rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Ростов ждет тибетских монахов

Об этом сейчас можно услышать в разных местах: от театра до парикмахерской, и это – не слухи. В донскую столицу в самом деле приедут буддийские монахи, чтобы создать из особого цветного песка мандалу.

Трудиться над мандалой монахи будут не в затворничестве, а при всем честном народе - в областном краеведческом музее. С 1 февраля, в течение нескольких дней. Чтобы получить более полное представление об этом таинственном процессе, хорошо бы побывать в музее не единожды. Для таких любознательных музей приготовил специальный абонемент.

В мандалах важна сама энергия созидания: их, как правило, долго не хранят. Вот и та, что появится в Ростове, будет рассыпана и развеяна на 11-й день в знак мимолетности всего сущего. Песчинки же принесут в дар духам воды.

А в областной филармонии 8 и 11 февраля наши восточные гости исполнят тибетские песнопения.

24.01.2007г., НВ.
 
 

Всюду – мандала

 

70Как мы уже сообщали, 1 февраля в областном краеведческом музее откроется выставка «Песочная мандала», и четверо тибетских монахов начнут возводить ментально-символический дворец Лазурного Будды медицины. Это вызывает большой интерес, и редкое прежде у нас слово «мандала» звучит теперь в самых неожиданных ситуациях.

  Однако есть в Ростове люди, для которых мандала – не экзотика: обучающиеся на дизайнеров студенты Южно-Российского гуманитарного института не первый год узнают о принципе мандалы из учебников и лекций.
     Зачем нашим дизайнерам мандала? Уж не на Востоке ли собираются практиковать? Этот вопрос я задала Мариэтте Сориной, кандидату педагогических наук, зав. кафедрой графического дизайна ЮРГИ.
      Так вот: принцип мандалы дизайнеры постигают в рамках обязательной учебной дисциплины – цветоведения.
  - «Мандала» переводится с хинди как «платформа мироздания». Это – система концентрических кругов, треугольников, квадратов и их цветовых решений, - пояснила Мариэтта Олеговна. – В мандале находит свое выражение цветографическая модель Вселенной. Это очень древнее знание. Но тибетская культура отразила его раньше других.
   В общем, как я поняла Мариэтту Сорину, на примере мандалы студенты изучают гармонию геометрических и цветовых сочетаний.
    А принцип мандалы обнаруживается повсюду. Планы многих храмов (особенно – католических), построенных по крестово-купольной системе, - мандала! И витражные розы готических соборов, и узорчатые полы в знаменитом соборе святого Марка в Венеции (как, впрочем, и в ряде других) – мандала.
     «Круглые столы» переговоров тоже появились не просто так.
     - Круглый стол, - настоящий, а не условный, стоящий в центре зала, - говорит Мариэтта Олеговна, - создает особую психоэмоциональную среду, способствующую гармоничному состоянию людей и достижению соглашений. И эта геометрическая модель основана на принципе мандалы.
     О мандале вспомнит знаток, бросив взгляд на циферблат часов и на торт – это чудо кулинарного искусства.
     Да что там часы, торт, а также народные танцы по кругу, если сам человек по принципу мандалы устроен…
     - Помните рисунок Леонардо да Винчи, где человек так распростер руки, что словно превратился в геометрическую фигуру? Леонардо использовал «сетку мандалы». А само изображение связано с пересекающимися в человеке энергиями.
    - Говорят, что тибетские монахи могут с помощью мандалы и карму исправить, и здоровье подкорректировать. Студенты тоже пытаются этого достичь?
       - Только сведущий лама способен создать истинную мандалу. Несведущим браться за это нельзя: можно навредить.
    Мы же, учитывая принципы мандалы, делаем современные орнаменты, гармонизирующие среду и внутреннее состояние человека. Некоторые из них способствуют улучшению физического и психического здоровья. Например, мандалы (круговые и квадратные орнаменты), где преобладает бирюзовый цвет, улучшают самочувствие работающих за компьютером. Их хорошо размещать рядом с компьютером и периодически переводить взгляд с монитора на орнамент.
      Интересно, что серые дома (те же «сталинки»), как следовало дальше из рассказа Мариэтты Сориной, противоречат принципу мандалы: не гармонию рождают в душе, а – депрессию.
     Так что не только дизайнеров, получается, надо бы знакомить с этим принципом, но и тех, кто им заказывает музыку. Тогда, наверно, зайдешь ли в здание, выйдешь ли на улицу - все радует глаз, просветляет ум и согревает душу. Только вот жить в эту пору прекрасную не знаю, кому уж доведется…
 31.01.2007г., НВ.

РОСТОВУ ПОВЕЗЛО

ВЧЕРА в областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная культуре и традициям Калмыкии. Самый главный "экспонат" возникает прямо на глазах посетителей: в центре зала четверо тибетских монахов приступили к строительству песочной мандалы (проекции дворца) Будды медицины. Оно будет продолжаться десять дней.

В ритуальных обрядах, предшествовавших началу строительства мандалы, участвовал специально приехавший для этого в Ростов Верховный лама Калмыкии. Донские буддисты и гости из Элисты считают, что Ростову повезло: любая мандала способствует созданию позитивной атмосферы, а мандала Будды медицины - тем более. Причем, вне зависимости от того, какого вероисповедания жители той местности, где она создается.

02.02.2007г., НВ.
 
 

В центре Ростова построят дворец из песка

 

        71Монахи тибетского тантрического монастыря Гьюдмед начали возведение мандалы Будды Медицины.
Первое, на что обращают внимание пришедшие на необычную стройплощадку на улице Большой Садовой, – это сладкий запах восточных благовоний.
       Посреди зала неподвижно восседает медитирующий тибетский лама — символ мудрости и миросозерцания.
   На невысоком помосте два тибет-ских монаха совершают церемонию построения песочной мандалы Будды Медицины. По замыслу строителей, она должна способствовать исцелению от телесных недугов и гармонизации пространства в целом.
    — Мандала — это двумерное изображение дворца Будды, созданное из мельчайших частиц толченого мрамора, окрашенного непрозрачной акварелью и символизирующее красоту мира. Каждый компонент мандалы является символом какого-либо аспекта учения Будды, — рассказал нам верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
    Построение мандалы является древним ритуалом, сохраненным тибетскими монахами в первозданной чистоте. Традиционно ее строили в храмах. Но десять лет назад Верховный тибетский лама дал разрешение вынести мандалу в «мир».
      По словам одного из монахов-строителей, существуют мандалы трех видов – деревянные, песчаные и ментальные. Тем не менее, в Ростове корреспондент «Газеты Дона» обнаружил крошечную мандалу из риса. Видимо, гастрономические творения выпали из поля зрения монаха.
   — На возведение мандалы уйдет десять дней. И уже в воскресенье, 11 февраля, она будет разрушена. В знак мимолетности и непостоянства всего сущего, — продолжает Верховный лама Калмыкии.
     Духовный пастырь выглядит очень молодо — ему не дашь и больше тридцати.
     — На самом деле я гораздо старше. Просто пользуюсь специальным кремом, — шутит Тэло Тулку Ринпоче.
   Несмотря на высокий религиозный сан, он прост в общении. Последовать его примеру он советует и донской власти.
     — Все, к примеру, хотят пообщаться с ростовским губернатором, но боятся подойти. Значит, он сам должен выйти к людям, — философски заметил восточный мудрец.
     Верховный лама Калмыкии всячески подчеркивает культурологическую цель строительства.
    — Мы не стремимся обратить ростовчан в иную веру. Просто хотим познакомить жителей Дона с уникальной буддийской культурой, которая существовала в России на протяжении многих веков, хотя далеко не все знают об этом.

 
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 06(425) от 07-02-2007

Песок Мандалы бросят в Дон

       72Большая песочная мандала Будды медицины приехала на Дон.

       Культура Востока загадочна и удивительна. Вот у меня, например, есть серебряная мандала — этакий талисман. Я иногда ношу её на груди. Мне подарил её однажды современный, урбанистический шаман. То ли она отгоняет от меня злых духов, то ли притягивает добрых, не знаю? Но на Востоке к подобным вещам относятся очень серьёзно.

    Демонстрация же большой песочной мандалы Будды медицины происходит с 1 по 11 февраля в Ростовском областном музее краеведения в рамках выставки буддийского искусства Тибета. Основным организатором выставки является Ростовский буддийский центр «Пунцог Чопел Линг», фонд «Сохраним Тибет» при поддержке Министерства культуры Калмыкии и Ростовской области. 73«Мандала» — это санскритский термин, означающий двухмерное представление изысканного дворца буддийского божества, созданное из разноцветного измельчённого мрамора. При этом дворец также символизирует сознание этого божества. Он включает в себя архитектурный дизайн и множество декоративных деталей. Каждый компонент мандалы является символом какого-либо аспекта учения Будды. Суть в том, что ученик должен как бы войти в этот круг, войти в состояние бытия этого божества. Четверо монахов буддийского монастыря Гюдмед стали строить модель мироздания, процесс сопровождая ритуальным горловым пением. Звучит это магически. Для нас, далёких от буддизма людей, это всего лишь экзотика. Посланцы Тибета и не претендовали на мессианство и проповедование своей религии. Они просто показали нам своё искусство. В Ростове такая акция проводится впервые. Вне стен монастырей подобное вы нигде не увидите. Для буддистов истинных созерцание мандалы — это возможность получить благословение. Европейцы и американцы всегда тяготели к тибетской медицине — это было модно во все времена. Однако мастерство тибетских целителей всегда у специалистов вызывало восторг и поклонение. Монахи, которые долгие годы взращивали в себе сострадание ко всем живым существам, упражнялись в сосредоточенности, от учителя к ученику целыми тысячелетиями передавали секреты врачевания. Любые физические и душевные недуги в Тибете лечили ламы и монахи.

      На выставке будет так же показан новый американский сериал «Открытие Буддизма» с участием Ричарда Гира и Киану Ривза.

      11 февраля Большая песочная мандала будет разрушена, в знак мимолётности и непостоянства всего сущего. Песок, благословлённый многодневными ритуалами, красивой процессией со звучанием тибетских длинных труб и медных тарелок будет отнесён к реке Дон. Он достанется в дар нашим местным духам воды. Так благословенный песок разнесётся по всему миру. Часть его подарят собравшимся людям.

7 февраля 2007г., РО.
 
 

Создать, чтобы… разрушить

 

     74- У нас говорят: только один взгляд на мандалу убирает много грехов, - сказала мне коллега, журналистка из Калмыкии. Это было ровно неделю назад, на открытии в областном краеведческом музее выставки, посвященной искусству, быту и верованиям калмыков, и четверо тибетских монахов из элистинского монастыря еще только подготавливали основание мандалы - темно-синюю четырехугольную платформу.

     Но уже завтра песочная мандала… так и хочется сказать: расцветет, полностью раскроет все свои лепестки, и посетителям музея, как и самим строителям, останется созерцать ее и наслаждаться.
      …Обычно в музеях к концу дня – считанные посетители. В областном краеведческом теперь в конце дня – едва ли не пик посещаемости: люди стараются застать хоть кусочек такого непривычного для нас обертонного пения - им монахи начинают и завершают работу.
      - Я в какие-то особые свойства мандалы не верю, - сказала одна из посетительниц. – Но зашла на выставку, послушала, как урчат этими своими странными низкими голосами монахи, посмотрела, как составляют орнамент, и… у меня пропала бессонница.
      Кстати, эта мандала являет собой проекцию небесного Лазурного дворца Монлы-Будды медицины. Рассказывают, что первоначально он был обыкновенным человеком. Или все-таки не совсем обыкновенным? Ведь Монла очень долго изучал учение, помогающее избавиться от страстей, а просветления старался достичь для того, чтобы избавлять живые существа от страданий.
       Но как строится мандала? Посетители, приходившие в эти дни в музей, видели такую картину: монахи засыпали в полые конусообразные трубочки цветной песок (на самом деле – это измельченный мрамор из Индии) и, низко склонившись над кругом, начерченным на платформе и поделенным на секторы, словно слегка скребли по трубочкам металлическими палочками. На самом деле это были выверенные движения: так монахи достигали того, чтобы песок из трубочки сыпался равномерной тонкой струйкой.
      Орнамент выходил необычайно прихотливый, но рисунка, с которым сверяются монахи, вы нигде бы не нашли. Он в их памяти. Причем не как изображение, а как последовательность ритуальных, вряд ли понятных непосвященному текстов.
     Когда наблюдаешь за созданием красавицы мандалы, понимаешь, что это – тяжелый, напряженный труд. И остеохондроз очень даже легко им заработать.
       - У создателей мандалы есть особая, помогающая сберечь здоровье гимнастика? – спросила я Юлию Жеронкину, директора фонда «Сохраним Тибет», которая уже несколько лет сопровождает в таких поездках монахов еще и в качестве переводчицы.
        - Их главная практика, - простирание ниц. Это упражнение духовное, но требующее и физических усилий.
        - И сколько раз следует простереться ниц?
        - Кому как по силам. Чем больше, тем лучше.
        - Монахи болеют меньше других людей?
        - Не сказала бы: ведь они часто берут на себя страдания других существ.
        - В таких путешествиях им дозволено интересоваться мирским, совершать экскурсии?
      - Всюду, куда мы приезжаем, нам показывают местные достопримечательности. В Самаре предложили посетить музей космонавтики. Монахи охотно согласились.
       - Я слышала, что в день приезда в Ростов один из монахов узнал, что его мать очень плоха, а трое других решили: как единственный в семье сын, он должен быть в эти минуты дома. Эта весть – дурной знак?
        - Это знак мимолетности и бесконечной изменчивости всего в мире.
    …В знак этой мимолетности и изменчивости великолепную, изумляющую сочностью красок и сложностью орнамента мандалу торжественно разрушат в воскресенье, 11 февраля, в 11 часов дня. Совпадение цифр даты и времени ритуалом не предусмотрено. Так вышло.
 08.02.2007г., НВ.

Дружба дружбой, а мандала врозь

Казаки не позволили буддистским монахам провести ри­туал над «священными» водами Дона.

75В минувшее воскресенье монахи из калмыцкого монас­тыря Гьюдмед завершили в краеведческом музее таинст­венный ритуал по возведению так называемой «песочной мандалы». Десятидневная це­ремония построения из разно­цветных кварцевых песчинок дворца буддистского божест­ва, проходившая под любо­пытствующими взорами рос­товчан, завершилась его раз­рушением в знак мимолётнос­ти и непостоянства всего су­щего. После этого калмыцкие монахи было собирались раз­веять божественные песчинки над Доном в знак благослове­ния ростовской земли. Но здесь уже не выдержали каза­ки и священнослужители, ко­торые до этого времени спо­койно наблюдали за религиоз­ным обрядом, разворачиваю­щимся в краеведческом музее.

Конфликтная ситуация на­зрела после появления на сай­те одного из информагентств статьи со ссылкой на слова от­ца Иоанна Осяка, который счи­тает, что «строительство ман­далы и развеивание песка над Доном навлечёт на Ростов бе­ды и катаклизмы». По мнению священнослужителя, проведе­ние подобных культовых обря­дов должно совершаться только в буддистских храмах, а не в общественных местах. «Пусть другие народы знакомят жите­лей Дона со своими культурны­ми традициями, а не пытаются насадить у нас свои религиоз­ные взгляды», — высказал своё мнение отец Иоанн.

В свою очередь прибыв­ший в Ростов на церемонию разрушения песочного дворца Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал, что буддистские монахи «прибыли с чистой мотивацией, а не для того, чтобы насаждать свою ре­лигию или воззрения». Тем бо­лее что строительство мандалы проходило в рамках дней Кал­мыкии в Ростовской области.

Прийти к взаимоприемле­мому решению удалось толь­ко благодаря вмешательству донских казаков. Как расска­зал «РО» заместитель атама­на Всевеликого войска Дон­ского по идеологии Владимир Воронин, по поручению Вик­тора Водолацкого он встре­тился с представителями кал­мыцкой диаспоры, с которы­ми удалось договориться о том, чтобы обойтись без ри­туала развеивания песка. Вместо этого песчинки, из ко­торых была построена буд­дистская святыня, поместили в резервуары с водой, которую любой желающий мог взять из музея домой.

— Для нас Дон-батюшка — это священная река, поэто­му казаки решили, что не стоит совершать над ней подобное языческое действо, — говорит Владимир Воронин. — Тем бо­лее что кварцевый песок явля­ется довольно мощным энер­гетическим носителем, и ещё неизвестно, что говорили над ним в своих молитвах тибет­ские монахи, строившие мандалу. Таким образом, удалось избежать разногласий по ре­лигиозным мотивам.

А если, не дай бог, про­изошло бы, скажем, подтопле­ние, то обязательно нашёлся кто-нибудь, кто заявил бы, что стихия произошла именно из-за буддистского ритуала...

По словам В. Воронина, в этом вопросе с калмыцкой стороной казаки нашли пол­ное взаимопонимание. По-другому быть и не могло, ведь калмыки — это наши братья. Официальное вхождение час­ти калмыцкого народа в со­став донского казачества произошло ещё в 1642 году. С тех пор казаки-калмыки уча­ствовали во всех войнах на стороне России. В прошлом году ряды Всевеликого вой­ска Донского вновь пополни­лись калмыками. Так была восстановлена историческая справедливость, а донской флаг, на котором жёлтый цвет изначально символизи­ровал именно калмыков, об­рёл своё полноцветие.

14 февраля 2007г., РО.

Буддийские монахи построят в Ростове песочную мандалу

     2-11 февраля в рамках Дней Калмыкии в Ростовской области монахи из буддийского монастыря Гьюдмед проведут церемонию построения песочной мандалы Будды Медицины в ростовском Краеведческом музее.

      Как сообщили агентству в музее, мандала, являющаяся двухмерным представлением дворца буддийского божества, будет построена из крошек толченого мрамора, окрашенных непрозрачной акварелью. Посетители музея смогут наблюдать за процессом построения, а также пообщаться с монахами. 11 февраля церемония построения мандалы завершится ритуалом ее разрушения, символизирующим мимолетность и непостоянство всего сущего.

    В музее добавили, что в рамках дней Калмыкии в музее пройдет выставка буддийских ритуальных предметов и живописи. Кроме того, в Ростовской Филармонии монахи дадут 2 концерта обертонного пения.

02.02.07г. http://www.yugmedia.ru/ne_3629378
106
 
110 
 
114
 
118
 
122
 
126
 
130 
 
107
 
111 
 
115
 
119
 
123
 
127
 
131
 
108
 
112
 
116
 
120
 
124
 
128
 
132
 
109
 
113
 
117
 
121
 
125
 
129
 
 
 
 
 
 
 
 
 
.