«Так изобретателями рождаются или ими становятся?» — спросили мы у Лихачёва. И в интервью «Седьмой столице» Владимир рассказал, как всё начиналось, как сейчас продолжается и чем должно завершиться...
— Как-то сидел в школе на занятии по машиноведению, и нам рассказывали о двигателях внутреннего сгорания. И учитель говорил, что есть такие силы в двигателе, которые никому не нужны, но от которых никто избавиться не может. Ну, есть и есть, мне-то что с этого, я даже и не задумался тогда сразу над этим, — вспоминает изобретатель. — А потом поймал себя на мысли, что мне всё это интересно. Взял какую-то схему двигателя, посмотрел, как всё устроено, и стал придумывать, рисовать, как можно по-другому сделать.
Просто и не знаю, как всё получилось — спонтанно как-то. А потом я начертил свой двигатель.
7С:— А чем не устраивал традиционный двигатель внутреннего сгорания?
— Тем, что опрокидывающий момент такого двигателя внутреннего сгорания негативно сказывается на всей его работе — вот этим и зацепило. Из-за опрокидывающего момента вибрация на малых оборотах, изнашивается поршневая группа. Все механики знают, что будь двигатель хоть каким современным, но через какое-то время без капитального ремонта никак не обойтись.
У моего же двигателя поршень в верхней мёртвой точке находится дольше, чем у ныне существующих, потому в нём происходит более полное сгорание топлива. Кроме того, в моём двигателе нет коленвала как цельной детали, и мощность можно снимать не с двух, как в традиционном, а с нескольких точек. Сам же коленвал заменяют две конические шестерни. Поэтому КПД моего двигателя значительно выше, чем у ныне существующих.
7С:— Говорят, оформить изобретение помогал ныне покойный академик Дмитрий Лихачёв?
— Вот-вот, — смеётся Владимир, внучатый племянник академика Дмитрия Лихачёва, — я тоже об этом слышал. Питерские Лихачёвы — это наши дальние родственники, мы знаем о существовании друг друга, но не общаемся. Как-то не сложилось. А патент оформить (всё-таки этот процесс длился четыре года) помог один ростовский предприниматель. Кстати, болгарин по национальности.
7С:— А почему принял решение получать высшее образование в России, тем более в медицинском вузе? Ведь «Дженерал моторс» после твоего изобретения предлагала все условия для обучения и дальнейшей работы в Америке?
— Я хотел заниматься проблемами человеческого мозга давно — до изобретения двигателя. Но в школьные годы ещё не мог сам для себя чётко сформулировать, что мне интересно и чего я хочу. Всё было так — подсознательно.
Медицина — это ключ к тому, чем я хочу сейчас заниматься. Можно и так сказать: медицина — это мостик для достижения моей цели.
7С:— И какова же эта цель жизни изобретателя Лихачёва?
— Мне интересно понять, как работает мозг. Для начала… А вам разве это не интересно?
7С:— А зачем?
— Как зачем? Эти знания можно затем использовать во многих областях: от создания новых вычислительных систем, новых информационных технологий, основанных на нейронной системе мозга, до излечения людей от множества разнообразных болезней.
7С:— И искусственный интеллект изобрести можно?
— Можно. Изобрести можно всё: и велосипед, и искусственный интеллект.
7С:— И ты что-нибудь ещё изобретёшь?
— Обязательно!
23 июня 2004г., 7С.