rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

И услышать полёт стрекозы

77“Ты хорошая, не уходи”

Я смотрю её «молодые» фотографии: активистка, комсомолка, спортсменка, красавица. Такая она и сегодня, Людмила Борисовна Дерюгина, воспитатель Ростовского областного центра неслышащих учащихся, отличник просвещения, ветеран труда. Она занималась велоспортом, окончила Ростовский институт физкультуры, учительствовала, работала методистом в Доме пионеров. В 1968 году пришла в школу глухих и осталась здесь надолго. Как трудно было начинать в этом беззвучном мире! Ученики обступали её со всех сторон, махали беспорядочно, как ей казалось, руками. Она ничего не понимала, приходила домой и плакала. У знакомой глухой семьи взяла пенсионную книжку, на последней странице которой был написан глухонемой алфавит, дожидалась, когда в однокомнатной квартире с печным отоплением засыпали свёкр, обезноженная свекровь, муж, сын, и начинала учить. Она научилась понимать этот язык жестов, и всё равно было трудно, и все вокруг говорили: «Бросай!» Но глухие дети ей семафорили: «Ты хорошая, не уходи, мы тебя научим!»

Они очень талантливые!

Сказать, что она их любит – ничего не сказать: они ей как собственные её два сына, никакой разницы. За этих, ущербных, от родителей оторванных, ответственность, может быть, даже больше. Хотя она такие казённые слова не помнит и не произносит, когда, например, Серёжа Омельченко страшно стонал от острой боли, и она, не дождавшись скорой, с ним на руках добежала до больницы и потом неделю дежурила возле него. В прошлом году она выпустила свой класс, с которым работала 13(!) лет. Оторвала от сердца. Знает практически всех - и выпускников, и нынешних учащихся. О каждом думает, переживает. Яна Ярочкина поступила в Новосибирский компьютерный колледж, Марина Денискина – в Ростовский педколледж, Коля Коновский и Коля Лесников – обувщики, три девочки стали швеями. Сергей Лунёв пошёл в вечернюю школу, за него она тревожится больше всех – слабый, в одиночку ему труднее всех.

— Они все талантливые, - говорит Людмила Борисовна. – Наши дети становятся отличными зубными техниками, массажистами, модельерами, художниками-оформителями. В школе – замечательная художественная самодеятельность. Песни, танцы, цирковые номера. А кружки: мягкой игрушки, цветоделия, изо, вышивки, бисероплетения, художественный, работает музей донского казачества. У ребят хороший вкус и умелые руки.

“У меня свой план”

В школе, где ребята находятся 24 часа в сутки, и должна быть такая насыщенная программа. Но у Людмилы Борисовны свой план: она хочет сделать их счастливыми, а счастье - в полноте жизни. Поэтому она бегает по городу и заводит знакомства с самыми крутыми фирмами, и помочь редко кто отказывается. Её всегда принимают уважительно, понимая, что делает она святое дело, на которое не многие в такой мере способны. Её знают во всех театрах и кинотеатрах, во всех музеях, на всех выставках, в цирке. Она всюду водит своих детей, и они видели и знают всё. По крайней мере те, кого она выпустила. Теперь у них с учительницей Инной Антоновной Бородай опять малыши – 2-й класс, с диагнозом ЗПР (задержка психичекого развития), и она сказала себе, что сделает всё, чтобы этот диагноз с них снять. Она всегда водила своих воспитанников в бассейн и учила плавать. Насчёт этих малышей пока ни с кем не договорилась, но твёрдо знает, что обязательно найдётся человек, который захочет помочь. Нашла же она на ипподроме тренера Наталью Владимировну Жердеву, которая раз в неделю бесплатно  учит её детей не только ездить верхом, но даже жонглировать. Сколько радости от общения с живой лошадью – не передать! А как расстраивались все на первых занятиях, когда лошадь не признала Асифа (беженец-азербайджанец) и сбросила его. Зато теперь привыкла, и он её нисколечко не боится. В спальнях её детей и в классе – цветы. У них 200-литровый аквариум с рыбками и попугай Карел в шикарной клетке. Сейчас почти всё ей приходится делать самой. Но те, взрослые, всему были обучены. И когда она лежала в больнице, они подробным образом писали, как поливают цветы, кормят рыбок и как скучает Карел… Те умели, и этих она научит, уже сейчас видно, какой порядок у них в  комнатах.

Подобное притягивает к себе подобное

Людмила Борисовна считает, что ей везёт на хороших людей. Это не везение, это такой закон: подобное притягивает к себе подобное.

Вот поехали они с сыном Васей в Волгоград делать ему операцию на глазах. Много чего преодолели на пути к этому: и чёрствость, и алчность, и равнодушие. Но попали-таки к замечательному офтальмологу Александру Николаевичу Марухненко. Спас он зрение, и в кассу заплатили они вдвое меньше, чем если это было бы в другом городе. А когда пошла Людмила Борисовна к доктору, чтобы отблагодарить его персонально, громогласный Марухненко закричал на неё, затопал: «Ты учительница или ты вор? Откуда у тебя могут быть деньги?» И не только не взял, а просто, можно сказать, выгнал её из кабинета. А они и правда взяты были взаймы у родственников и знакомых, эти деньги.

 В Волгограде, когда свободная минутка выкроилась, разыскала она тамошнюю школу глухих. Договорилась и повезла потом своих детей туда в гости на три дня. СКЖД выделила билеты. Там встретили очень гостеприимно, и три дня возили по всем историческим местам – и на Мамаев курган, конечно же, и по Волге, и везде-везде.

А прямо на днях вернулась Людмила Борисовна со своими ребятами из детского оздоровительного санатория “Спутник”, что в пос. Натальевка на Азовском море. Он частный. Имеет ли с него хозяин капиталы – неважно. Главное, он такие замечательные корпуса выстроил, не нарушая природного ландшафта, такое там лечение наладил, такие процедуры, 7-разовое питание – что 21 день дети действительно полноценно отдыхали и оздоравливались. Воспитатели, конечно, были с ними круглосуточно. Людмила Борисовна каждый вечер провожала малышей ко сну, предварительно проверив, как они постирали свои трусики. А когда они засыпали, перестирывала заново. Сразу постирать — будут отлынивать, мол, чего стараться, Людмила всё равно постирает, и не научатся. А так она их похвалит за усердие, да и перестирает потихоньку. А они об этом никогда не узнают.

Шум дня, шум ночи...

— Ну как же, Людмила Борисовна, научить их слышать – шум дня, шум ночи? Как же они живут без всего этого? И как они поют? Ну слова можно азбукой изобразить, но музыку...

—  Шум ночи никак я им не смогу объяснить. А вот шум дня... Поймаю стрекозу, посажу в коробочку и даю им - пальцами почувствовать, как она бьётся. Вот они её и услышат. В театр идём, сажусь так, чтобы и сцену видеть и их, и они чтобы меня видели. И всё им перевожу. А как они поют! Вы приходите к нам на концерт. Увидите и всё поймёте.

3 марта 2005г., РО.
.