Дружба дружбой, а мандала врозь
Казаки не позволили буддистским монахам провести ритуал над «священными» водами Дона.
В минувшее воскресенье монахи из калмыцкого монастыря Гьюдмед завершили в краеведческом музее таинственный ритуал по возведению так называемой «песочной мандалы». Десятидневная церемония построения из разноцветных кварцевых песчинок дворца буддистского божества, проходившая под любопытствующими взорами ростовчан, завершилась его разрушением в знак мимолётности и непостоянства всего сущего. После этого калмыцкие монахи было собирались развеять божественные песчинки над Доном в знак благословения ростовской земли. Но здесь уже не выдержали казаки и священнослужители, которые до этого времени спокойно наблюдали за религиозным обрядом, разворачивающимся в краеведческом музее.
Конфликтная ситуация назрела после появления на сайте одного из информагентств статьи со ссылкой на слова отца Иоанна Осяка, который считает, что «строительство мандалы и развеивание песка над Доном навлечёт на Ростов беды и катаклизмы». По мнению священнослужителя, проведение подобных культовых обрядов должно совершаться только в буддистских храмах, а не в общественных местах. «Пусть другие народы знакомят жителей Дона со своими культурными традициями, а не пытаются насадить у нас свои религиозные взгляды», — высказал своё мнение отец Иоанн.
В свою очередь прибывший в Ростов на церемонию разрушения песочного дворца Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал, что буддистские монахи «прибыли с чистой мотивацией, а не для того, чтобы насаждать свою религию или воззрения». Тем более что строительство мандалы проходило в рамках дней Калмыкии в Ростовской области.
Прийти к взаимоприемлемому решению удалось только благодаря вмешательству донских казаков. Как рассказал «РО» заместитель атамана Всевеликого войска Донского по идеологии Владимир Воронин, по поручению Виктора Водолацкого он встретился с представителями калмыцкой диаспоры, с которыми удалось договориться о том, чтобы обойтись без ритуала развеивания песка. Вместо этого песчинки, из которых была построена буддистская святыня, поместили в резервуары с водой, которую любой желающий мог взять из музея домой.
— Для нас Дон-батюшка — это священная река, поэтому казаки решили, что не стоит совершать над ней подобное языческое действо, — говорит Владимир Воронин. — Тем более что кварцевый песок является довольно мощным энергетическим носителем, и ещё неизвестно, что говорили над ним в своих молитвах тибетские монахи, строившие мандалу. Таким образом, удалось избежать разногласий по религиозным мотивам.
А если, не дай бог, произошло бы, скажем, подтопление, то обязательно нашёлся кто-нибудь, кто заявил бы, что стихия произошла именно из-за буддистского ритуала...
По словам В. Воронина, в этом вопросе с калмыцкой стороной казаки нашли полное взаимопонимание. По-другому быть и не могло, ведь калмыки — это наши братья. Официальное вхождение части калмыцкого народа в состав донского казачества произошло ещё в 1642 году. С тех пор казаки-калмыки участвовали во всех войнах на стороне России. В прошлом году ряды Всевеликого войска Донского вновь пополнились калмыками. Так была восстановлена историческая справедливость, а донской флаг, на котором жёлтый цвет изначально символизировал именно калмыков, обрёл своё полноцветие.
14 февраля 2007г., РО.