И в Индии умеет так не каждый
Однажды Михаил Кожухов, ведущий телепередачи «Мир приключений», делал репортаж из Индии. Все было хорошо до тех пор, пока он не заглянул в ресторан. Нет, блюдами Кожухов, помнится, остался доволен. Но вот песни и танцы… Это было так европеизировано, что он не смог скрыть разочарования. Лучше бы Кожухов в Ростов приехал - на концерт «Натараджи».
В танцзале областной филармонии днем оттачивают свои номера донские казаки. Но вечером здесь – другая музыка, другие ритмы - индийские. Это репетирует «Натараджа», ансамбль индийского классического танца, в котором нет ни одного индийца. Сплошь – наши люди. А про Элеонору и Ангелину Ухановых можно даже сказать, что это – героини «Нашего времени».
Когда-то наша газета рассказывала о маме и дочке, влюбленных в мир индийской культуры. Это и были Ухановы. Элеонора (мама) с юности мечтала танцевать, как в индийском кино. Ведь с более сложными индийскими танцами познакомиться тогда в СССР было непросто. Она даже собиралась ехать в Ташкент, где в одном из вузов преподавали хинди, чтобы потом… Но не вышло, не сбылось. А потом родилась Ангелина.
Родители счастливы, если дети осуществляют их собственную несбывшуюся мечту. А тут через дочку судьба подарила молодой маме еще один шанс раскрыть свой талант. Руководитель танцевальной студии, куда Элеонора годы спустя привела дочь, заметив ее собственный искренний интерес к индийскому танцу, однажды сказал: «А почему бы и вам не заниматься с нами?».
И вот Элеонора Уханова – художественный руководитель ансамбля «Натараджа», ее дочь Ангелина – лауреат всероссийских конкурсов индийского танца.
Сегодня занятие ведет дочь, а мама, ни на минуту не выпуская из виду танцовщиков, отвечает на мои вопросы.
В красивом буклете ансамбля «Натараджа» ростовские танцовщицы – на ступенях индийских храмов, на фоне древних колонн. В самом деле, танцевали в Индии или это – компьютерные фокусы?
- В Индии, даст Бог, скоро с Ангелиной побываем, - говорит Элеонора.
Стало быть, компьютерные фокусы. Но кто же тогда консультирует ансамбль? Обучающиеся в ростовских вузах индийские студенты?
Это предположение вызывает у Элеоноры улыбку:
- У них – английское воспитание. В лучшем случае смогут исполнить танец из кинофильма. Хотя и современное индийское кино уже не то…
Классический индийский танец и в самой Индии мало кто станцует. У нас такая же ситуация с хореографией: разве в донских хуторах танцуют то и так, как в Ансамбле донских казаков?
В общем, дело с обучением индийским танцам обстоит следующим образом: ежегодно Элеонора и Ангелина едут в Москву или Казань, к авторитетным русским учителям, обучавшимся индийскому классическому танцу в Индии. То, что узнают от них, передают своим ученикам.
…Ангелина задает ритм, быстро повторяя какое-то слово на чужом наречии, танцовщицы и танцовщики разного возраста и комплекции кружатся, непривычно расставив руки, подпрыгивают, присев на одной ноге, совсем не по-нашему жестикулируют и играют взглядом.
- В основе этих движений – позиции йоги, - поясняет Элеонора.
- В индийских фильмах танцовщицы – обольстительные пампушечки. У вас и пампушечки, и стройные, как кипарис. Каков идеал исполнительницы классического индийского танца?
- В древних правилах сказано, что танцовщица должна быть не слишком высока, но и не слишком низка, не слишком толста, но и не слишком худа, с полными плечами, короткими ногами, осиной талией, круглым маленьким лицом и большими глазами.
Словом, ищите эталон женской красоты в изображениях на древнеиндийских храмовых стенах.
- В студию вы принимаете всех желающих?
- Возрастной ценз – дети от восьми лет и молодежь. Но бывают исключения.
Катя Устинова пришла к нам в 38 лет. Она оказалась очень способной. К тому же у нее есть возможность много думать о танце, полностью погружаться в его стихию. Ментальное время, иными словами.
Прошло четыре года. Катя – наша лучшая танцовщица в стиле «Одисси».
Покровительницей балета и классических европейских танцев считается Терпсихора, а у исполнителей индийского классического танца свой бог – Шива. По легенде, именно он и создал искусство танца. В ответ на задание Брахмы придумать развлечение, которое было бы доступно всем и служило спасению души. Натараджа («Царь танца») – одно из имен Шивы.
Впрочем, в индийский религиозный календарь ансамбль не заглядывает, гимны, посвященные индийским богам, не распевает. Разве что каждый раз перед выступлением совершает короткий старинный обряд приветствия зрителей и земли, которую будет топтать.
- Элеонора, а что сегодня в Индии топчут танцовщицы: землю или, как вы, деревянный пол?
- В Индии классические танцы исполняют на мраморе. Босыми ногами. Как в древности.
16 октября в Ростовской областной филармонии – необычная программа. Необычна она прежде всего составом участников.
На афише – ансамбль индийского классического танца «Натараджа», народный театр восточной танцевальной драмы «Лила» и студия арабского танца «Джамиля».
- В современных шоу, - говорит Элеонора Уханова, – восточные танцы искажены и опошлены. Мы хотим показать настоящее танцевальное искусство Востока, не тронутое попсой.
Словом, «Магию восточного танца».
14 октября 2005г., НВ.
|