rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Гастелло улица

Содержание материала

    На окраине Ростова-на-Дону. на Таганрогском шоссе, недалеко от нынешней железнодорожной станции Ростов-Западный, стоит и по­ныне группа четырёхэтажных домов архитектурной композиции конца 20-х - начала 30-х годов XX сто­летия. С самого начала в них про­живали семьи лётного и инженерно-технического, состава близлежа­щего военного аэродрома.

0708В 1934-1939 годах в этих домах проживали два лётчика 21-й авиабригады - Александр Маслов и Николай Гастелло. Служи­ли вместе - и погибли в один и тот же день, в один и тот же час, на пятый день Великой Отечествен­ной войны,  26 июня 1941 года, при выполнении одного и того же задания командования: нанесение бомбового удара по немецкой танковой колонне. И упали, сбитые немецкими «эрликонами», пилотируе­мые ими ДБ-3 недалеко друг от друга, и погребены были останки их экипажей практически рядом, в Радошковичах...

Одному из них - капитану Н. Гастелло - Указом ПВС СССР от 26 июля 1941 года было при­своено высокое звание Героя Со­ветского Союза, а в годы послево­енные на одном из военведовских домов, бывшем ДНС-6, была установлена мемориальная доска.

    Второй из них - капи­тан Александр Маслов - тогда, в 1941-м, был объявлен без вести про­павшим - со всеми выте­кающими последствиями для его семьи в свете при­каза Верховного главноко­мандующего Вооружёнными силами СССР № 270 от 19 августа 1941 года. И высо­кое звание Героя России присвоено ему было лишь 55 лет после совершенного подвига Указом президента РФ № 636 от 2  мая 1996 года...

     09Многолетние поиск и исследования историка и журна­листа Эд. Поляновского позво­лили воссоздать картину того дня. Утром 26 июня 1941 года на бомбежку вражеской танковой ко­лонны вылетели две эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка 42-й авиадивизии, одну из них вел капитан А. Маслов, вто­рую - капитан Н. Гастелло. Удач­но отбомбившись, ДБ-3 легли на обратный курс, но попали под же­стокий обстрел «эрликонов». Пер­вой была подожжена машина ка­питана А. Маслова. Развернув свой горящий бомбардировщик, комэск А. Маслов направил его на пози­цию вражеских зенитчиков - и, по­давив зенитки ценою жизней собственного экипажа, спас этим другие машины, уходившие на свою базу.

    Следом был подожжён ДБ-3 комэска капитана Н. Гастелло. Как поступил он в этой ситуации - из­вестно всему миру...

     По сути дела, бессмертие од­ного героя и небытие другого со­седствовали рядом.

   Обоих героев - Героя России капитана Александра Маслова и Ге­роя Советского Союза капитана Ни­колая Гастелло - можно считать ростовчанами: оба они жили в Ростове-на-Дону и оба ушли на боль­шую войну из военведовского дома, оба погибли фактически одновре­менно во славу своей Отчизны, в борьбе за её честь и независимость.

Капитана Н. Гастелло знают все, о подвиге капитана А. Мас­лова знают лишь единицы.

Пришла пора увековечить па­мять о герое и установить на военведовском доме вторую мемори­альную доску - в честь подвига капитана Александра Маслова.

 

 

            Уходил на подвиг из Ростова

      К 60-летию героического тарана Николая Гастелло

   Имя капитана Николая Францевича Гастелло, в летописи Великой Отечественной войны, стало символом бесстрашия на пятый день войны - 26 июня 1941 года, его экипаж совершил бессмертный подвиг.

     Когда-то о нем знали в нашей стране все. Сейчас, по прошествии 60 лет, стоит, наверное, напомнить молодым об этом легендарном человеке и его экипаже. Тем более, что Николай Гастелло уходил на фронт из Ростова, где прожил почти семь довоенных лет, проходя службу в 1-м тяжелобомбардировочном полку на самолетах ТБ-3. Он всегда с теплотой говорил об этом городе. В Ростовском гарнизоне Гастелло вырос, закалился, возмужал.

    - Когда после окончания Луганской летной школы в 1934 году, я получил назначение для прохождения летной службы в Ростов, мои товарищи с завистью называли меня счастливчиком. А я до глубины души радовался этому, - мои мечты сбылись, мне предстояло быть жителем этого замечательного города, - так Гастелло признавался своему соседу по квартире штурману отряда Василию Михайловичу Чистякову. На доме в военном городке, где жил Гастелло теперь установлена мемориальная доска. За месяц до начала войны Гастелло перевели с повышением по службе, на должность командира эскадрильи, на более совершенную технику - самолеты ИЛ-4, или как их еще называли ДБ-3ф, в 207 дальнебомбардировочный авиаполк, в котором он и совершил подвиг.

   Из вылетевших днем 26 июня, на боевое задание трех самолетов, возвратился только экипаж старшего лейтенанта Федора Кузьмича Воробьева. Он вместе со своим штурманом лейтенантом Анатолием Васильевичем Рыбасом, стали очевидцами гибели экипажа Гастелло. Не будь их никто и никогда не узнал бы подробности последнего боя звена бомбардировщиков и в частности, экипажа Гастелло.

     А дело было так - над целью - развилкой шоссейной дороги Радошковичи-Минск, мы появились неожиданно, - рассказывал А. Рыбас. Нам было видно, как гитлеровцы в панике бросились в перелесок, пытаясь скрыться. Когда на головы противника был сброшен бомбовый груз, в этот момент произошла роковая и непредвиденная случайность - ослепительный огонь охватил самолет Гастелло. Сбить пламя с горящего самолета было нельзя, прыгать на малой высоте с парашютом бессмысленно, он не успеет раскрыться, и даже если раскроется, экипаж ждет фашистский плен. Гастелло принимает мужественное решение - направить горящий самолет в гущу немецких танков и бронемашин.

     Подвиг Н. Гастелло был высоко оценен. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

   Несколько десятков лет тому назад, автору этих строк пришлось присутствовать на открытии памятника экипажу Гастелло в городе Починок под Смоленском, недалеко от аэродрома Боровское, с которого самолет Гестелло стартовал в свой бессмертный полет. Здесь я познакомился с сыном Н. Гастелло - Виктором, преподавателем академии, полковником. Он рассказывал что еще будучи школьником, помнит, как отец в свободное от службы время, любил мастерить модели воздушных кораблей, и увлекал в это дело его.

    В Починке я познакомился и с женой штурмана Г. Скоробогатого - Марией Кондратьевной. Она рассказала, что Григорий Николаевич до авиаучилища, работал технологом по ткачеству на Арженском суконном комбинате г. Рассказово под Тамбовом. Арженцы свято чтят память об этом человеке.

   Нельзя не упомянуть о случае, когда в печати ("Известия") спустя десятки лет после свершения подвига, делалась попытка, как-то принизить подвиг экипажа Гастелло, вызвать сомнения у читателей, будто бы подвиг совершил не капитан Гастелло, а капитан А. Маслов, с этого же 207 дальнебомбардировочного авиаполка. Спрашивается зачем? Ведь доказано, что подвиг Гастелло был, что он проявил героизм, сознательно пошел на верную смерть. Да, тогда же, в том же месте погиб и капитан А. Маслов, и его героизм отмечен. Указом Президента А. Маслову и членам экипажа В.М. Балашову, Б. Байскбаеву и Г. Реутову, присвоено звание героев России. Так стоит ли заставлять мертвых сводить счеты друг с другом? Н. Гастелло и А. Маслов, члены их экипажей были и останутся для нас героями.

    ... Давно отгремели суровые годы войны, но русские люди свято чтят и будут чтить всегда, память героев "огненного" экипажа Н. Гастелло, проложившего путь в бессмертие.

    В заключение хочется сказать, что (в 1992 году) полк имени Гастелло перестал существовать. Базируясь в Узбекистане (г.Фергана) он был передан ВВС Узбекистана и получил новое наименование - 62 авиационный полк военно-транспортной авиации.

   Сейчас для увековечения памяти Гастелло Советом ветеранов полка возбуждено ходатайство перед командованием ВВС России о присвоении 535 отдельному, смешанному авиационному полку - наименования Первый гвардейский авиационный полк имени Н. Гастелло, который базируется на аэродроме Ростова-на-Дону, того места где в 1932 году начинал свое зарождение 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк, впоследствии 1-й гвардейский авиаполк дальнего действия им. Н. Гастелло. Приемственность продолжается.

Александр Боднар.
Бывший старший штурман полка имени Гостелло, полковник в отставке. Член Союза журналистов России.
(с) "Молот", 26 июня 2001 г., N70 (22734).

 

ПЕРЕЧЕРКНУТОЕ БЕССМЕРТИЕ

370Впрочем, надеюсь, сегодня все эти знаки внимания там появят­ся. Память о Гастелло жильцы дома чтят, несмотря на нашумев­шую серию разоблачительных статей в «Известиях», опублико­ванных год назад под общим за­головком «Два капитана». Их ав­тор Эдуард Поляновский утверж­дал, что подвиг Гастелло - вы­мысел официальной сталинской пропаганды.

ОГНЕННАЯ КОМЕТА ВРЕЗАЛАСЬ В ТАНКИ,,,

(Официальная версия героичес­кой гибели капитана Гастелло и его боевых товарищей.)

Нет числа описаниям подвига экипажа бомбардировщика в со­ставе командира капитана Нико­лая Гастелло, лейтенантов Анато­лия Буденкжа и Григория Скоробогатова, старшего сержанта Алексея Калинина... 26 июня 1941 года (на четвертый день войны) они вылетели для нанесения бом­бового удара по колоннам про­тивника на участке дороги Молодечно - Радошковичи. При вы­полнении боевого задания в са­молет попал зенитный снаряд. Сбить пламя не удалось, и Гас­телло направил свой «ДБ-ЗФ» в скопление вражеских танков. Пе­ред этим он приказал экипажу покинуть объятую пламенем ма­шину, но все трое предпочли фа­шистскому плену смерть.

Указом Президиума Верховно­го Совета СССР от 26 июля 1941 года Николаю Францевичу Гастел­ло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Через 17 лет остальные члены экипажа бомбардировщика (тоже посмертно) награждены ордена­ми Отечественной войны.

ЛЕТЧИКИ ПОШЛИ НА ТАРАН, ДА ПРОМАХНУЛИСЬ?

(Версия тех событий историка Э. Поляновского.)

...26 июня 1941-го на свой аэродром не вернулись экипажи командиров эскадрилий капитанов Н. Гастелло и А. Маслова. Их ве­домые сообщили, что наблюдали, как Гастелло «направил объятый пламенем самолет в самую гущу танков», а бомбардировщик Мас­лова «отлетел в сторону леса».

Однако в мае 1951 года при перезахоронении  останков  Гастепло в его могиле были обнару­жены останки... Маслова!

Дальше - больше. Автор статьи в «Известиях» приводит воспоми­нания очевидцев последнего боя летчиков. Местные жители утвер­ждают, что один наш бомбарди­ровщик упал в поле, в рожь, а второй - на окраину болота. Ни­кто, выходит, немецкие танки не таранил.

Поляновский, собрав все фак­ты воедино, пришел к такому выводу: подвиг совершили и под­чиненные Гастелло, и боевые друзья Маслова. «Посмотрите, с какой зеркальной точностью приняли смерть два друга, - пишет он. - Оба отбомбились, отстрелялись, оба могли попы­таться спастись, но пошли на таран. Оба промахнулись: пере­лет - недолет...»

РОСТОВСКИЙ ХРАМ ГАСТЕЛЛО - «СПАС НА СКЕЛЕТАХ»

В четырехкомнатной квартире № 18 дома на Таганрогском шос­се, принадлежащей когда-то Гас­телло, сейчас живет семья пол­ковника в отставке Анатолия Пет­ровича Алымова. Раньше он пре­подавал на одной из кафедр Ро­стовского высшего военного ко­мандно-инженерного училища ра­кетных войск, а когда снял пого­ны - в Ростовской государствен­ной экономической академии.

Я познакомился с Анатолием Петровичем, когда тот ремонти­ровал кодовый замок на двери подъезда. Разговорились... Неве­селая состоялась беседа!

К прошлогодней публикации в «Известиях»   Алымов   относится крайне отрицательно. По его сло­вам, разоблачения Поляновского - попытка лишить нас героического прошлого. И молодогвардейцев сейчас пытаются опорочить, и Александра Матросова...

Наследник жилища Гастелло, оказывается, знаком с его сыном - Вадимом Николаевичем.   Он приезжал из Москвы в Ростов в 1991  году - на пятидесятилетие гибели отца. Тоже военный лет­чик, по званию - полковник. Работал в научно-исследовательском институте.

Когда мы обедали в ресторане   гостиницы   «Интурист», я предложил Вадиму съездить к нашему дому, да неправильно повел разговор, и он отказался, - сказал корреспонденту «Вечерне­го Ростова» А.П. Алымов. - Повел речь отом, что дом заброшен, потихоньку разрушается - никому до этого дела нет...

Действительно, историческая четырехэтажка имеет довольно неприглядный вид. Давным-дав­но прохудились трубы теплотрас­сы - кипяток по лоткам стекает в подвал. А восемь месяцев на­зад стояк питьевой воды проржа­вел - с тех пор и фонтанирует. Между прочим, в этом доме на­ходится контора участка военведовского домоуправления № 4.

Фундамент  разрушается,  в квартирах первого этажа - сыро, комары. И мокрицы нас одолели, - перечислял свои беды Анатолий Петрович.

В прошлом году в полузатоп­ленном подвале обнаружили два скелета - скорее всего, бродяги здесь душу отдали.

Такая у нас страна - где ни копни, обязательно наткнешься на чьи-то истлевшие кости. Вот и в могиле Гастелло, выходит, лежит другой человек. Тоже, говорят, герой, чей подвиг - бес­смертен.

Такой мы народ - вчера неистово поклонялись людям-мону­ментам, людям-символам, а сегодня так же неистово от них открещиваемся.

Глядят на эту нашу пустую суету Гастелло и Маслов из своих неведомых небесных сфер —  и,   может  быть,   им  нас  просто жалко…

24 апреля 1998г., ВР.

 

 

 

 

.