И услышать полёт стрекозы
“Ты хорошая, не уходи”
Я смотрю её «молодые» фотографии: активистка, комсомолка, спортсменка, красавица. Такая она и сегодня, Людмила Борисовна Дерюгина, воспитатель Ростовского областного центра неслышащих учащихся, отличник просвещения, ветеран труда. Она занималась велоспортом, окончила Ростовский институт физкультуры, учительствовала, работала методистом в Доме пионеров. В 1968 году пришла в школу глухих и осталась здесь надолго. Как трудно было начинать в этом беззвучном мире! Ученики обступали её со всех сторон, махали беспорядочно, как ей казалось, руками. Она ничего не понимала, приходила домой и плакала. У знакомой глухой семьи взяла пенсионную книжку, на последней странице которой был написан глухонемой алфавит, дожидалась, когда в однокомнатной квартире с печным отоплением засыпали свёкр, обезноженная свекровь, муж, сын, и начинала учить. Она научилась понимать этот язык жестов, и всё равно было трудно, и все вокруг говорили: «Бросай!» Но глухие дети ей семафорили: «Ты хорошая, не уходи, мы тебя научим!»
Они очень талантливые!
Сказать, что она их любит – ничего не сказать: они ей как собственные её два сына, никакой разницы. За этих, ущербных, от родителей оторванных, ответственность, может быть, даже больше. Хотя она такие казённые слова не помнит и не произносит, когда, например, Серёжа Омельченко страшно стонал от острой боли, и она, не дождавшись скорой, с ним на руках добежала до больницы и потом неделю дежурила возле него. В прошлом году она выпустила свой класс, с которым работала 13(!) лет. Оторвала от сердца. Знает практически всех - и выпускников, и нынешних учащихся. О каждом думает, переживает. Яна Ярочкина поступила в Новосибирский компьютерный колледж, Марина Денискина – в Ростовский педколледж, Коля Коновский и Коля Лесников – обувщики, три девочки стали швеями. Сергей Лунёв пошёл в вечернюю школу, за него она тревожится больше всех – слабый, в одиночку ему труднее всех.
— Они все талантливые, - говорит Людмила Борисовна. – Наши дети становятся отличными зубными техниками, массажистами, модельерами, художниками-оформителями. В школе – замечательная художественная самодеятельность. Песни, танцы, цирковые номера. А кружки: мягкой игрушки, цветоделия, изо, вышивки, бисероплетения, художественный, работает музей донского казачества. У ребят хороший вкус и умелые руки.
“У меня свой план”
В школе, где ребята находятся 24 часа в сутки, и должна быть такая насыщенная программа. Но у Людмилы Борисовны свой план: она хочет сделать их счастливыми, а счастье - в полноте жизни. Поэтому она бегает по городу и заводит знакомства с самыми крутыми фирмами, и помочь редко кто отказывается. Её всегда принимают уважительно, понимая, что делает она святое дело, на которое не многие в такой мере способны. Её знают во всех театрах и кинотеатрах, во всех музеях, на всех выставках, в цирке. Она всюду водит своих детей, и они видели и знают всё. По крайней мере те, кого она выпустила. Теперь у них с учительницей Инной Антоновной Бородай опять малыши – 2-й класс, с диагнозом ЗПР (задержка психичекого развития), и она сказала себе, что сделает всё, чтобы этот диагноз с них снять. Она всегда водила своих воспитанников в бассейн и учила плавать. Насчёт этих малышей пока ни с кем не договорилась, но твёрдо знает, что обязательно найдётся человек, который захочет помочь. Нашла же она на ипподроме тренера Наталью Владимировну Жердеву, которая раз в неделю бесплатно учит её детей не только ездить верхом, но даже жонглировать. Сколько радости от общения с живой лошадью – не передать! А как расстраивались все на первых занятиях, когда лошадь не признала Асифа (беженец-азербайджанец) и сбросила его. Зато теперь привыкла, и он её нисколечко не боится. В спальнях её детей и в классе – цветы. У них 200-литровый аквариум с рыбками и попугай Карел в шикарной клетке. Сейчас почти всё ей приходится делать самой. Но те, взрослые, всему были обучены. И когда она лежала в больнице, они подробным образом писали, как поливают цветы, кормят рыбок и как скучает Карел… Те умели, и этих она научит, уже сейчас видно, какой порядок у них в комнатах.
Подобное притягивает к себе подобное
Людмила Борисовна считает, что ей везёт на хороших людей. Это не везение, это такой закон: подобное притягивает к себе подобное.
Вот поехали они с сыном Васей в Волгоград делать ему операцию на глазах. Много чего преодолели на пути к этому: и чёрствость, и алчность, и равнодушие. Но попали-таки к замечательному офтальмологу Александру Николаевичу Марухненко. Спас он зрение, и в кассу заплатили они вдвое меньше, чем если это было бы в другом городе. А когда пошла Людмила Борисовна к доктору, чтобы отблагодарить его персонально, громогласный Марухненко закричал на неё, затопал: «Ты учительница или ты вор? Откуда у тебя могут быть деньги?» И не только не взял, а просто, можно сказать, выгнал её из кабинета. А они и правда взяты были взаймы у родственников и знакомых, эти деньги.
В Волгограде, когда свободная минутка выкроилась, разыскала она тамошнюю школу глухих. Договорилась и повезла потом своих детей туда в гости на три дня. СКЖД выделила билеты. Там встретили очень гостеприимно, и три дня возили по всем историческим местам – и на Мамаев курган, конечно же, и по Волге, и везде-везде.
А прямо на днях вернулась Людмила Борисовна со своими ребятами из детского оздоровительного санатория “Спутник”, что в пос. Натальевка на Азовском море. Он частный. Имеет ли с него хозяин капиталы – неважно. Главное, он такие замечательные корпуса выстроил, не нарушая природного ландшафта, такое там лечение наладил, такие процедуры, 7-разовое питание – что 21 день дети действительно полноценно отдыхали и оздоравливались. Воспитатели, конечно, были с ними круглосуточно. Людмила Борисовна каждый вечер провожала малышей ко сну, предварительно проверив, как они постирали свои трусики. А когда они засыпали, перестирывала заново. Сразу постирать — будут отлынивать, мол, чего стараться, Людмила всё равно постирает, и не научатся. А так она их похвалит за усердие, да и перестирает потихоньку. А они об этом никогда не узнают.
Шум дня, шум ночи...
— Ну как же, Людмила Борисовна, научить их слышать – шум дня, шум ночи? Как же они живут без всего этого? И как они поют? Ну слова можно азбукой изобразить, но музыку...
— Шум ночи никак я им не смогу объяснить. А вот шум дня... Поймаю стрекозу, посажу в коробочку и даю им - пальцами почувствовать, как она бьётся. Вот они её и услышат. В театр идём, сажусь так, чтобы и сцену видеть и их, и они чтобы меня видели. И всё им перевожу. А как они поют! Вы приходите к нам на концерт. Увидите и всё поймёте.
3 марта 2005г., РО.
|