rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Ростов остался без Артека

   Корреспондент "Газеты Дона" решил выяснить, как выглядел бы родной город, если бы случилось чудо и архитекторам удалось воплотить в жизнь все свои проекты.
    Закройте глаза и представьте сверкающий огнями Зеленый остров. Висячий мост через Дон. Ухоженные аллеи парка, аттракционы, современные спортплощадки и роскошный аквапарк. Таким мог бы стать любимый ростовчанами островок. Грандиозный проект по созданию парка культуры и отдыха для горожан так и остался лишь на бумаге. Как, впрочем, и многие другие проекты ростовских архитекторов.

Планов громадье     - План преобразования Зеленого острова действительно был очень интересным, - с грустью вспоминает заслуженный архитектор России профессор Норальд Нерсесьянц. - В его западной части мы планировали построить грандиозный парк - с фонтанами, бассейнами, спортплощадками, искусственным водоемом и культурным центром.
    Восточная часть острова предназначалась для ребятишек. Здесь мечтали создать свой Артек - "пионерскую республику" для ростовчан. Теплые корпуса, школа, спортивные сооружения...     По замыслу авторов, с остальным городом Зеленый остров должен был быть соединен двумя мостами: первый шел от 31-й линии, второй - от Театрального спуска.     Проект преобразования Зеленого острова был лишь частью генплана Ростова, разработанного в начале семидесятых группой донских зодчих, во главе с главным архитектором Ростова тех времен Н.Н. Нерсесьянцем.     - К сожалению, из всего генплана удалось претворить в жизнь лишь малую его часть, - рассказывает Нерсесьянц. - Построены Западный и Северный жилые массивы, хотя и там не все довели до ума. Реконструировали улицу Пушкинскую, наконец достроили Музыкальный театр.     Значительная часть генплана так и осталась не реализованной: не построена новая магистраль, проходящая по ул. Сиверса, далее через Дон с выходом на Батайск, нет двух мостов через Дон, не существует комплексной застройки Театрального спуска... Трактор в греческом стиле     За необычную форму копия ростовского драмтеатра помещена в британский музей. Между тем, ставший знаменитым театр мог выглядеть совсем иначе и располагаться на месте сегодняшней стелы.     - В конце двадцатых годов был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект ростовского драмтеатра, - рассказывает Нерсесьянц. - Согласно первоначальному замыслу, он должен был располагаться на южной стороне площади возле здания СКЖД. Но в последний момент в Ростов приехали два выдающихся архитектора, Щуко и Гельфрейх, и предоставили свой внеконкурсный вариант. Именно он и был принят комиссией. В результате театр стоит лицом к Дону.      В годы войны здание было почти полностью разрушено. Период реконструкции пришелся на середину пятидесятых годов.      - Поначалу рассматривались варианты реконструкции с мощным декором, колоннадами в духе Древней Греции. Но потом все же решили оставить прежний облик театра, но уменьшить его вдвое. В результате "трактор" лишился "кабины", но появился маленький внутренний дворик и место для нынешнего Зеленого театра. Сталин ростовчанам не указ

     Знаменитые ростовские кони на площади рядом со зданием областной администрации появились, в общем-то, случайно.
     Согласно первоначальному замыслу архитектора Голосова, в центре площади должна была возвышаться башня административного здания. Ее так и не построили - помешала война. При восстановлении Дома Советов уже само здание должно было обрести башню со шпилем в духе сталинской архитектуры.      - Я сам видел этот проект, - рассказывает Норальд Нерсесьянц. - В правом верхнем углу стояла роспись: "Одобряю. Сталин".      Однако впоследствии первоначальный проект здания претерпел значительные изменения. Большая часть комплекса так и не была построена. Вместо офисной башни и купольного зала для совещаний разбили сквер. Там и нашлось место для коней.

Музей с рестораном

      Еще одна несбывшаяся мечта ростовских архитекторов - русско-армянский культурный центр, который должен был быть построен в районе нынешнего музея Сурб-Хач.
      Проект был разработан архитектором Григоряном, уроженцем Ростова.       - Проект Григоряна интересен тем, что рассматривал объект в целом - храм, прилегающую к нему территорию, спуск, водоем, остров, - считает потомок основателя музея Сурб-Хач, ростовский краевед Эдуард Вартанович Чинчан. - Согласно проекту, здание храма должно было быть использовано по назначению - в качестве церкви. Рядом с Сурб-Хачем планировали построить культурный центр. На небольшом островке напротив монастыря предполагалось построить ресторан армянской кухни.       В семидесятые годы правительство Армении взяло на себя все финансовые расходы по восстановлению монастыря Сурб-Хач. Политико-экономические катаклизмы не позволили реализовать проект в полной мере и построить здание музея.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 01(317) от 05-01-2005

О привокзальной парковке страшно и подумать, А О «МИЛЛЕНИУМЕ» ХОЧЕТСЯ МЕЧТАТЬ

37Как уже сообщал «Вечерний Ростов», на заседании городского градостроительного совета ростовские архитекторы решали судьбу многоуровневой автостоянки на Привокзальной площади, нового жилого комплекса на улице Текучева и торгового центра на проспекте Буденновском.

На этот раз градостроители ре­шили, что многоуровневой авто­стоянке и очистным сооружени­ям на Привокзальной площади - быть! Многострадальный проект этой многоэтажной парковки от заседания к заседанию претер­певал различные изменения. Про­ектировщики всеми способами пытались решить проблему за­груженности автотранспортом площади трех вокзалов и строи­тельства в этом районе очистных сооружений. Но их идей и пред­ложения не раз разбивались на градостроительном совете в пух и прах. Те архитекторы, которым не безразличен внешний облик нашего города, никак не могли смириться с появлением абсо­лютно чуждого элемента в общей композиции Привокзальной пло­щади, являющейся «воротами» нашего города. Они предлагали «передвинуть» многоэтажную пар­ковку на место бывшего вещево­го рынка «Супермаркет».

Последний утвержденный проект автопарковки, пожалуй, еще хуже предыдущих. Дело в том, что очистные сооружения на этот раз ре­шили сделать не под парковкой, а рядом с ней. Причем «отстойник» будет представлять собой какую-то несуразную громоздкую короб­ку, закрывающую некоторые зда­ния площади. Правда, эксперты пообещали ростовчанам, что «пло­хой запах отстойник источать не будет». Сама же стоянка будет трехэтажной и рассчитанной на 400 - 500 машин. Это вовсе не устранит проблему с транспортной неразберихой у вокзалов, для удач­ного решения которой требуется парковка как минимум на 1000 -1500 автомобилей.

Так что в скором времени мы лишимся одной из городских пло­щадей. Привокзальная перестанет быть таковой, будучи загромож­денной очистными сооружения­ми несуразного вида, многоэтаж­ной парковкой и уже достраива­ющимися кафе, автозаправками и автомойками. Правда, ростовча­не смогут утешиться тем, что но­вые постройки в большинстве своем будут со сплошным озеркаливанием или остеклением.

Второй проект, представленный на суд градостроительного сове­та, был по-настоящему удачным. Это новый жилой многоэтажный комплекс, ограниченный улицами Мечникова, Текучева, переулком Семашко и проспектом Буденновским (авторы Ю.К. Залунин и В.П. Тютюнников). Пятиэтажные «хрущевки» на Мечникова реше­но оставить, а вот все одно- и двухэтажные обветшавшие по­стройки на этом участке пойдут под снос. На их месте в скором будущем возведут 10-, 14- и 16-этажные дома. Комплекс рас­считан на 700 с лишним совре­менных благоустроенных квартир, с семиметровыми лоджиями и жилой площадью не менее 90 квадратных метров. Предусмотре­ны подземные парковки и детс­кие площадки. На улице Текуче­ва появится и новый трехэтаж­ный торговый центр, прекрасно гармонирующий с этими совре­менными многоэтажками. Этот проект, которому дали название «Миллениум», был принят архи­текторами на ура (о нем уже рас­сказывал «Вечерний Ростов»).

После острых дебатов по по­воду строительства парковки и детального изучения тропинок и газонов между высотками «Миллениума» градостроительный со­вет с легкостью решил проблему с возведением еще одного ново­го торгового центра на проспек­те Буденновском.

Теперь неподалеку от Дома быта вырастет еще одно массивное четырехэтажное здание, в ко­тором ростовчане смогут приоб­ретать промышленные товары. Его проект был безукоризненным, но каким-то уж очень безликим. Мо­жет, таким он показался после ве­ликолепия «Миллениума»? Или просто проспект Буденновский заслуживает более современных и эстетически-привлекательных ар­хитектурных преобразований?

На репродукции: проект нового жилого комплекса «Миллениум».
18 декабря 2000г., ВР.

Ушли от «точечной» застройки, чтобы попасть в точку!

Знакомая всем жителям центра картина, когда рядом с престижными новостройками долго продолжают тесниться давно отжившие свой век трущобы, скоро должна измениться. Развитие строительного комплекса города и приток инвесторов позволяют начать переход от «точечной» застройки к комплексной. Это даст возможность обеспечить всё население, а не только «избранных», социальной инфраструктурой, полностью ликвидировать аварийную и ветхую застройку, сформировать новый облик магистралей города.

Первопроходцем в этой работе в Ростове становится Кировский район. Как доложил на Думе глава его администрации Павел Гайденко, на территории района появятся два градоформирующих комплекса: «Южный въезд» площадью 200 га (в границах от верхней бровки набережной до левобережья в створе Театрального и Ворошиловского проспекта), и собственно «Центральный» (пр. Кировский — ул. Суворова — пер. Журавлёва — ул. Пушкинская). Там предстоит возвести в общей сложности 400 тыс. кв. метров жилых и общественных зданий с одновременной ликвидацией 18 тыс. кв. метров старой застройки.

Правда, это планов громадьё, похоже, не вполне согласовано с возможностями тех, кто берётся претворять их в жизнь. Серьёзная озабоченность высказывалась в адрес «Донской инвестиционно-строительной компании», не успевающей с организацией работ на «Южном въезде». Предлагалось даже разделить комплекс на две части и действовать поэтапно.

Беспокоит депутатов и судьба «Центрального», правда, больше по другим причинам. Земля здесь, конечно, золотое дно, но нельзя понимать это в буквальном смысле и запредельно уплотнять застройку, как предлагают проектировщики. Стремление инвесторов — извлечь из каждого квадратного метра максимум выгоды — может создать для жителей и посетителей центра массу неудобств, лишить район чистого воздуха и неба над головой.

Говорили выступающие и о недостаточном, мягко говоря, вкусе застройщиков, которому потакают и архитекторы. Это касается не только новостроек — уже обезображены многие старинные здания, являющиеся частицей истории города и создающие его атмосферу. Михаил Чернышёв с ходу назвал несколько адресов домов с аляповато раскрашенными в несколько цветов фасадами, вычурными разномастными лестницами, которые владельцы магазинов и офисов лепят каждый на свой лад. Где гарантия, что всё это не повторится в уже более широких масштабах?

Единственное, что никто из выступавших не подвергал сомнению, так это необходимость создания самих градоформирующих комплексов. Переход от «точечной» застройки к комплексной поможет поставить точку в решении многих городских проблем. Другое дело, чтобы при этом не наплодить новых, не лишить Ростов его неповторимого облика.

1 сентября 2004г., РО.
.