rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

В РОСТОВЕ РАБОТАЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ЮГЕ РОССИИ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

Представьте, что больше никогда вам не доведется услышать ни шума машин в загазованном городе, ни трелей ласточек летним вечером. Глухота не лечится. А неслышащих детей в нашем регионе, по наблюдениям Виталия Тихоновича Турыгина, становится все больше.  В.Т. Турыгин возглавляет Центр образования неслышащих учащихся. Центр находится по ростовскому адресу: Суворова, 127.

ПРИЧИНЫ глухоты, с точки зрения специалистов, кроются в порой слишком больших дозах антибиотиков при лечении тяжелых болезней в грудном возрасте. Когда встает вопрос о жизни или смерти ребенка, врачи говорят, что необходимы лекарства. Но условие одно: маленький человек может вырасти глухим. Ну, а о том, почему болеют, и говорить лишний раз не хочется. Плохая экология и так далее...

Кроме того, в семьях глухих рождаются дети. И случаи, когда ребенок, появившийся на свет, не перенимает по наследству глухоту родителей, увы, единичны.

Помочь приспособиться к миру слышащих и призван Центр образования неслышащих учащихся. Он образован в июне 1998 г. Однако свою историю ведет с сентября 1920 г. Именно тогда на базе колонии малолетних преступников создали группу учащихся из 16 человек. В июне 1923 г. появилась специальная школа-интернат для глухих детей. Готовить к работе на производстве стали 50 человек.

Сегодня Центр состоит из дневного и вечернего отделений. Есть еще медицинская часть и диагностико-реабилитационный блок. Тут за ребятами наблюдают врачи, ведется контроль самочувствия учащихся.

Учатся в Центре с нулевого по двенадцатый класс. В этом учреждении перешли на "двенадцатилетку" уже давно. Детей сюда направляют по заключению медико-педагогической комиссии. И некоторое время им нужно для адаптации.

От обычной школы тут разве что преподаватели да предметы. Но методика работы совсем иная. Своих учеников учителя-дефектологи, воспитатели, "предметники' стараются научить читать по губам. Знать язык губ проще, чем общаться с помощью жестов. Жесты знакомы только сурдопереводчикам...

Главная проблема, над которой бьются сотрудники этого не совсем обычного образовательного учреждения: как развить память, словесно-логическое мышление. И потом, как и в любой школе, к каждому ученику требуется найти свои подход. А уроки тут бывают частенько не совсем обычные: уроки-путешествия, уроки с игровой направленностью. Типичный вопрос раннего школьного детства "как познать мир" приходится решать на особом уровне.

Понятно, что в Центре есть и свои таланты. К примеру, ребята очень любят рисовать. Интересно, что руководит здешней изостудией бывшая выпускница, сама лауреат очень многих конкурсов по изобразительно-выразительному искусству Ольга Масесова. Теперешние ее воспитанники рисуют и портреты, и пейзажи. Главное, что творчество неизменно помогает раскрасить их собственную жизнь цветными, а не серыми красками. В Центре воспитываются две сироты. Одна из них, Римма Болдырева, учится в восьмом классе и обожает рисовать, это у нее замечательно получается. Другая девочка, Зоя Галиченко, по собственной инициативе стала нештатным директором столовой. Любит следить за порядком, как настоящая хозяйка. В дальнейшей жизни, когда Центр распахнет свои двери для питомцев-выпускников, может быть, они изберут карьеру вольных художников. А что, как рассказал директор Центра, некоторые выпускники уже в их числе.

Вот не так давно здесь заключили договор со строительно-художественным лицеем № 10. Теперь учащиеся в старших классах, наравне с общим, получают и специальное образование по специальностям: "швея" (девочки) и "сборщик обуви" (мальчики). А с прошлого года тут учат воспитателей дошкольного учреждения на базе Донского педагогического колледжа. В Центре мечтают, чтобы ученики имели возможность и высшее образование получить в Ростовском педагогическом университете, как в педколледже уже получают по специальности "воспитатель дошкольного учреждения".

Мало у нас сурдопереводчиков! - вот "крик души" В.Т. Турыгина. - Приходится приглашать их с "Роствертола" и "Ростсельмаша". В таком большом городе, как Ростов кажется, они только там остались. Я считаю, что сурдопереводчика в каждом учебном заведении собственного иметь необходимо!

И правда, ведь во многих вузах в том числе и ростовских, есть глухие студенты. Это счастье, что почти все они уже поучились в Центре образования неслышащих. Теперь одолевают высшее образование, как первокурсник Артем Тюрин, который в Ростовском строительном университете блестяще сдает экзамены, или Рома Иванов. Последний учится уже не один год в Краснодарской академии физкультуры.

Заботиться о своей жизни воспитанники Центра сами начинают. Почти что половина из них на вечернем отделении создает семьи. Практически всегда это бывает брак между учеником и одноклассницей. Такое, вероятно, случалось и в студенческие годы с кем-то из наших читателей.

...Читать по губам. По-моему, для любого здорового человека это страшно. Не слышать мир... Но жизнь, повторю эту сто раз высказанную истину, продолжается. Часовщиком, массажистом... Да мало ли еще профессий могут освоить в дальнейшем те, кто учился в Центре! Только вот мало у нас предприятий, где готовы взять неслышащего работника. Но разве это значит, что работник плох?..

9 августа 2002г. НВ.

И услышать полёт стрекозы

77“Ты хорошая, не уходи”

Я смотрю её «молодые» фотографии: активистка, комсомолка, спортсменка, красавица. Такая она и сегодня, Людмила Борисовна Дерюгина, воспитатель Ростовского областного центра неслышащих учащихся, отличник просвещения, ветеран труда. Она занималась велоспортом, окончила Ростовский институт физкультуры, учительствовала, работала методистом в Доме пионеров. В 1968 году пришла в школу глухих и осталась здесь надолго. Как трудно было начинать в этом беззвучном мире! Ученики обступали её со всех сторон, махали беспорядочно, как ей казалось, руками. Она ничего не понимала, приходила домой и плакала. У знакомой глухой семьи взяла пенсионную книжку, на последней странице которой был написан глухонемой алфавит, дожидалась, когда в однокомнатной квартире с печным отоплением засыпали свёкр, обезноженная свекровь, муж, сын, и начинала учить. Она научилась понимать этот язык жестов, и всё равно было трудно, и все вокруг говорили: «Бросай!» Но глухие дети ей семафорили: «Ты хорошая, не уходи, мы тебя научим!»

Они очень талантливые!

Сказать, что она их любит – ничего не сказать: они ей как собственные её два сына, никакой разницы. За этих, ущербных, от родителей оторванных, ответственность, может быть, даже больше. Хотя она такие казённые слова не помнит и не произносит, когда, например, Серёжа Омельченко страшно стонал от острой боли, и она, не дождавшись скорой, с ним на руках добежала до больницы и потом неделю дежурила возле него. В прошлом году она выпустила свой класс, с которым работала 13(!) лет. Оторвала от сердца. Знает практически всех - и выпускников, и нынешних учащихся. О каждом думает, переживает. Яна Ярочкина поступила в Новосибирский компьютерный колледж, Марина Денискина – в Ростовский педколледж, Коля Коновский и Коля Лесников – обувщики, три девочки стали швеями. Сергей Лунёв пошёл в вечернюю школу, за него она тревожится больше всех – слабый, в одиночку ему труднее всех.

— Они все талантливые, - говорит Людмила Борисовна. – Наши дети становятся отличными зубными техниками, массажистами, модельерами, художниками-оформителями. В школе – замечательная художественная самодеятельность. Песни, танцы, цирковые номера. А кружки: мягкой игрушки, цветоделия, изо, вышивки, бисероплетения, художественный, работает музей донского казачества. У ребят хороший вкус и умелые руки.

“У меня свой план”

В школе, где ребята находятся 24 часа в сутки, и должна быть такая насыщенная программа. Но у Людмилы Борисовны свой план: она хочет сделать их счастливыми, а счастье - в полноте жизни. Поэтому она бегает по городу и заводит знакомства с самыми крутыми фирмами, и помочь редко кто отказывается. Её всегда принимают уважительно, понимая, что делает она святое дело, на которое не многие в такой мере способны. Её знают во всех театрах и кинотеатрах, во всех музеях, на всех выставках, в цирке. Она всюду водит своих детей, и они видели и знают всё. По крайней мере те, кого она выпустила. Теперь у них с учительницей Инной Антоновной Бородай опять малыши – 2-й класс, с диагнозом ЗПР (задержка психичекого развития), и она сказала себе, что сделает всё, чтобы этот диагноз с них снять. Она всегда водила своих воспитанников в бассейн и учила плавать. Насчёт этих малышей пока ни с кем не договорилась, но твёрдо знает, что обязательно найдётся человек, который захочет помочь. Нашла же она на ипподроме тренера Наталью Владимировну Жердеву, которая раз в неделю бесплатно  учит её детей не только ездить верхом, но даже жонглировать. Сколько радости от общения с живой лошадью – не передать! А как расстраивались все на первых занятиях, когда лошадь не признала Асифа (беженец-азербайджанец) и сбросила его. Зато теперь привыкла, и он её нисколечко не боится. В спальнях её детей и в классе – цветы. У них 200-литровый аквариум с рыбками и попугай Карел в шикарной клетке. Сейчас почти всё ей приходится делать самой. Но те, взрослые, всему были обучены. И когда она лежала в больнице, они подробным образом писали, как поливают цветы, кормят рыбок и как скучает Карел… Те умели, и этих она научит, уже сейчас видно, какой порядок у них в  комнатах.

Подобное притягивает к себе подобное

Людмила Борисовна считает, что ей везёт на хороших людей. Это не везение, это такой закон: подобное притягивает к себе подобное.

Вот поехали они с сыном Васей в Волгоград делать ему операцию на глазах. Много чего преодолели на пути к этому: и чёрствость, и алчность, и равнодушие. Но попали-таки к замечательному офтальмологу Александру Николаевичу Марухненко. Спас он зрение, и в кассу заплатили они вдвое меньше, чем если это было бы в другом городе. А когда пошла Людмила Борисовна к доктору, чтобы отблагодарить его персонально, громогласный Марухненко закричал на неё, затопал: «Ты учительница или ты вор? Откуда у тебя могут быть деньги?» И не только не взял, а просто, можно сказать, выгнал её из кабинета. А они и правда взяты были взаймы у родственников и знакомых, эти деньги.

 В Волгограде, когда свободная минутка выкроилась, разыскала она тамошнюю школу глухих. Договорилась и повезла потом своих детей туда в гости на три дня. СКЖД выделила билеты. Там встретили очень гостеприимно, и три дня возили по всем историческим местам – и на Мамаев курган, конечно же, и по Волге, и везде-везде.

А прямо на днях вернулась Людмила Борисовна со своими ребятами из детского оздоровительного санатория “Спутник”, что в пос. Натальевка на Азовском море. Он частный. Имеет ли с него хозяин капиталы – неважно. Главное, он такие замечательные корпуса выстроил, не нарушая природного ландшафта, такое там лечение наладил, такие процедуры, 7-разовое питание – что 21 день дети действительно полноценно отдыхали и оздоравливались. Воспитатели, конечно, были с ними круглосуточно. Людмила Борисовна каждый вечер провожала малышей ко сну, предварительно проверив, как они постирали свои трусики. А когда они засыпали, перестирывала заново. Сразу постирать — будут отлынивать, мол, чего стараться, Людмила всё равно постирает, и не научатся. А так она их похвалит за усердие, да и перестирает потихоньку. А они об этом никогда не узнают.

Шум дня, шум ночи...

— Ну как же, Людмила Борисовна, научить их слышать – шум дня, шум ночи? Как же они живут без всего этого? И как они поют? Ну слова можно азбукой изобразить, но музыку...

—  Шум ночи никак я им не смогу объяснить. А вот шум дня... Поймаю стрекозу, посажу в коробочку и даю им - пальцами почувствовать, как она бьётся. Вот они её и услышат. В театр идём, сажусь так, чтобы и сцену видеть и их, и они чтобы меня видели. И всё им перевожу. А как они поют! Вы приходите к нам на концерт. Увидите и всё поймёте.

3 марта 2005г., РО.
.