rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ТЗП в эпоху перемен

ТЗП В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

287Вступивший в силу федеральный закон «О розничных рынках» запретил управляющим рынками компаниям заниматься торгово-закупочной деятельностью. С 11 апреля все торгово-закупочные предприятия (ТЗП), входившие в состав ЗАО «Центральный рынок», перешли в разряд индивидуального предпринимательства.

Как эти изменения отразились на деятельности сотрудников предприятий, на жизни рынка и его покупателях, разбиралась наш корреспондент Елена Васильева.

Эти организации стали называться ТЗП при советской власти, хотя существовали еще с царских времен. Они заменили купцов, которые продавали в городах то, что изготавливали ремесленники или выращивали крестьяне в селах. Это было своеобразное промежуточное звено между производителем и продавцом, которое помогало реализовывать продукцию, упрощая длинный путь от грядки к прилавку.

Существовала отлаженная годами система, которая была поломана с переходом на свободные рыночные отношения. Торгово-закупочные предприятия, сохранившиеся кое-где, в том числе и на Центральном рынке, стали самостоятельно искать поставщиков и обеспечивали рынок сельхозпродукцией.

Сегодня все бывшие торгово-закупочные предприятия стали ИП. На первый взгляд может показаться, что изменился лишь их юридический статус. Они по-прежнему остаются на рынке, будут заниматься тем же делом, и даже в прежнем составе. Но на самом деле изменений много, и  отразятся они и на продавцах,  и на покупателях, да и на работе рынка в целом.

В первую очередь, нововведения коснулись самих сотрудников ТЗП. Раньше это были отдельные подразделения в составе большого предприятия под названием Центральный рынок. Теперь все нужно делать самостоятельно – и зарабатывать, и оплачивать высокую аренду, и вести всю отчетную документацию. Сергей Халевский, бывший заведующий ТЗП-4, только документы на новую форму собственности переоформлял в течение двух месяцев.

– Нервов все это у меня забрало много, иногда даже срывался на домашних. Самым неприятным было хождение по инстанциям. Отстоишь очередь к чиновнику, задашь вопрос, а тебе говорят: «Все написано в коридоре». И проверяющие как вороны налетели – здесь табличка должна висеть, здесь нужна копия свидетельства, здесь нет кассового аппарата. А его, между прочим, чтобы купить и зарегистрировать, нужно выложить 6 тысяч рублей. Исследования, замеры каждого рабочего места – тоже деньги, только работа СЭС обошлась в кругленькую сумму до 20 000. И так на каждом торговом месте. Еще ничего не успели заработать, а расходов уйма. Пришлось повышать цены на некоторую продукцию, иначе не укладываюсь. Конечно, это сразу почувствуют покупатели, ведь в основном к нам ходят люди небогатые. А потеря клиентуры скажется на работе и самого рынка. Кроме того, сократил двух работников, правда, количество торговых точек пока осталось прежним, но если они будут нерентабельны, придется от некоторых отказаться.

Бывшему ТЗП-17, в прошлом передовику рынка, пришлось это сделать уже сейчас. В его ведении остались лишь магазинчики, расположенные в мясном павильоне, с уличными лотками расстались. А ведь в каждом из них работали продавцы, и теперь они остались на улице.

Судьбой людей, здесь работавших, озабочены и руководство рынка, и бывшие заведующие ТЗП. Игорь Алексеевич, ранее возглавлявший ТЗП №16, а теперь индивидуальный предприниматель Демченко, искренне рад, что удалось избежать сокращения штата. Из трех павильонов осталось два,- но главное, говорит он, - люди не пострадали.

Некоторые сотрудники ушли сами, одного продавца перевели на склад, где освободилось место, поэтому смогли взять даже новую необходимую единицу – бухгалтера. Теперь они вместе прикидывают, как сохранить зарплаты хотя бы на прежнем уровне и заработать на развитие дела.

- Мы раньше находились можно сказать, в тепличных условиях.- рассуждает Игорь Демченко. Будучи сотрудниками Центрального рынка, имели большой соцпакет – бесплатные путевки для детей, 50% для взрослых, больничные, медстраховка. А какие праздники у нас проходили! Теперь всего этого мы лишены. Более того, индивидуальному предпринимателю придется изыскивать возможность и  оплачивать своим работникам отпускные, как положено по КЗОТу, искать им временную замену, чтобы не понести потери.

- За счет чего же можно удержаться на плаву?– За счет разумного распределения ресурсов, расширения ассортимента, создания лучших условий для покупателей и продавцов, и, конечно, отношения к делу. Ведь раньше сотрудника, работавшего спустя рукава, не увольняли, а переводили на другое место. Теперь придется работать на себя: не заработал – остался голодным. Если лоток, где продавец приносит маленькую выручку, а именно она является показателем работы, становится нерентабельным, его могут просто закрыть, оплачивать убыточное место никто не станет. И еще не известно, возьмут ли такого человека в другое ИП. Это серьезный стимул. Поэтому важно все – и внешний вид торгующего, и то, как он общается с покупателями. Лучших сотрудников мы намерены премировать, поощрять. Надеемся, что когда закончится реконструкция рынка со стороны Буденовского, увеличится количество посетителей, а значит, и продажи. Все это осуществимо, и уже есть пример – в павильоне на 5 квадратных метров подняли выручку за три недели с 3 000 руб. до 4 500 - 4 700 за день.

Далеко не все бывшие заведующие ТЗП так оптимистично настроены. Некоторые считают, что теперь между ними начнется конкурентная борьба. Кто-то сможет позволить себе снизить цены, а кто-то нет, значит, покупатель уйдет туда, где дешевле. Раньше как было – руководил торговый отдел, и если цены поднимались, то на всех ТЗП сразу. Теперь каждый за себя, а значит, кто сильнее, хитрее, тот и выживет, а речь идет именно о выживаемости.

На вопрос, зачем было нужно так все усложнять, когда существовала отработанная схема, почти все отвечают: кому-то в Москве это было нужно. Это у них монополия и рыночная мафия. – У нас, говорит Игорь Демченко, - нет контролирующих рынок группировок. Здесь все по-семейному, по-домашнему. Никто никому не препятствовал и ограничений не делал.

Сергей Халевский более категоричен в своих оценках: Ни для кого не секрет, что уже половина ростовского бизнеса находится под контролем столичного. Строятся огромные торговые комплексы, которым рынки мешают. Конечно, силы не равны, но мы все же пытаемся противостоять.

Сегодня в мире существуют две основные системы управления, в том числе и бизнеса – западная, больше даже американская, и восточная, скорее, японская. Принцип первой сводится к тому, чтобы взять от сотрудника предприятия как можно больше из того, на что он способен. При этом обеспечить ему условия работы и хорошую зарплату, а до личности, до человека никому нет дела. В основе восточной философии менеджмента лежит забота о коллективе и каждом сотруднике в частности. Потому что лишь там, где есть сплоченность и заинтересованность в общем деле, где все чувствуют себя уверенно и знают, что они необходимы, можно добиться наивысших успехов.

Наша страна сейчас находится в поиске экономического выхода, и за опытом все чаще обращается к западу. А ведь у нас есть свой, и не худший. Взять хотя бы то, как мы относимся друг к другу на работе, считая ее вторым домом. Теперь это утрачиваем, подражая загранице. Переняли даже агрессивные методы работы в торговле. К примеру, в супермаркетах есть сотрудник, в обязанности которого входит выявлять нарушения коллег. Чем больше он их найдет, тем выше его премия. Никто не говорит, что реструктуризация рынков приведет именно к таким результатам. Но позволят ли эксперименты сохранить лучшее из накопленного? Мы уже разрушали когда-то церкви, теперь их восстанавливаем. Кто знает, может, через несколько лет вернем в села потребкооперацию, а на рынки ТЗП?

29.06.2007http://www.trademarket.ru/markets/publish_detail.php?IBLOCK_TYPE=news&ID=994&iMarketID=864
.