rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

К нему не зарастет народная тропа

К нему не зарастёт народная тропа

В Ростове отметили 208-ю годовщину со дня рождения Александра Пушкина.

Пушкин — наше всё. Это известно даже маленьким детям, не знакомым с творчеством гения. Образованные, взрослые люди считают его генеральным конструктором современного русского языка. Никакие сетевые деятели новояза Сергеича ещё не переплюнули. Малограмотные и очень невежественные члены общества даже с глубокого бодуна припомнят Лукоморье или процитируют: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». В 1959 году в Ростове, на улице Пушкинской, открыли памятник поэту. Сегодня Каменный Пушкин стоит и с грустью смотрит на «Макдоналдс». Однажды я видел, как чернокожий студент, с ведром и тряпкой, мыл запылившегося гения. Жаль, камеры с собой не было. Может быть, это его дальний родственник?

В день рождения поэта сюда по традиции пришли ростовчане, чтобы возложить цветы. Ветер их упорно сдувал, но маленький мальчик и мужчина ловили сбежавшие букеты и возвращали к подножию памятника.

Пушкину сегодня 208 лет... Начальник управления культуры Людмила Лисицына поздравила ростовчан с этой датой и сказала, что не каждой стране так повезло, как России. В Ростове чтят и любят поэта. В городе работает две библиотеки его имени.

— Когда в моей жизни бывают очень трудные минуты, — сказала Людмила Павловна, — я вспоминаю слова Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца». Вспомнив и произнеся эти стихи, я возрождаюсь и выпутываюсь из трудных ситуаций.

Лисицына вспомнила и великого нашего учёного Андрея Жданова, который каждый раз, когда приходил к памятнику в годовщину, говорил: «Не могут в России, рядом с памятником Пушкину, находиться иностранные слова. Оглянитесь вокруг: кругом «Компьютер Сити» и «Иманго». Он надеялся, что в России наступит такое время, когда на улицах не будет ни одной надписи на чужом языке...

Потом дети читали очень взрослые стихи Пушкина. Забавно слышать, как маленькая девочка читает: «Помнишь ли, мой брат по чаше, как в отрадной тишине, мы топили горе наше в чистом, пенистом вине». Светловолосый парень прочитал Есенина, посвящение Пушкину: «0, Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган... Но эти милые забавы не затенили образ твой...».

Прохожу мимо рисующих Пушкина детей. Рядом пожилой мужчина с портфелем, наверное, профессор и непременно пушкинист, кому-то рассказывает: «Да в России полно было татар: Державин, Карамзин...»

Вот пришли четыре девчонки и мальчик в фартуках «Молодой гвардии». Их куратор — мужчина с портфелем и кульком — о чём-то заспорил с милиционером, видимо, по поводу несанкционированной демонстрации.

Ростовские поэты — Михаил Коломенский, Николай Скрёбов, Игорь Кудрявцев — читают свои вирши. Эдуард Холодный с пафосом произносит: «Ах, Пушкин, что за чертовщина, опять не клеится строка. И нет значительной причины тому, что хлынула тоска».

Согласно метафизической сути собственной фамилии, Александр Сергеевич Пушкин стрельнул в историю русской поэзии и культуры, да так сильно, что дым ещё не рассеялся, и осколки летят по всему миру до сих пор! Что там выстрел чугунной «Авроры»...

13 июня 2007г., РО.

Казак Ханжонков вернулся домой!

Казак Ханжонков вернулся домой!

9224 августа в самом центре города, на проспекте Будённовском, 59, напротив конгресс-отеля Marins Park Hotel Rostov-on-Don (бывшая гостиница «Ростов»), был торжественно открыт памятник основателю российского кинематографа, нашему земляку Александру Ханжонкову.

В открытии монумента приняли участие губернатор Ростовской области Василий ГОЛУБЕВ, министр культуры области Александр Резванов, первый заместитель главы администрации города Сергей Кузнецов, начальник управления культуры города Людмила Лисицына, актёр Олег Тактаров, актрисы Ирина Безрукова и Ирина Бабенко, продюсер Ален Депардье и другие гости Международного фестиваля BRIDGE of ARTS.

Впервые идея увековечить имя создателя «русского Голливуда» прозвучала в программе «Мой адрес — Ростов-на-Дону». Её предложила культурный обозреватель телекомпании «Дон-ТР», заслуженный работник культуры России Любовь Суркова, а глава администрации города Сергей Горбань идею поддержал.

Создание этого памятника губернатор назвал одним из главных событий для Ростовской области в Год российского кино.

— Талант, целеустремлённость, истовая любовь к кинематографу сделали Ханжонкова легендой, — сказал Василий Голубев. — Не имея ни специального образования, ни опыта съёмок, за десять лет он создал кинопредприятие, выпустившее около 400 фильмов. Его имя навсегда останется в российской истории. Будем помнить, что сделал для мира и России наш земляк, и будем возвращать справедливое признание заслуг Ханжонкова.

93Изобразил кинопромышленника в бронзе академик Российской академии художеств Сергей ОЛЕШНЯ (на фото).

— Я пересмотрел много мнений, критики, фотографий Ханжонкова — так и родился образ, — рассказал скульптор.

Любовь Суркова поведала собравшимся любопытную историю: когда скульптуру основателя российского кино ставили на постамент, мимо бывшей гостиницы проходил человек. «Казак Ханжонков вернулся домой! — сказал он. — Наконец-то!» Эта фраза стала настоящим лейтмотивом мероприятия.

— Есть те, с кого всё начиналось. Ханжонков именно такой человек, — отметила Любовь Суркова. — Первые научные фильмы, первые профессиональные актёры… На киноаппарате, над буквами А и Х, изображён Пегас, которого мастер сделал своим символом. Он сам взлетел от казачьего офицера до ведущего кинопромышленника России. Именно благодаря ему кино из балагана превратилось в искусство.

— Уж если человек, рождённый на Дону, что-то любит, так любит всей душой. Погружается в любимое дело с головой: именно потому Ханжонков был в одном лице и бизнесмен, и продюсер, и режиссёр, и сценарист, — считает известный телеведущий Дмитрий Дибров.

Добавим, что 24 августа память Александра Ханжонкова в Ростове увековечили ещё в двух местах: мемориальные доски были установлены на здании школы (пр. Будённовский, 64), где он учился, и на здании кинотеатра (ул. Большая Садовая, 64), где в 1905 году он на всю жизнь влюбился в кино, впервые посмотрев фильм.

Памятники Александру Ханжонкову установлены в нескольких городах

Ханжонков в Ростове…

Скульптуру в донской столице установили напротив гимназии, в которой учился Ханжонков. Любопытно, что недалеко от места, где теперь стоит бронзовый кинопромышленник, долгое время существовала Ростовская студия кинохроники.

…Ялте

В Ялте, на перекрёстке улиц Пушкина и Боткинской, памятник Ханжонкову установили в 2011 году. И установили не случайно. Наш земляк был создателем Ялтинской киностудии, много лет жил в Ялте, там он и умер. Гости города говорят, что рядом с памятником Ханжонкову всегда много желающих сфотографироваться.

…и в Макеевке

«Ханжонков Александр Алексеевич. Основатель российской и мировой киноиндустрии. Продюсер, сценарист, кинорежиссёр» — гласит надпись на памятнике, который был открыт в прошлом году в городе Макеевка (ДНР), где родился кинопромышленник. Интересно, что идею памятника предложил скульптор Зураб Церетели.

«Ростов официальный», 26.08.2016  

Как в Ростове сняли Пушкина

КАК В РОСТОВЕ СНЯЛИ ПУШКИНА

40В прошлом веке известный публицист Дмитрий Писарев призывал низвергнуть Пушкина с пьедестала. Позавчера в Ростове так и поступили...

Прохожие с любопытством поглядывали на Пушкина, которого стрела крана сняла с постамента. Но на балконы близлежащих домов не вышел ни один человек. Народ, как однажды выразился поэт, безмолвствовал.

Великого поэта низвергли с пьедестала быстро. Так, наверное, происходят все низвержения с больших постов. Но снять Пушкина оказалось не так-то просто...

Александр Сергеевич проезжал однажды через Ростов - во время поездки на Кавказ в 1820 году. Тогда нынешний наш город был еще в далекой перспективе. Тем не менее, факт пушкинского посещения вспомнила в 1885 году городская Дума, придумывая новые названия для улиц. Пушкинской нарекли бывшую Кузнецкую — на редкость грязную улицу, изобилующую трактирными заведениями и пьяными кузнецами. Заодно, чтобы не было обидно другим классикам, тогда придумали улицы Лермонтовскую и Тургеневскую.

Город быстро рос, и Пушкинская превратилась в одну из центральных улиц Ростова. В начале столетия посередине улицы насыпали земляную подушку, провели электричество. Уже тогда Пушкинская стала считаться улицей аристократической.

Решение воздвигнуть на ней памятник великому поэту приняли городские власти уже в нашем веке - в 50-х годах, в канун приближающегося 160-летия А.С. Пушкина. Монумент был заказан москвичам — скульптору М.А. Минкусу и архитектору Г.А. Шульцу. Памятник открыли в середине октября 1959 года. На постаменте, облицованном красным гранитом, возвышается четырехметровая бронзовая фигура поэта. Он здесь явно проездом, поскольку облачен в дорожное пальто покроя александровской эпохи. Опершись на что-то непонятное, гений залюбовался местными красотами...

41Через шесть лет Пушкина украсили, соорудив по бокам от него два четырехламповых фонаря - в подражание московскому памятнику. Мемориальное сооружение приобрело окончательный вид, когда по левую руку Александра Сергеевича возвели высотный жилой дом из белого кирпича, а напротив - еще более высокое здание института.

Но великий поэт вовсе не потерялся в таком высоком окружении. Гигантские постройки лишь подчеркнули его отрешенность, возвышенность над суетой. Пушкинский бульвар с памятником поэту является одним из красивейших мест Ростова.

Жить в городе и быть свободным от него нельзя. Ростовская слякотная погода, автомобильные выхлопы, проезжающие автомобили и самодеятельная стоянка транспорта прямо под памятником (победить которую оказалось, не под силу ни городской ГАИ, ни ГИБДД) вкупе сделали свое черное дело: памятник стал разрушаться.

Ростовчане уже привыкли к тому, что Пушкин позеленел. Особенно не удивлялись: от нынешней жизни позеленеет любой. Но патина, покрывшая бронзовый монумент, была не самой большой бедой. Гораздо более опасным стало разрушение фундамента и постамента. Пушкин, образно выражаясь, едва стоял на ногах и был готов рухнуть аккурат к своему 200-летию.

Именно поэтому администрацией города принято решение: произвести капитальный ремонт всего памятника, на что выделена по смете сумма в 348 484 рубля. Бронзовую фигуру - отреставрировать, а постамент - сперва снести до основанья, а затем...

- Памятник Пушкину будет восстановлен в прежнем виде к 20 мая, - заверила специалист городского управления культуры И.А. Юрченко. - К 200-летию великого поэта - как обойтись без памятника ему? Надо еще успеть озеленить газон у его подножия...

Работы по реставрации доверили специализированному предприятию «Дон-Реставрация», в активе которого - восстановление фасада и иконостаса Воскресенского собора в Старочеркасске, реставрация декора и каменотесные работы на здании Госбанка на проспекте Соколова. Вот что сказал корреспонденту «Вечернего Ростова» директор предприятия Г.М. Дулипский:

- Главная сложность демонтажа - не развалить постамент, потому что несущая конструкция утратила свои свойства. Сгнила арматура, цемент и щебень тоже раскрошились, поскольку в свое время все это делалось некачественно. Постамент полностью будет разобран - вместе с фундаментом из бутового камня, который уходит в грунт на метр семьдесят. Строительных документов на памятник не сохранилось. Работать нам придется вслепую. Еще одно затруднение: бронзовая фигура - не цельная, а состоит из нескольких частей, отлитых по отдельности и сваренных между собой. Нам остается догадываться, в каком состоянии сейчас сварные швы.

42Рабочие действовали с максимальной осторожностью. Постамент обвязали толстой веревкой, чтобы не рухнули вниз гранитные плиты. Подъемные стропы завели сначала под мышки поэту - чтобы не повредить торчащие полы пальто. Четыре тонны бронзы уважительно поставили на землю, придали им горизонтальное положение и лишь тогда аккуратно переправили в кузов ГАЗ-53. Грузовик даже вскрякнул под такой ношей.

Вся эта операция, без сомнения, войдет строкой в историю культурной жизни Ростова и станет подарком к его 250-летию. Рабочие (к слову, действовавшие очень слаженно и профессионально) отпускали шуточки вроде: «Что за Пушкин? Это который «Му-му» написал?..»

Желая приобщиться к великому (и рискуя совершить тяжкий грех святотатства), корреспондент «Вечернего Ростова» все-таки решился первым, до строителей, забраться на только что освободившийся постамент.

Глядя вниз на перекресток Пушкинской и Ворошиловского, осточертевший самому поэту, припомнил строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»... Рукотворный памятник Пушкину предстоит теперь в короткие сроки возвести ростовчанам.

- Ну теперь точно будешь стихи писать, корреспондент, - заметил один из рабочих...

19 марта 1999г., ВР.

Как "убивали" царя

Как «убивали» царя

50До прихода к власти Александра II Ростов-на-Дону набрал торгово-экономическую мощь, однако был связан по рукам и ногам бюрократическими правилами. Масштабные проекты мариновались десятилетиями.

В Ростове его боготворили

Всё изменилось, как по волшебству, в 1871 году, когда в ряде великих реформ было принято и Городское положение.

Теперь Дума получила право самостоятельно запускать миллионные проекты — банковские, строительные, транспортные… Тот Ростов, который называли русским Чикаго, начинался с реформ Александра II.

В Ростове и Нахичевани императора, без преувеличения, боготворили. Были Александровский сад с Александрийской колонной, Александровские школы, Александровский спуск, благотворительное Александровское общество и т.д. Памятник императору в 1890 году построили исключительно на деньги горожан. Его автором был знаменитый скульптор Михаил Микешин.

«До основанья, а затем…»

Когда пришло «новое время», большевики решили снести памятник и переплавить его в статую Ленина.

«Экзекуцию» назначили на 27 апреля 1924 года — первый день Пасхи. Утром на площадь пришли рабочие Главных железнодорожных мастерских и приступили к снятию памятника. С восточной стороны пьедестал подрыли и сняли мраморные плиты. Фонарные люстры и изгородь погрузили на грузовики.

Кровельщик вагонного цеха укрепил на шее царя канат.

В 10.30 рабочие потянули за канат — и памятник был сброшен. Царь головой вошёл в землю на пол-аршина. Площадь ответила криками «ура!», свистками и аплодисментами.

Памятник окружили коммунисты: колотили его кувалдами, вонзили зубило в императорское сердце. На грузовике останки изваяния увезли в цех и, по одной из версий, переплавили в скульптуру Ильича.

P.S. Император смотрел на купола Старого собора. Нынче на этом месте возвышается памятник св. Димитрию Ростовскому.

АиФ на Дону, выпуск 12 (672) от 21 марта 2007 г.

Как Военвед не заметил потери бойца

КАК ВОЕНВЕД НЕ ЗАМЕТИЛ ПОТЕРИ БОЙЦА

В СКУЛЬПТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ГЕРОЯМ-АРТИЛЛЕРИСТАМ, СТАЛО НА ОДНУ ФИГУРУ МЕНЬШЕ: ЕЕ СРЕЗАЛИ ВАНДАЛЫ...

69Вчера журналисты «Вечернего Ростова» вместе с милицией зафиксировали пропажу одного из пятерых бойцов скульптурной композиции, посвященной памяти героев-артиллеристов времен Великой Отечественной войны.

Памятник в честь артиллеристов 606-го полка 317-й дивизии, защищавших подступы к Ростову в ноябре 1941 года, стоит в уютном скверике на улице Оганова. В неравном бою бойцы под командованием С. Оганяна (Оганова) и С. Вавилова погибли, подбив около 30 немецких танков. Командиры посмертно были удостоены званий Героев Советского Союза, рядовые - награждены орденами и медалями (также посмертно).

И вот один из воинов героической батареи, казалось бы, навечно обосновавшейся здесь, вдруг покинул свой пост. Об этом в редакцию «Вечернего Ростова» сообщил наш читатель, пожелавший остаться неизвестным. Удивительно, но никто из жильцов окрестных домов не смог сказать, когда именно это произошло: «Может быть, в ночь на пятницу. А может, раньше?»

Долго не могли поверить в «побег» металлического бойца и в дежурной части отделения милиции № 2 на Военведе: «Это просто бред сумасшедшего! Мы каждый день проезжаем мимо памятника. Все на месте. Никто не обращался к нам с жалобой: ни жильцы, ни сотрудники районной администрации       

70Лишь после того как корреспонденты «Вечернего Ростова» проявили настойчивость, сообщив, что готовы подать заявление по поводу исчезновения артиллериста, сотрудники милиции согласились выехать для осмотра места происшествия.

Начали пересчитывать состав батареи: на месте был «батяня комбат», его бойцы с гранатой, винтовкой, артиллерийским снарядом. Но лишь фрагмент руки и нижняя часть торса, обутая в сапоги, осталась от солдата на заднем плане композиции... Все остальное вандалы беззастенчиво срезали.

Куда же отправился срезанный боец? Наверняка на какой-нибудь пункт по приему лома цветных металлов!

Две пожилые жительницы окрестных домов, скорбно покачивая головами, наблюдали за действиями сотрудников милиции, убедившихся наконец в реальности пропажи. Однако выразить свои чувства вслух они отказались: «О чем говорить? Если бы кого-то в городе это волновало, давно прекратились бы эти безобразия!»

Пессимизм пенсионерок понятен. Совсем недавно депутаты городской Думы утвердили новые правила приема и реализации лома цветных металлов, которые призваны предотвратить акты вандализма. Пункты приема работают теперь как бы по этим самым правилам.

Но что изменилось? Очередной любитель наживы внимательно исследовал памятник на улице Оганова. Обнаружил, что он создан не из гипса, как полагали многие, а из металла. Продумал план изъятия скульптуры – и осуществил его без особых проблем.

Неужели правы были огорченные жительницы с улицы Оганова: в очередной раз у властей все закончилось обычной «говорильней»? А на самом деле до прекращения «металлического» вандализма никому нет дела…

25 мая 1999г., ВР.
.