлись (говорят, что ски­нулись верующие старуш­ки. Хотелось бы их уви­деть...), а на благоустройст­во сквера денег нет. И на археологические исследо­вания — тоже. Вот и полу­чается, что когда строят обычный дом, действует одно законодательство, а когда разоряют сквер и святое для каждого ростов­чанина место, — другое.

3 марта 2005г., РО.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

В САМОМ ЦЕНТРЕ Ро­стова сделана уни­кальная археологичес­кая находка. При рас­копках в Кировском сквере обнаружены два склепа. Правда, по крайней мере, в одном из них до археологов уже успели побывать наши современники. Разве что случилось это довольно давно: еще в тридцатые годы прошлого века. Такой вывод археологи смогли сделать, обна­ружив там больше де­сятка монет советской поры.

Склепы относятся к захоронению второй половины XVIII в., нахо­дившемуся в пределах и рядом со стоявшей здесь деревянной По­кровской церковью. Хоронили там, как пра­вило, офицеров крепо­сти св. Дмитрия Рос­товского и священнос­лужителей. Самых ува­жаемых граждан по православному обы­чаю хоронили под ал­тарем, на восточной стороне церкви. Так, под полом храма бо­лее 200 лет пролежали останки командующе­го кубанскими войска­ми генерал-поручика барона Розена, и се­годня его усыпальни­ца частично сохрани­лась на глубине по­рядка 4 м.

15 апреля 2005г., НВ.
.