rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Памятник Димитрию - или себе?

ПАМЯТНИК ДИМИТРИЮ - ИЛИ СЕБЕ?

    Каким быть памятнику святому Димитрию Ростовско­му? - этот вопрос, заданный «Вечерним Ростовом», вызвал взволнованные отклики ростовчан. Некоторые письма уже опубликованы в газете, но они все идут и идут. Разговор еще не закончен...

       Еще шесть лет назад злопо­лучная модель, сделанная, как и все, что исполнял ее автор - блестяще и эффектно, «на за­каз», - была отвергнута науч­ным советом областного музея краеведения, не нашедшим в ней ни художественной, ни ис­торической ценности.

      Модель памятника святому Димитрию Ростовскому была сработана столь поверхностно, формально, что по содержанию и даже в трактовке лица похо­дила более на автора, чем на подлинную историческую лич­ность, чьи иконописные изобра­жения широко известны. Импер­ское величие гипсового колос­са было под стать предшествующим скульптурным героям А.А.. Скнарина.

     Нет у святых, в отличие от деятелей при культуре и госу­дарстве, ни гордыни, ни велеречивости, ни властности. Есть только вечная молитва - сер­дечная, некорыстная, святая. «От похвальбы происходит воз­ношение, от возношения - па­дение, а падение есть от Бога отлучение», - так писал в «Азбуке духовной» святой Димитрий.

Подумать бы об этом Скнарину, да и пересмот­реть свой путь. Что оста­вил потомкам? На самых высоких пьедесталах - са­мые твердые и неруши­мые (да нет, природа уже их разрушает) идеалы ре­волюции, прозванные пос­ле столичных фельетонов «каменными гостями». А чем «Преемственность по­колений»  на площади Стачки  не  «каменный гость»? Грозен и груб ее черный силуэт, нависший над городом.

    Кстати, низкий профес­сиональный уровень, художес­твенность скнаринских изваяний отмечал в своем решении ху­дожественный экспертный совет Худфонда РСФСР, требуя оста­новить работы по сооружению монументов Скнарина. И все же они были возведены. Как и ныне - по настоянию городс­ких властей.

      Не остановить рвущегося к «великому» как в теме, так и в масштабах ваятеля!

   Пришло новое время, души людей обратились к церкви, ее святым примерам. Для тех, кто разделял и властвовал в Союзе художников, пришло время ре­анимировать мертворожденный образ, улучшить, доработать, исправить детали. Осталась та же композиция - лож­ный пафос многометрово­го истукана, на высочай­шем «ракетном» постамен­те. Монумент привязан точнехонько к месту, где находился памятник царю-мученику Александру II, стоявшему в молении у кафедрального собора. И снова - одобрение город­ских властей и руководст­ва культуры Ростова, и снова модель навязывает­ся на закупку открещива­ющемуся от нее музею краеведения.

    Ну а если культурная общественность требует проведения конкурса на лучшее решение памятника - он устраивается, как в сказке: «исполнить мо­дель скульптуры святому  покровителю города за две недели». Без участия деятелей культуры, науки, верующих, священников, не слушая всех, кто успел высказаться в прессе, по телевидению, в кни­ге отзывов, экспертная адми­нистративная комиссия отмета­ет всех участников, кроме Скнарина и столичного автора.

Вероятно, две неделивсемостальным, кроме А.А. Скнарина, семнадцати участникам кон­курса были даны для профор­мы, как статистам в уже напи­санной пьесе, где давно решен хозяйственный, но не духовный вопрос о памятнике святому.

     Да и успел ли кто из авторов прочесть за этот срок хоть один из томов св. Димитрия? Или пе­режить духовное содержание его жизни, чтобы взяться за святое дело помолясь, благословясь, трепещущими руками? А зачем? Ведь он казак был - Туптало - запорожский! Вот мы казака и изобразили! Сильного, могучего! Со всеми подробнос­тями святого облачения!

     Вот на этом и нужно ставить точку. Ищите святого во всех величественных изваяниях - не найдете. Не было на русской земле помпезного митрополита-императора в те времена. И не потребовал бы он никогда себе памятник за два миллиарда, и не потеснил бы царя-мученика с его исторического исконного места у собора: «Зачем мне па­мятник, други мои! Памятник мой - книги и молитвы и недо­писанные рукописи в нетленном гробе. А памятники - их пусть католики себе ставят. В Вати­кане...»

С. ВАСИЛЬЕВ - скульптор,
   Я. ЗАНИС - архитектор.
4 ноября 1996г. ВР.

Памятник Димитрию Ростовскому

ПАМЯТНИК ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ

РАСПОРЯЖЕНИЕМ ГЛАВЫ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА СВЯТОМУ ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ. ОН БУДЕТ УСТАНОВЛЕН В ЦЕНТРЕ РОСТОВА. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО -НА ПЛОЩАДИ ПЕРЕД КАФЕДРАЛЬНЫМ СОБОРОМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Сказано было: «Нам не дано предугадать, как наше слово от­зовется». А дела?

    Знал ли, ведал ли смышленый паренек Даниил Туптало, сын за­порожского казака-сотника Саввы Туптало, принимая монашеский сан, а также новое имя Димит­рий, как память о нем отзовется в потомстве?

Летописцы свидетельствуют: когда его хоронили (уже глубо­ким старцем митрополитом Ди­митрием Ростовским), по всем окрестностям разносился «мали­новый» колокольный звон. Это большая честь, коей редко кто из людей не царской крови удоста­ивался.

      Было это почти три столетия назад, и было это на севере Рос­сии - в Ростове Великом.

   Казалось бы, что нам до тех стародавних времен? Отчего это изо всех канонизированных на Руси святых решили именно ему - Святому Димитрию Ростовско­му - поставить в городе нашем памятник?

За разъяснениями следует об­ратиться ко временам почти уже 250-летней давности. Ведь Ростов поначалу представлял собою кре­постное сооружение, а следова­тельно, имел сугубо военное на­значение. Может, это случайность, простое совпадение, но крепость, которой по указу императрицы Елизаветы дано было имя Святого Димитрия Ростовского, никог­да ни с кем не воевала. В ре­зультате спустя 74 года после того, как она была возведена по проекту замечательного русского архитектора А.И. Ригельмана, ее упразднили. Но... на месте ее уже зачиналась жизнь энергичного, оборотистого города, к которому прижилось старое, еще «крепост­ное» название. Правда, в несколь­ко сокращенном варианте - Ро­стов.

      Историю эту знают многие. Однако, думается, не грех напом­нить ее горожанам еще раз.

     Теперь о памятнике. Хорошо известно - лицо города опреде­ляет своеобразие его архитекту­ры. О городе также судят по на­личествующим памятникам. Ко­нечно же, не по количеству оных. В первую (но и в последнюю очередь) принимается во внима­ние художественная ценность со­оружения, тот эмоциональный заряд, который оно несет в себе.

    Признаемся и в том, что Ро­стову не везет на памятники. И тут нечего пенять на судьбу. Сами ростовчане виновны в том, что почти у каждой ростовской скульптуры есть своя, не крася­щая ее, предыстория.

     Когда-то ростовские партий­ные деятели возомнили себя ве­ликими ценителями прекрасного. Результат этого аспекта их «деятельности» всем нам хорошо известен. Так был стерт с лица земли изумительный по своей архитектуре и внутренне­му убранству Александро-Невский собор. Не стало собора Покрова Пресвятой Богородицы. Были уничтожены бронзовые памятники Екатерине II и Алек­сандру II. А ведь это были не только талантливые творения известных русских скульпторов. Их возводили исключительно на народные средства. На пожер­твования.

      О скульптурах, которые сегод­ня стоят в городе, многое гово­рилось. Много было споров, ссор. Может, поэтому (с подачи одно­го московского журналиста) не­которые ростовские скульптуры сами же ростовчане называют сегодня «каменными гостями»

     Вот отчего решение админис­трации города объявить открытый конкурс на лучший проект памят­ника вызвало одобрение в кру­гах ростовской интеллигенции. Теперь очень важно сделать все возможное, чтобы эта задача не обернулась вновь шуткой, на­смешкой по отношению к тем, кто всерьез поверил в Ростове отныне и навсегда вопросы, ка­сающиеся всех горожан, должны решаться всенародно, а значит, честно и открыто.

    Основная задача конкурса - выявить лучшие эскизные проек­ты памятника Святому Димитрию Ростовскому, отвечающие тради­циям Русской Православной Цер­кви.

    Срок подачи конкурсных мате­риалов - до 12.00 2 октября 1996 года. Решение по итогам будет принято до 9 октября 1996 года.

     По всем вопросам о проведе­нии конкурса следует обращать­ся к специалисту городского управления культуры И.А. Юрченко. Телефон 66-52-86.

    Вот что сообщил по этому по­воду корреспонденту «Вечернего Ростова» Нонне Мирзабековой за­меститель главы администрации Ростова Ю.В. Балахнин (на него возложен контроль за выполнени­ем распоряжения главы админис­трации города относительно проведения конкурса):

     - Сооружение памятника до­лжно быть действительно делом всех ростовчан, всех тех, кто свя­зывает с нашим городом надеж­ды на будущее, добрые воспо­минания о прошлом.

Созданный несколько лет на­зад (в целях восстановления епархиального подворья при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы) попечи­тельский совет взялся также осу­ществить сбор средств и для скульптуры Святому Димитрию Ростовскому.

      Отработана   схема   сбора средств. Мы будем благодарны всем, кто внесет свою посиль­ную лепту...

17.09.96г.

Памятник Димитрия Ростовского

 
             Фонит? Не фонит?
 
403
 
416
 
417
 
405
 
406
 
407
 
408
 
 
 

Памятник Екатерине II отольют в бронзе

Памятник Екатерине II отольют в бронзе

244Около года работы и примерно три тонны глины понадобились скульпторам для изготовления шаблона, по которому отольют монумент российской царице. Памятник Екатерине II планируется установить в Ростове по инициативе армянской диаспоры.

По словам представителя армянской диаспоры Рубена Бегалова, в своей работе ростовские скульпторы ориентировались на памятник, который в конце XIX века изготовили московские художники — отец и сын Чижовы. Этот памятник был установлен в Нахичевани в 1894 году, а после революции демонтирован и отправлен на переплавку. На его месте установили памятник Карлу Марксу.

В настоящее время армянской диаспорой в Ростове решается вопрос о сборе средств на отливку из бронзы памятника императрице. Однако вопрос о том, где именно будет установлен монумент, остаётся пока открытым, сообщили в Нахичеванской-на-Дону армянской общине.

«Ростов официальный»,  № 23 (1070) от 03.06.2015
.