Ростов - город
Ростов - Дон !
ПАМЯТНИК ДИМИТРИЮ - ИЛИ СЕБЕ? Каким быть памятнику святому Димитрию Ростовскому? - этот вопрос, заданный «Вечерним Ростовом», вызвал взволнованные отклики ростовчан. Некоторые письма уже опубликованы в газете, но они все идут и идут. Разговор еще не закончен... Еще шесть лет назад злополучная модель, сделанная, как и все, что исполнял ее автор - блестяще и эффектно, «на заказ», - была отвергнута научным советом областного музея краеведения, не нашедшим в ней ни художественной, ни исторической ценности. Модель памятника святому Димитрию Ростовскому была сработана столь поверхностно, формально, что по содержанию и даже в трактовке лица походила более на автора, чем на подлинную историческую личность, чьи иконописные изображения широко известны. Имперское величие гипсового колосса было под стать предшествующим скульптурным героям А.А.. Скнарина. Нет у святых, в отличие от деятелей при культуре и государстве, ни гордыни, ни велеречивости, ни властности. Есть только вечная молитва - сердечная, некорыстная, святая. «От похвальбы происходит возношение, от возношения - падение, а падение есть от Бога отлучение», - так писал в «Азбуке духовной» святой Димитрий. Подумать бы об этом Скнарину, да и пересмотреть свой путь. Что оставил потомкам? На самых высоких пьедесталах - самые твердые и нерушимые (да нет, природа уже их разрушает) идеалы революции, прозванные после столичных фельетонов «каменными гостями». А чем «Преемственность поколений» на площади Стачки не «каменный гость»? Грозен и груб ее черный силуэт, нависший над городом. Кстати, низкий профессиональный уровень, художественность скнаринских изваяний отмечал в своем решении художественный экспертный совет Худфонда РСФСР, требуя остановить работы по сооружению монументов Скнарина. И все же они были возведены. Как и ныне - по настоянию городских властей. Не остановить рвущегося к «великому» как в теме, так и в масштабах ваятеля! Пришло новое время, души людей обратились к церкви, ее святым примерам. Для тех, кто разделял и властвовал в Союзе художников, пришло время реанимировать мертворожденный образ, улучшить, доработать, исправить детали. Осталась та же композиция - ложный пафос многометрового истукана, на высочайшем «ракетном» постаменте. Монумент привязан точнехонько к месту, где находился памятник царю-мученику Александру II, стоявшему в молении у кафедрального собора. И снова - одобрение городских властей и руководства культуры Ростова, и снова модель навязывается на закупку открещивающемуся от нее музею краеведения. Ну а если культурная общественность требует проведения конкурса на лучшее решение памятника - он устраивается, как в сказке: «исполнить модель скульптуры святому покровителю города за две недели». Без участия деятелей культуры, науки, верующих, священников, не слушая всех, кто успел высказаться в прессе, по телевидению, в книге отзывов, экспертная административная комиссия отметает всех участников, кроме Скнарина и столичного автора. Вероятно, две неделивсемостальным, кроме А.А. Скнарина, семнадцати участникам конкурса были даны для проформы, как статистам в уже написанной пьесе, где давно решен хозяйственный, но не духовный вопрос о памятнике святому. Да и успел ли кто из авторов прочесть за этот срок хоть один из томов св. Димитрия? Или пережить духовное содержание его жизни, чтобы взяться за святое дело помолясь, благословясь, трепещущими руками? А зачем? Ведь он казак был - Туптало - запорожский! Вот мы казака и изобразили! Сильного, могучего! Со всеми подробностями святого облачения! Вот на этом и нужно ставить точку. Ищите святого во всех величественных изваяниях - не найдете. Не было на русской земле помпезного митрополита-императора в те времена. И не потребовал бы он никогда себе памятник за два миллиарда, и не потеснил бы царя-мученика с его исторического исконного места у собора: «Зачем мне памятник, други мои! Памятник мой - книги и молитвы и недописанные рукописи в нетленном гробе. А памятники - их пусть католики себе ставят. В Ватикане...» С. ВАСИЛЬЕВ - скульптор,
Я. ЗАНИС - архитектор.
4 ноября 1996г. ВР.
|
ПАМЯТНИК ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ГЛАВЫ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА СВЯТОМУ ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ. ОН БУДЕТ УСТАНОВЛЕН В ЦЕНТРЕ РОСТОВА. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО -НА ПЛОЩАДИ ПЕРЕД КАФЕДРАЛЬНЫМ СОБОРОМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Сказано было: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». А дела? Знал ли, ведал ли смышленый паренек Даниил Туптало, сын запорожского казака-сотника Саввы Туптало, принимая монашеский сан, а также новое имя Димитрий, как память о нем отзовется в потомстве? Летописцы свидетельствуют: когда его хоронили (уже глубоким старцем митрополитом Димитрием Ростовским), по всем окрестностям разносился «малиновый» колокольный звон. Это большая честь, коей редко кто из людей не царской крови удостаивался. Было это почти три столетия назад, и было это на севере России - в Ростове Великом. Казалось бы, что нам до тех стародавних времен? Отчего это изо всех канонизированных на Руси святых решили именно ему - Святому Димитрию Ростовскому - поставить в городе нашем памятник? За разъяснениями следует обратиться ко временам почти уже 250-летней давности. Ведь Ростов поначалу представлял собою крепостное сооружение, а следовательно, имел сугубо военное назначение. Может, это случайность, простое совпадение, но крепость, которой по указу императрицы Елизаветы дано было имя Святого Димитрия Ростовского, никогда ни с кем не воевала. В результате спустя 74 года после того, как она была возведена по проекту замечательного русского архитектора А.И. Ригельмана, ее упразднили. Но... на месте ее уже зачиналась жизнь энергичного, оборотистого города, к которому прижилось старое, еще «крепостное» название. Правда, в несколько сокращенном варианте - Ростов. Историю эту знают многие. Однако, думается, не грех напомнить ее горожанам еще раз. Теперь о памятнике. Хорошо известно - лицо города определяет своеобразие его архитектуры. О городе также судят по наличествующим памятникам. Конечно же, не по количеству оных. В первую (но и в последнюю очередь) принимается во внимание художественная ценность сооружения, тот эмоциональный заряд, который оно несет в себе. Признаемся и в том, что Ростову не везет на памятники. И тут нечего пенять на судьбу. Сами ростовчане виновны в том, что почти у каждой ростовской скульптуры есть своя, не красящая ее, предыстория. Когда-то ростовские партийные деятели возомнили себя великими ценителями прекрасного. Результат этого аспекта их «деятельности» всем нам хорошо известен. Так был стерт с лица земли изумительный по своей архитектуре и внутреннему убранству Александро-Невский собор. Не стало собора Покрова Пресвятой Богородицы. Были уничтожены бронзовые памятники Екатерине II и Александру II. А ведь это были не только талантливые творения известных русских скульпторов. Их возводили исключительно на народные средства. На пожертвования. О скульптурах, которые сегодня стоят в городе, многое говорилось. Много было споров, ссор. Может, поэтому (с подачи одного московского журналиста) некоторые ростовские скульптуры сами же ростовчане называют сегодня «каменными гостями» Вот отчего решение администрации города объявить открытый конкурс на лучший проект памятника вызвало одобрение в кругах ростовской интеллигенции. Теперь очень важно сделать все возможное, чтобы эта задача не обернулась вновь шуткой, насмешкой по отношению к тем, кто всерьез поверил в Ростове отныне и навсегда вопросы, касающиеся всех горожан, должны решаться всенародно, а значит, честно и открыто. Основная задача конкурса - выявить лучшие эскизные проекты памятника Святому Димитрию Ростовскому, отвечающие традициям Русской Православной Церкви. Срок подачи конкурсных материалов - до 12.00 2 октября 1996 года. Решение по итогам будет принято до 9 октября 1996 года. По всем вопросам о проведении конкурса следует обращаться к специалисту городского управления культуры И.А. Юрченко. Телефон 66-52-86. Вот что сообщил по этому поводу корреспонденту «Вечернего Ростова» Нонне Мирзабековой заместитель главы администрации Ростова Ю.В. Балахнин (на него возложен контроль за выполнением распоряжения главы администрации города относительно проведения конкурса): - Сооружение памятника должно быть действительно делом всех ростовчан, всех тех, кто связывает с нашим городом надежды на будущее, добрые воспоминания о прошлом. Созданный несколько лет назад (в целях восстановления епархиального подворья при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы) попечительский совет взялся также осуществить сбор средств и для скульптуры Святому Димитрию Ростовскому. Отработана схема сбора средств. Мы будем благодарны всем, кто внесет свою посильную лепту... 17.09.96г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Памятник Екатерине II отольют в бронзе Около года работы и примерно три тонны глины понадобились скульпторам для изготовления шаблона, по которому отольют монумент российской царице. Памятник Екатерине II планируется установить в Ростове по инициативе армянской диаспоры. По словам представителя армянской диаспоры Рубена Бегалова, в своей работе ростовские скульпторы ориентировались на памятник, который в конце XIX века изготовили московские художники — отец и сын Чижовы. Этот памятник был установлен в Нахичевани в 1894 году, а после революции демонтирован и отправлен на переплавку. На его месте установили памятник Карлу Марксу. В настоящее время армянской диаспорой в Ростове решается вопрос о сборе средств на отливку из бронзы памятника императрице. Однако вопрос о том, где именно будет установлен монумент, остаётся пока открытым, сообщили в Нахичеванской-на-Дону армянской общине. «Ростов официальный», № 23 (1070) от 03.06.2015
|